ЗРЯ ЮРЬЕВА СЛУШАЛА ВИЛЬХЕЛЬМ! |
18 января 2009
В женской гонке преследования третью победу подряд одержала немка Магдалена Нойнер. Екатерина Юрьева отстала от нее меньше чем на девять секунд и, в свою очередь, опередила трехкратную олимпийскую чемпионку Кати Вильхельм. Желтая майка лидера осталась у Светланы Слепцовой.
ЛЕНА? СВЕТА? КАТЯ!!!
Хет-трик Магдалены Нойнер в Рупольдинге, безусловно, главное событие соревнований. Подозреваю, что 21-летняя немка стала бы героиней этапа, даже если бы одержала единственную победу - ту, что случилась вчера. С четырьмя промахами - по одному на каждом из рубежей, но с совершенно безумной скоростью и стремлением к победе.
Насчет скорости, впрочем, простите. И Нойнер, и Анна-Карин Олофссон, показавшие в этой гонке очень высокое «чистое» время, уступили Светлане Слепцовой. С четырьмя промахами (три случились на 3-м рубеже, где Светлана среагировала на чей-то крик и у нее заметно задергалась винтовка) она финишировала пятой в дичайшей борьбе сразу с несколькими соперницами.
Похожим образом (с тремя промахами на том же самом третьем рубеже) дрогнула Дарья Домрачева, успевшая к тому моменту выйти в лидеры. Осталась десятой. Но авторами главных сенсаций стали все-таки Нойнер и Юрьева.
Катя сумела подняться с седьмого на второе место, при том что ее изначальное отставание от Магдалены составляло 41 секунду.
- Я прекрасно понимала, что единственное, в чем могу тягаться с Нойнер и Вильхельм, - это чистая стрельба, - сказала российская спортсменка после финиша. - Функционально Лена сильнее: очевидно, что она уже набрала форму, от которой я пока что далека - все еще борюсь с последствиями простуды. Плюс все дни выступлений был очень тяжелый снег. Поэтому могу сказать честно: шансов сохранить преимущество, которое сложилось после четвертой стрельбы, у меня не было. Если бы не промахнулась, можно было бы рассчитывать на иной результат. В каком-то смысле меня сбила с толку Кати Вильхельм. Я слышала, как она начала стрелять, подсознательно ждала от немки привычного ритма, а Вильхельм совершенно неожиданно «зацелилась».
После второго точного выстрела великой немки над стадионом действительно надолго повисла пауза. Вильхельм вообще никогда не отличалась любовью стрелять, когда соперница под боком (два промаха на заключительном рубеже в очередной раз подтвердили это), но тут получилось, что Юрьевой она тоже помешала.
По поводу своего участия в этапе Кубка мира в Антхольце Катя сказала, что пока не приняла никакого решения, поскольку в связи с болезнью не представляет, сколько времени может понадобиться на восстановление после стартов в Рупольдинге. На прощание спортсменка улыбнулась:
- Побороться за желтую майку? Не могу сказать, что эта цель не дает мне покоя. Но если вдруг сложится так, что у меня появится шанс эту майку завоевать, я не откажусь.
СНЕЖНЫЕ ПАКОСТИ
Мужская субботняя спринтерская гонка, к сожалению, не добавила энтузиазма российским болельщикам. Трехкратный чемпион мира и самый быстрый на сегодняшний момент Максим Чудов финишировал 10-м: с одним промахом проиграл победителю 1.06,8. Иван Черезов остался 18-м, Максим Максимов - 21-м. Остальные и вовсе оказались за пределами четвертого десятка. И все это означало, что в воскресной гонке преследования шансов у российских мужчин на подиум практически не будет.
Подавляющее большинство объяснений свелось к банальному: не угадали со смазкой. Причем не только российские специалисты, но и многие другие. Гонка действительно оказалась технически непростой. Если в Оберхофе, где организаторы тоже подстраховались, уложив на стадион внушительную подушку искусственного снега, в первый же день выпал снежок природный, то за всю неделю в Рупольдинге снегопадов не наблюдалось вообще. Плюс заметно «гуляла» температура. Когда такое происходит в ходе гонки, угадать с подготовкой лыж - великое искусство.
Пару лет назад все разговоры на эту тему, как правило, плавно перетекали в иную: мол, нет у нас специальной шлиф-машины, позволяющей наносить на лыжи определенную структуру и, соответственно, делать ходовой инвентарь более надежным. Потом машина появилась. Ее приобрел тогдашний спонсор российской сборной «Мечел», установил где-то в Италии. Однако после того, как «Мечел» свое спонсорство прекратил, вместе с компанией «ушла» и шлиф-машина.
Покупка нового агрегата - вроде бы не бог весть какая сложность, но дело в том, что проблем с подготовкой лыж это не решит. После субботней мужской гонки я долго разговаривала на эту тему с самыми разными людьми, и их мнения свелись к следующему.
Шлиф-машина - удовольствие дорогое. Если приобретать ее и устанавливать в Европе, нужно идти на довольно большие расходы. Оплачивать аренду помещения, держать при машине специалиста, а главное - она должна работать. Точнее, должны работать люди.
И в этом кроется главная загвоздка. Большого опыта использования подобной техники для высшего уровня выступлений в России почти нет. В Австрии, Германии, Норвегии, Швеции шлиф-машины давно стали неотъемлемой частью лыжной жизни. Они есть во всех или почти во всех центрах, где тренируются биатлонисты и лыжники, равно как и в сервис-пунктах курортных городков, где любой желающий всегда может обратиться с просьбой обработать его персональные лыжи и не получит отказа. Все это приводит к тому, что в этих странах есть огромное количество мастеров-профессионалов, которые постоянно нарабатывают новый опыт.
