Елена Вайцеховская о спорте и его звездах. Интервью, очерки и комментарии разных лет
Главная
От автора
Вокруг спорта
Комментарии
Водные виды спорта
Гимнастика
Единоборства
Игры
Легкая атлетика
Лыжный спорт
Технические виды
Фигурное катание
Футбол
Хоккей
Олимпийские игры
От А до Я...
Материалы по годам...
Translations
Авторский раздел
COOLинария
Telegram
Блог

Биатлон -  Кубок мира 2009-10 - Оберхоф (Германия)
ЧТО РУССКОМУ ЗДОРОВО...
Эстафета
Фото © Александр Вильф
Оберхоф. Евгений Устюгов

9 января 2010

В мужской спринтерской гонке россияне отчасти взяли реванш за проваленную накануне эстафету: в первую десятку вошли сразу четверо спортсменов, Евгений Устюгов стал чемпионом, одержав вторую кубковую победу в карьере, он же возглавил общий зачет соревнований и получил желтую майку лидера.

Абсолютно лысый с небольшой бородкой Карл Юхан Бергман так хитро щурил глаза на пресс-конференции, словно знал какой-то особенный секрет или, подобно Старику Хоттабычу, владел тайным искусством обращать выдранные из бороды волоски в реализованные желания. 32-летний швед стал единственным из ста десяти участников спринтерской гонки, кому удалось дважды отстреляться на ноль. Но на вопрос: «Каким образом вы сделали это?» Бергман лишь качал головой: «Не знаю. Я совсем уже не молод и далеко не так силен, как те, кто был сегодня на лыжне. Получается, просто повезло!»

В протоколе забега пузатые шведские нули выглядели просто оскорбительно - ведь внимание на себя обращали совсем иные цифры: 4 промаха у Бьорндалена, столько же - у австрийца Кристофа Зуманна и лидера общего зачета американца Тима Берка, по пять - у Симона Фуркада, Томаша Сикоры, Арнда Пайффера, Симона Эдера, шесть - у Александра Вольфа и Андреаса Бирнбахера, семь - у Максима Чудова и Кристофа Штефана...

Штормовое предупреждение, сделанное накануне местными синоптиками, реализовало себя в полной мере. Именно такая - «отрезвляющая» биатлонная погодка с туманами и метелями всегда и была характерна для Оберхофа. Несколько лет назад, когда здесь проходил чемпионат мира, из-за тумана пришлось даже отменить одну из гонок. Как заметил накануне мужского спринта главный тренер сборной России Владимир Барнашов, подобное неоднократно случалось еще в годы его собственных выступлений.

В такую погоду в биатлоне рождаются сенсации. Одна из них и родилась в лице лысого «старичка« Бергмана. Уходя после второй стрельбы на финишный круг лидером, он опережал Свендсена и Грайса - «двоечников» по количеству совершенных промахов. Устюгов со своими тремя неточными выстрелами проигрывал шведу почти полминуты.

Но на финишной петле вступила в силу известная поговорка: «Что русскому здорово, то немцу - смерть». Причем под понятие «немцы» угодили все те, кто не был под российским флагом. Евгений прошел этот отрезок за 7.51,1 - на полминуты быстрее, чем второй круг, и почти на минуту стремительнее, чем был на первом. Время победителя «ногами» стало в этой гонке лучшим - 25.10,4. Благодаря идеально подобранной смазке лыжи Устюгова даже не скользили, а летели. Как и у остальных российских участников спринта: Черезов показал третий беговой результат, Максим Чудов - четвертый, Антон Шипулин - восьмой. Немалое достижение, если учесть, что даже великий Бьорндален записал в свою статистику лишь 11-й показатель.

Справедливости ради стоит заметить, что норвежец, лихо настрелявший четыре штрафа в «стойке», перестал упираться после второй стрельбы за бесполезностью этого занятия. В планы Бьорндалена в этом сезоне, судя по всему, вовсе не входит борьба за победу в Кубке мира.

Разговаривая в Оберхофе со своим давним приятелем - четырехкратным олимпийским чемпионом Александром Тихоновым, - Бьорндален заметил, в частности, что, скорее всего, вообще не приедет на этап Кубка мира в Антерсельву, если почувствует, что есть необходимость «притормозить» набор формы и пропустить несколько стартов накануне Игр в Ванкувере.

