НОВОСЕЛЬЕ ОТМЕТИЛИ СЕРЕБРОМ |
|
Фото © Александр Вильф
Рупольдинг. Ольга Медведцева |
13 января 2010
Вчера в немецком Рупольдинге Ольга Медведцева стала второй в спринтерской гонке, уступив только шведке Анне Карин Олофссон-Зидек.
Обещанные немецкими синоптиками штормовые снегопады обошли Рупольдинг стороной: после погодных катаклизмов Оберхофа, где на протяжении всех дней соревнований стоял густой туман, было даже непривычно видеть безветренный, залитый солнцем стадион. Организаторы поспешили объявить, что в своем нынешнем виде стадион доживает последние дни: сразу после этапа Кубка мира начнется реконструкция - стрельбище предполагается сдвинуть чуть в сторону, еще больше увеличить трибуны, добавив места для пары-тройки тысяч болельщиков. Безусловно, это лишит местную арену ощущения уютной «камерности», но мера давно назрела.
Рупольдинг - это прежде всего традиции. Накануне соревнований здесь традиционно награждают лучших по итогам предыдущего года. В числе сильнейших спортсменок в 2009 году была номинирована и россиянка Ольга Зайцева, но приз в итоге ушел в Швецию - Хелене Юнссон. Еща одним шведским лауреатом стал главный тренер сборной Вольфганг Пихлер. Лучшим спортсменом назвали поляка Томаша Сикору, а открытием года - австрийца Доминика Ландертингера.
Пребывание в Рупольдинге россиян началось с новоселья. В течение 38 последних лет команда традиционно базировалась в отеле-пансионе «Менкенбауэр», что, с точки зрения тренеров и спортсменов, как-то незаметно перестало быть удобным. Во-первых, далеко не всем доставались просторные номера. Во-вторых, на обед и ужин приходилось ходить в ближайший ресторан. Не очень далеко, но не так комфортно, как тем, кому накрывали столы непосредственно по месту проживания. Поэтому в этом сезоне и было принято решение переместить сборную поближе к центру города в просторную и более современную гостиницу.
«Менкенбауэр» тоже пустовал недолго. Туда (как раз из того отеля, который в итоге выбрали россияне) переместилась сборная Норвегии. Вопрос с питанием норвежцы решили просто: привезли в Рупольдинг громадную фуру с продуктами и своего повара. Норвежцы еще и порадовались: мол, слишком уставали от шума, пока базировались в центре. Все-таки Рупольдинг - это не только биатлон, но и громаднейшая болельщицкая тусовка с веселыми гульбищами до утра. А «Менкенбаур »стоит на отшибе. Своего рода островок частной жизни в деревушке.
Рупольдинг пользуется особенной любовью публики еще и потому, что к середине января спортсмены начинают набирать серьезную форму, а значит, и борьба на лыжне становится серьезнее и интереснее. Кстати, вопрос: «Не рано ли побежали?» - в равной мере волнует болельщиков и журналистов абсолютно всех стран. Те же шведы, казалось бы, должны бурно радоваться, что две главные награды на чествовании лучших в Рупольдинге достались представителям их страны. Ан, нет. В ожидании вчерашней гонки я с большим интересом слушала дискуссию двух шведских коллег, суть которой сводилась к тому, что кредит доверия Пихлеру в Швеции чересчур велик. Одна из основных претензий к тренеру была, в частности, связана с блестящими выступлениями в этом сезоне Хелены Юнссон. По мнению шведских журналистов, ничего хорошего в столь раннем наборе формы быть не может. Соответственно, не следовало Юнссон столь быстро бегать уже в декабре.
Шведка, напомню, в этом сезоне уже трижды выигрывала гонки на этапах Кубка мира. Она уверенно возглавляет общий зачет, причем одинаково хорошо чувствует себя во всех видах программы: дважды - в Остерсунде и Поклюке - побеждала в индивидуальных гонках, в Хохфильцене стала второй в спринте, а на следующий день выиграла гонку преследования, в Оберхофе поднялась на пьедестал за серебром в спринте и масс-старте. Тем не менее настрой шведской прессы таков, что неудачу в Ванкувере ни Юнссон, ни Пихлеру не простят, невзирая ни на какие кубковые заслуги.
Задачу российских спортсменок в первой спринтерской гонке старший тренер сборной Александр Селифонов сформулировал коротко: «Сохранять спокойствие». Жеребьевка оказалась не совсем удачной: Светлана Слепцова и Анна Богалий-Титовец оказались в самых последних номерах третьей и четвертой групп. В принципе обе спортсменки сами просили тренеров, чтобы их заявили в более поздние стартующие, но все-таки вышло далековато.
Опасаться, что к концу соревнований лыжня окажется разбитой, не приходилось. Селифонова больше заботило другое: не перегорит ли «взрывная» Слепцова за слишком длинное время ожидания собственного старта. Светлана немного простудилась в Оберхофе, из-за плохого самочувствия после масс-старта даже попросила отложить на более поздний срок интервью, о котором мы договаривались заранее. Но к приезду в Рупольдинг состояние здоровья спортсменки нормализовалось. Как и у Ольги Зайцевой, пропустившей большинство гонок Оберхофа из-за простуды.