В сборных командах при этом - умельцы свои. И, разумеется, самые лучшие. Как именно они готовят лыжи для спортсменов своих команд, держится в строжайшем секрете. Соответственно не может быть и речи о том, чтобы эти люди, пусть даже и за огромные деньги, работали на кого-то еще. Или позволили на эту работу взглянуть.
Но даже пресловутая шлиф-машина не дает гарантии, что лыжи «покатят». Как правильно заметил в субботу в своем интервью Владимир Аликин, под коварство местной погоды попали в спринтерской гонке многие. Не исключено, что великому Оле Эйнару Бьорндалену просто сказочно повезло: он стартовал четвертым и финишировал первым - даже раньше тех, кто ушел на лыжню в числе первых трех. Другими словами, успел выполнить свою задачу до того, как термометры и барометры стадиона начали менять показания. Когда это случилось, искусственный снег повел себя самым иезуитским образом - он как бы стал «выдирать» из лыж смазку и смазочные порошки. И большинство спортсменов просто «встали».
Дальше пошла цепная реакция: усилий на бег стало уходить несоизмеримо больше, на стадионе лидеры появлялись в заметно загнанном состоянии, увеличилось и количество промахов: чисто отстрелять сумели 13 спортсменов из 120. А конкуренцию Бьорндалену и Эмилю Хегле Свендсену неожиданно составил 20-летний австрийский юниор Доминик Ландертингер, который не выигрывал в своей жизни ничего круче индивидуального серебра юниорского первенства мира-2007 и золота - там же в эстафете.
Больше всего результатами гонки были расстроены сервисмены, причем не только российские. Работа этих специалистов никогда не бросается в глаза, но она всегда изнурительна. На стадионе нужно быть затемно, когда все еще спят, иначе просто не успеешь протестировать все подготовленные с вечера лыжи. Соответственно, после каждого гоночного или тренировочного дня сервис-бригады задерживаются в своих вакс-кабинах до глубокой ночи. И так - несколько месяцев напролет.
В субботу, кстати, несмотря на провальное выступление, ни один из спортсменов не высказал упрека в адрес технических специалистов. Понимали: им не в чем друг друга упрекнуть. Сделали все, что могли.
ОЛЕ, НОРВЕГИЯ!
Бьорндален сделал в спринте все возможное, чтобы обеспечить себе наиболее комфортные условия во вчерашней гонке преследования. А именно - спокойную стрельбу без «посторонних» воплей под руку. После первого круга он еще больше убежал от парочки Свендсен - Ландертингер: те на первом же рубеже настреляли по промаху, и отставание составило почти минуту.
Дальнейшее выглядело со стороны Бьорндалена довольно ленивой игрой в кошки-мышки. Даже промах во второй стрельбе (в связи с чем соперники снова подтянулись к Оле-Эйнару) воспринимался не более чем досадной невнимательностью - слишком уверенно чувствовал себя норвежец в Рупольдинге. Как и серебряный призер Свендсен. Эти двое еще и приоделись: Бьорндален получил по итогам гонки красную майку, Свендсен обновил желтую.
У России на этот раз был другой герой. Иван Черезов. С 18-го места ему удалось подняться на пятое, причем отдельного уважения заслуживал финиш российского спортсмена: Иван вырвал всего 0,1 у Михаэля Реша. До начала гонки более логичным казался иной расклад: если кто и будет биться за место на подиуме, так это Максим Чудов. Но трехкратному чемпиону мира не повезло: в общей сложности он сделал шесть промахов.
- Спринт дался мне тяжело, - рассказывал Черезов. - Дело даже не в том, ехали или не ехали лыжи. Последний раз я стартовал 22 декабря в Хохфильцене, а потом получился слишком большой перерыв. Да и понервничать в Оберхофе пришлось изрядно. Когда стартов нет, форма набирается медленнее. Рад, что сумел доработать дистанцию до самого конца. Все-таки на предыдущих стартах я чуть ли не останавливался перед финишем. А здесь, если не брать в расчет результат Бьорндалена, получается, я пробежал не намного хуже тех, кто оказался впереди меня.
- После четвертой стрельбы вы покинули стадион впереди Реша. В какой момент он вас догнал?
- Когда я проходил последнюю отсечку, бросил взгляд на дальний экран и увидел, что там показывают не меня, а Михаэля. И понял, что он совсем близко. На последнем подъеме Реш прибавил, на спуске сильнее, чем я, растолкался палками и «накатил». Но там еще был такой хитрый вираж, который далеко не всем удавалось хорошо проходить. У меня получилось. И я снова подобрался к Решу вплотную.
Думаю, что сыграли роль и болельщики. Они кричали так громко, что Михаэль, подозреваю, просто не услышал, что я уже у него за спиной. Вполне мог подумать, что имеет куда более солидное преимущество. Ну а когда на финише я увидел, как он готовится выбросить вперед ногу, моментально просчитал, что и как следует делать мне.
- Сразу поняли, что выиграли у немца, или пришлось ждать, когда результаты появятся на табло?
- Сразу. Хотя на церемонии награждения Реш пытался убедить меня в том, что отстал слишком незначительно, чтобы считать себя проигравшим.
|