|
Фото © Александр Вильф
Пьончанг. Оле-Эйнар Бьорндален |
16 февраля 2009
За первые два дня выступлений женская сборная России завоевала в Корее две бронзовые медали. Обе оказались на счету чемпионки Игр в Турине Ольги Зайцевой.
ОДИННАДЦАТИКРАТНЫЙ
Наверное, начинать нужно не с этого. А, скажем, с одиннадцатой победы на чемпионатах мира Оле Эйнара Бьорндалена, которая случилась в субботу. Выиграв спринтерскую гонку, выдающийся норвежец сравнялся по числу высших наград с Александром Тихоновым и представителем ГДР Франком Люком.
Бьорндален оказался, пожалуй, единственным спортсменом, кто сказал после финиша, что трасса ему понравилась. И, пока журналисты переваривали неожиданную оценку, добавил: «Было интересно. Очень интересно».
Наверное, в этом было здравое зерно. Когда столько лет выступаешь на высочайшем уровне, выиграв, к тому же, все титулы, о каких только можно мечтать, для мотивации нужен вызов. Нечеловечески тяжелая трасса и стала дополнительным фактором, заставившим Бьорндалена по-настоящему закусить удила.
Конечно же, ему повезло. Норвежские тренеры проявили максимум предусмотрительности, заявив свого лидера в заключительную группу участников. Пятикратный олимпийский чемпион ушел на лыжню 122-м. Почти через два часа после того, как гонке был дан старт. За это время с учетом стремительно падающей температуры лыжня успела заглянцеваться.
Искусственный снег обладает своими особенностями. В «плюсовую» погоду из него под давлением лыж гораздо сильнее выжимается вода. Если же температура воздуха опускается за нулевую отметку, снег мгновенно «схватывается», как бетон. И вот по этой скоростной трассе норвежец летел к финишу так, что при двух промахах сумел опередить чисто отстрелявшего Халварда Ханеволда и признанного «скоростника» Бергера. Тот тоже промахнулся два раза, но развил такую скорость, что после его финиша даже не приходило в голову сомневаться в судьбе золота. Оказалось – зря.
Четыре первых строчки протокола, которые в итоге были заняты норвежской четверкой, заставили лишний раз мысленно преклониться перед тренерским штабом страны. Бергер стартовал 102-м. Ханеволд – 86-м. Александр Ус – 83-м.
Что касается сильнейшего из россиян, трехкратного чемпиона мира Максима Чудова, ему вышла боком именно тренерская промашка. О грядущем резком похолодании до «минус» десяти, говорили в субботу все, кому не лень. В отеле, пресс-центре, на стадионе. Однако старший тренер российской мужской сборной Владимир Аликин почему-то решил, что к вечеру ожидается +10. И исходя из этого определял порядок стартующих. Вот Чудов и ушел на трассу 19-м – в самую снежную кашу. И, не допустив ни единого промаха, остался лишь четвертым, наблюдая, уже финишировав, как на табло его имя опускается с первой строки сначала под натиском Уса, затем – Ханеволда, Бергера и, наконец – Бьорндалена.
Гораздо более серьезная неудача постигла Ивана Черезова: он упал на спуске, потерял кучу времени, но самое неприятное, что удар при падении получился слишком сильным. Трудно было даже прогнозировать, сумеет ли Иван выйти на старт во вчерашней гонке преследования, или тренеры будут вынуждены освободить его от воскресной гонки преследования. Спортсмен решил стартовать. Хотя было очевидно, что две с лишним минуты отставания от лидера вряд ли позволят Черезову рассчитывать на серьезный результат.
Хотя... Сумела же Дарья Домрачева в женской гонке подняться с 53-й позиции до пятой?
БРОНЗОВЫЙ ДУБЛЬ
В первый день чемпионата не было в Пьончанге человека, счастливее Кати Вильхельм. 31-летняя немка хоть и являлась до приезда в Корею трехкратной победительницей мировых первенств, но две последние высшие награды завоевывала в эстафетах. Личное золото (и тоже в спринте) было одно – с мирового первенства-2001, которое проходило в словенской Поклюке.
- Вы не представляете, как здорово закончить свои выступления в мировых первенствах высшей наградой, - сказала она. – Мне как-то не очень везло с этим. Теперь же могу сказать, что, как бы не выступила на остальных дистанциях, буду считать этот чемпионат удачным. Хотя с точки зрения условий он, конечно же оставлет желать лучшего.
- Имеете в виду погоду?
- Скорее, состояние трассы. Пока организаторы обсуждали, состоится наша гонка, или нет, я молила бога, чтобы ее отменили. Надеялась, что за этот лишний день на стадион сумеют привезти и уложить хоть чуточку больше снега. Сейчас, конечно, я рада, что гонку не перенесли. Неизвестно, получилось бы у меня ее выиграть в других условиях, или нет.
- Вы твердо решили, что чемпионат в Пьонгчанге для вас – последний?
- Да. После Олимпийских игр в Ванкувере я уйду из спорта. Достаточно уже...