В женской команде произошла небольшая рокировка: Екатерину Юрлову из Оберхофа отправили в Антхольц - к месту следующего этапа Кубка мира, а на ее место из Риднау тренеры вызвали Яну Романову - посмотреть, как сказал Селифонов, «что она там наработала». Хотя на самом деле смотреть тренеры первым делом собирались совсем не на резерв. А на пять спортсменок основного состава команды: Слепцову, Зайцеву, Богалий-Титовец, Анну Булыгину и Ольгу Медведцеву.
Вечерние гонки - достаточно своеобразная штука. Выводы, сделанные на их основании, редко бывают стопроцентно верными. Но именно вчерашний спринт должен был окончательно определить, кто из биатлонисток побежит в пятницу в эстафете. Другими словами, сумеет ли Анна Богалий-Титовец застолбить за собой какую-либо из вакансий.
В Оберхофе определение состава не сопровождалось никакой нервотрепкой: было известно, что Зайцева не восстановилась после болезни. А вот в Рупольдинге конкуренция резко усилилась. Больше других по этому поводу нервничала Медведцева. Переживала, что никак не успевает «разбежаться» в полную силу.
На этап Кубка мира в Оберхоф олимпийская чемпионка Солт-Лейк-Сити и ее муж, четырехкратный чемпион мира Валерий Медведцев приезжали вместе с детьми. Сразу после того, как соревнования завершились, а мировое биатлонное семейство, сев в автобусы, покатило в Рупольдинг, Валерий сопроводил детей до Красноярска, сдал их на руки дедушкам и бабушкам, а сам вернулся в Германию и к началу соревнований уже был на лыжне.
Ольга стартовала первой из россиянок - под 17-м номером. На предыдущих этапах у нее не все ладилось со стрельбой, но по крайней мере в Оберхофе тому были объяснения - крайне неудобная погода. Первый же рубеж в «чистом» исполнении заставлял думать, что предыдущие стрелковые неудачи были все-таки случайностью.
По первой половине гонки все шло к тому, что героиней станет Магдалена Нойнер. Немка пропустила все старты в Оберхофе и во вчерашнем спринте выглядела просто красавицей: задала невообразимо стремительный темп, так же стремительно и, главное, чисто, отстреляла лежа, виртуально опережая лидировавшую до нее Андреа Хенкель почти на два десятка секунд. Не показатель, конечно, но к половине дистанции многие успели уже растерять шансы на успешный финиш: Кати Вильхельм дважды промахнулась на первом рубеже, та же беда постигла Зайцеву и Юнссон, а «стойка» добавила по одному «минусу» Хенкель, Булыгиной и Мартине Бек, которые до второго рубежа держались в первой пятерке.
Правда, и Магдалены до конца не хватило: два промаха в «стойке» свели намерения шестикратной чемпионки мира к нулю. Свою долю восхищения она все-таки получила: прошла финишный круг на каком-то невероятном кураже и финишировала, проиграв россиянке всего 10,8.
К сожалению было понятно, что Медведцева не удержит лидерства: за ее спиной под 43-м стартовым номером шла Анна Карин Олофссон-Зидек, причем после второй стрельбы шведка имела 10,8 преимущества и продолжала наращивать темп. На отметке 6,2 км разрыв составлял 19,2, спустя 300 метров он вырос до 21,9, перед самым финишем увеличился до 26,3, а на финишной прямой шведка отыграла еще 3,5 секунды.
При этой диспозиции на дистанцию и ушла Слепцова. В полном соответствии со своими предгоночными пожеланиями - чтобы видеть общую картину происходящего и, соответственно, выстраивать по ней собственный бег.
Первый рубеж был пройден Светланой без потерь и всего на 0,7 медленнее, чем получилось у Олофссон-Зидек. Но на этом удача закончилась: два промаха в «стойке» перевели Слепцову в разряд аутсайдеров. Решить в свою пользу внутрикомандный спор и обойти Зайцеву, имеющую аналогичное количество промахов, у Светланы тоже не получилось: первые два круга она прошла «ходом» быстрее соотечественницы, а вот на заключительном отрезке совсем «встала». И финишировала в полуобморочном состоянии, стараясь скорее подсознательно отыграть у соперниц какие-то уже совсем никому не нужные секунды.
Десятое место Яны Романовой стало крупным успехом и серьезным основанием для претензий на эстафету - в том, разумеется, случае, если брать за основу отбора спортивный принцип. Хотя не исключено, что стартовый этап тренеры по-прежнему отдадут Слепцовой: общий скоростной показатель гонки получился у нее лишь немного хуже, чем у Романовой. Просто Яна допустила на один промах меньше.
Неудачнее всего старт в Рупольдинге сложился для Богалий-Титовец: три промаха, и 51-е место в итоговом протоколе.
|