Все это отнюдь не умаляло достижения Устюгова. Как и амбиций. Даже получив на стадионе желтую спринтерскую майку, Евгений не проявлял особенных эмоций, заметив в микст-зоне, что не эта майка является его целью в олимпийском сезоне. Но едва журналисты оживились и стали требовать озвучивания более конкретных задач, Устюгов по-сибирски сдержанно произнес традиционное: «О мечтах не говорят вслух. Иначе они не сбываются».

Вплоть до цветочной церемонии спортсмен и не подозревал, что желтая майка лидера Кубка мира перешла к нему. Узнал об этом от Ивана Черезова и, как сказал журналистам, испытал шок от неожиданности. Правда, свыкся быстро: «Ну желтая - и желтая. Что это меняет?»

- Евгений, что заставило вас включить немыслимую скорость на последнем круге?

- По ходу дистанции тренеры кричали, что Свендсен начинает меня нагонять. Возможно, они что-то другое кричали, в суматохе не всегда получается разобрать, но я понял это именно так. Да и без тренеров знал, что там, сзади, хватает тех, кого стоит опасаться. Поэтому старался бежать что есть сил. И удивился на самом деле, что Свендсен не догнал меня на финише. А потом я ушел переодеваться и вообще не следил за тем, что происходит на лыжне.

В такую погоду результат сильно зависит от ветра: если он дует в лицо, то проигрываешь сразу много. А вот если в спину... Мне показалось, что ветер постоянно в спину дул. И лыжи работали здорово - спасибо огромное нашим из сервис-группы.

- Успели вспомнить по ходу дистанции, что в Оберхофе стоит опасаться спусков?

- Как раз об этом на третьем круге и думал. Когда почувствовал, что ноги хуже держать начинают. Вспоминал свое падение в эстафете... Как сказал Ваня Черезов, взять реванш за ту эстафету нам в какой-то степени удалось в спринте.

- Не рано ли выходить на такие скорости?

- До Олимпийских игр еще довольно много времени, так что будет возможность «притормозиться». А сейчас нужно набирать старты. Если почувствую, что начинаю уставать, обращусь к тренерам с просьбой дать отдых.

- Вам приходилось когда-либо выступать в столь непростых погодных условиях?

- Ни разу. Самая неприятная погода была на чемпионате мира в Корее - на протяжении всех дней дул сильный ветер. Но с нынешним Оберхофом Пьончанг не идет ни в какое сравнение.

- Стрелять тем не менее вы начали довольно уверенно.

- На первом рубеже, на мое счастье, образовалось затишье. Я и стрелял так быстро потому, что старался успеть, пока ветер не поднялся. А на второй стрельбе постарался укрыться за четырьмя спортсменами сразу - встал на 30-ю установку. Правда, эти мои хитрости совершенно не помогли. Может, снежный заряд слишком сильным был, может, еще что, но удержать винтовку в руках не было никакой возможности. Первые три выстрела сделал наудачу и не попал. А потом решил, что нужно стрелять как получится. Главное - не терять времени. И неожиданно для меня обе мишени закрылись.

- Финишировать было тяжело?

- Как ни странно, нет. Именно за это я и благодарен нашим сервисменам: лыжи скользили настолько хорошо, что позволили сохранить силы на последний круг.

- Летнюю подготовку вы проводили вместе со сборной или самостоятельно?

- Я уже три сезона тренируюсь только со сборной. Первый был самым тяжелым, пришлось ко многому привыкать. Второй год оказался легче. А сейчас снова пришлось непросто - чувствуется большая ответственность. Хотя объемы нагрузок слегка снизились.

- Насколько близко, по внутренним ощущениям, вы подобрались к максимуму своих возможностей?

- Проблема в том, что я не знаю, где лежит этот максимум. Результаты с каждым годом растут, скорости тоже. Если говорить о лучшей гонке в сезоне, то это, безусловно, спринт в Оберхофе. В Поклюке, где я выиграл гонку преследования, бег дался мне намного тяжелее.

Российским женщинам, разыгравшим спринт на день раньше, повезло в меньшей степени: туман и метель были не так сильны, как на следующий день, но жертвами пали многие. В десятку (с пятым результатом) пробилась лишь Светлана Слепцова. А главной пострадавшей стала Андреа Хенкель, которая с одним промахом в первой стрельбе имела превосходные шансы на достойный результат, но не сумела закрыть ни одну из пяти мишеней в «стойке».

 

© Елена Вайцеховская, 2003
Размещение материалов на других сайтах возможно со ссылкой на авторство и www.velena.ru