Когда кто-то из немецких журналистов поинтересовался у Вильхельм, не думает ли она замахнуться на золото и в гонке преследования, как это удавалось на мировых первенствах ее соотечественницам Уши Дизль, Магдалене Нойнер и Андреа Хенкель, немка лишь вздохнула:
- У меня никогда не получалось выиграть обе гонки. Здесь будет очень тяжело это сделать.
Еще до начала соревнований специалисты прогнозировали, что в Корее появится много «неожиданных» чемпионов. Первой вчера стала шведка Хелена Йоннсон. В спринте она финишировала пятой с отставанием от лидера в 55 секунд. И по логике должна была в лучшем случае остаться на этой же позиции. Но кто бы мог подумать, что, едва дело дойдет до стрельбы, в стане сильнейших начнется такая свистопляска?
Стрельба сначала подвела Хенкель. Причем, в совершенно нелепом варианте: спортсменка пришла утром в комнату холостого тренажа, нажала на курок и из ствола вылетела пуля. Каким образом она попала в ствол, было не понять. То ли осталась с предыдущего дня, то ли Хенкель взяла рожок, в котором оставались патроны, но факт свершился и был немедленно зафиксирован, как грубое нарушение техники безопасности. Вот немку и дисквалифицировали на одну гонку.
Впрочем, и без нее Зайцеву собирались «сожрать» сразу четыре представительницы Германии. После первой стрельбы Ольга вышла вперед (Вильхельм и Нойнер допустили по одному промаху, Хаусвальд – два, Бек отстреляла чисто, но у Зайцевой имелась почти минута гандикапа) и картинка преследования стала выглядеть устрашающе: россиянка впереди, а за ней хищно оскалившись от напряжения, мчатся немки. И никого больше рядом.
Но на втором рубеже Зайцева промахнулась трижды. Еще раз – на первой стрельбе стоя. И, наконец, дважды на заключительной. Всего – шесть раз.
Столько же промахов получилось у Вильхельм. Нойнер и Хаусвальд смазали по восемь выстрелов. В такой ситуации мог сложиться любой, даже самый невероятный расклад. Что, собственно, и произошло. Не случись двух промахов у Домрачевой, главной сенсацией, подозреваю, могло бы стать именно ее выступление. Хотя и медаль Зайцевой с учетом всего случившегося - из разряда выдающихся достижений.
- Сама, наверное, виновата, - призналась Ольга после гонки. – Я в этом сезоне не так много времени уделяла стрельбе. Иногда просто не могла себя заставить лишний час прозаниматься тренажом, поскольку хотелось побольше времени проводить с сыном. Но даже несмотря на это должна была стрелять иначе. Ошибкой было то, что я стала обращать внимание на ветер и надеяться, что удастся делать выстрелы в перерывах между порывами ветра. А нужно было работать так, как до этого я стреляла в тренировках. В этом случае даже при таком ветре результат стрельбы мог бы быть гораздо лучше.
СОМНИТЕЛЬНЫЙ РЕКОРД
Едва завершилась мужская гонка преследования, совершенно счастливый победитель Оле Эйнар Бьорндален оказался в распоряжении телевидения своей страны, а волонтер в пресс-центре водрузил перед центральным микрофоном стола табличку с именем норвежца, как разразилась буча. «Бьорндалена дисквалифицируют, - понеслось по пресс-центру. – А вместе с ним – еще восемь человек»...
Обстановка с каждой минутой накалялась до такой степени, что ее хотелось рубить топором. Еще через некоторое время появилась более подробная информация. Одиннадцатикратному чемпиону мира вменяли в вину, что он нарушил правила прохождения дистанции – срезал кусок трассы. По свидетельству очевидцев – а в том месте, где произошло нарушение, находились несколько российских журналистов и старший тренер мужской сборной России Владимир Аликин, Бьорндален не сориентировался в разметке и обогнул небольшое заграждение не с той стороны, с которой предписывалось маршрутом. Следом за норвежцем устремились Бергер и Ханеволд. Такой же маневр повторили те, кто стартовал под номерами с девятого по 18-й. Им удалось сократить считанные метры, однако на этот счет в правилах четко прописаны санкции.
Если бы речь шла не о Бьорндалене и не об историческом рекордном достижении, которого вчера ждали все, подозреваю, что решение о наказании было бы принято незамедлительно. Но тут были свои сложности. Во-первых, протест подали русские. Во-вторых, удовлетворение этого протеста было чревато тем, что чемпионом мира станет Максим Чудов. На фоне общей антироссийской истерии, которая было улеглась после нашумевшей допинговой истории, но немедленно вспыхнула снова, было ясно, что Международный союз биатлонистов (IBU) ляжет костьми, чтобы не допустить российского триумфа. Как лег чуть раньше, когда руководство женской команды подало заявку на индивидуальную гонку, включив в нее Оксану Неупокоеву. В официальном ответе на российский запрос стояло, что просьбу включить спортсменку в число участниц чемпионата IBU не считает возможным удовлетворить, поскольку с заявкой Россия опоздала. Мол, правила не предусматривают замену дисквалифицированных спортсменок, соответственно, Неупокоевой вообще не может быть выдана аккредитация.
Представители апелляционной комиссии довольно долго совещались за закрытыми дверями в присутствии президента IBU Андреаса Бессеберга. Наконец норвежец вышел и стало известно, что все идет к тому, чтобы накинуть Бьорндалену секунд 30 к показанному результату. Но тут на пути Бессеберга возник Тихонов. Как потом рассказывали очевидцы, диалог получился коротким.
- Вам нельзя там находиться, - заявил Бессеберг первому вице-президенту IBU. – Вы – заинтересованное лицо.
- А вы? – последовал встречный вопрос.
Возможно, прозвучало что-то еще. Во всяком случае, Бессеберг был вынужден уступить. После этого и было принято решение о размере минимальных штрафных санкций.
Еще несколько минут спустя было оглашено: «За нарушение правил прохождения дистанции всем гонщикам, самовольно изменившим маршрут, добавляется по минуте штрафного времени. Это означало, что чемпионом становится Чудов, а Бьорндален получает бронзу.
Однако, это, как выяснилось, было только началом. Едва заиндевевшие от ожидания медальной церемонии девочки-кореянки снова взяли в руки букеты и потянулись в сторону пьедестала, была объявлена еще одна новость: на решение IBU подали апелляцию сразу семь стран, чьи спортсмены потеряли первоначально завоеванные позиции. Первой, естественно, была Норвегия.
Сам Чудов прореагировал на ситуацию более чем достойно:
- Я финишировал вторым и, естественно, не могу считать себя сильнейшим. Но правила есть правила. Если спортсмен позволяет себе их нарушать, то должен быть готов к тому, что будет наказан.
Отвечая на вопросы журналистов в пресс-центре, представитель IBU по связям с общественностью Пер Ланге сообщил, что окончательное решение по инциденту будет вынесено в понедельник утром и добавил, что не может гарантировать, что дискуссия по итогам гонки не затянется на более долгий срок.
Все решилось спустя полтора часа. Жюри приняло решение отменить штрафные санкции и оставить результаты гонки в первоначальном виде. Еще через час в пресс-центре появились представители аппеляционной комиссии. Но не той, что выносила первое решение, а совершенно иной. Аппеляционного жюри. В нее вошли три вице-президента IBU: Готлиб Ташлер, Ивор Лехотан, а так же кореянка Нами Ким.
Как заявил Ташлер, комиссия внимательно изучила видеозапись гонки, которую предоставило телевидение, и пришла к однозначному выводу, что те, кто нарушил правила прохождения трассы, не получили на этом никакого временного преимущества. Именно это, на их взгляд, должно считаться определяющим при вынесении вердикта.
- Вы не могли бы в таком случае объяснить решение, которое было принято первым жюри IBU в удовлетворении российского протеста? – спросили из зала.
- Я не был членом той апелляционной комиссии, которая разбирала первый протест, поэтому не считаю себя вправе его комментировать, - нашелся Ташлер.
- Вы хотите сказать, что теперь всем спортсменам можно бегать дистанции, как они пожелают, лишь бы при этом не возникало преимущества?
- Это уже вопрос к организаторам, которые делают разметку трассы, – последовал ответ. – Мы надеемся, что подобного больше не повторится...
Не такой победы хотел для себя Бьорндален. Он и сам успел заявить, что праздник, которого он ждал столько времени, порядком подпорчен.
Норвежца было в общем-то жаль. По ходу гонки не приходилось сомневаться, что Бьорндален на настоящий момент сильнее прочих по праву. Он не бежал – летел над трассой. Ветер, как и в женской гонке, внес серьезные коррективы в стрельбу участников, но и тут пятикратный олимпийский чемпион оказался на высоте. Не стану говорить – сильнее. Но удачливее – безусловно.
Из четырех рубежей два он прошел чисто. Еще на двух допустил по два промаха. Но при этом на 41,7 обошел Чудова, у которого получилось в общей сложности три неточных выстрела.
Из российских достижений безусловно заслуживала внимания скорость, с которой прошел дистанцию Евгений Устюгов – был восьмым. Но в сочетании с четырьмя промахами показал лишь 20-й результат. 17-м на финиш прибежал Андрей Маковеев, 26-м – Иван Черезов. Восстановиться после ужасного падения в спринтерской гонке он так и не сумел. Сказал мельком: «Сильно я все-таки навернулся. До сих пор болит все тело».
Если бы не скандальная концовка этой гонки, наверное, мы были бы искренне счастливы тем, как сложилась гонка. Вот только из головы никак не выходят слова, сказанные совсем поздним вечером Максимом Чудовым: «Если бы правила нарушил не Бьорндален, а я, меня бы дисквалифицировали в три секунды. И мне бы, если честно, даже в голову не пришло бы оспаривать такое решение».
Сразу после того, как пресс-конференция завершилась, первый вице-президент СБР Александр Тихонов сообщил, что российская сторона намерена в ближайшее время опротестовать решение апелляционного жюри IBU в Международном спортивном арбитраже в Лозанне.
|