|
Фото © Александр Вильф
Рупольдинг. Женская эстафета России |
14 января 2009
В первый день пятого этапа Кубка мира в Рупольдинге российская четверка в составе Ольги Медведцевой, Анны Булыгиной, Ольги Зайцевой и Альбины Ахатовой принесла команде серебряную медаль.
К месту очередных стартов российская сборная добиралась с приключениями. Для команды был заказан автобус, но в 9 утра, когда все спортсмены заняли в нем места, выяснилось, что в «нагрузку» россиянам добавлены биатлонисты Финляндии, США и Македонии. Когда через 30 минут ожидания ни один из иностранных спортсменов не появился, организаторы стали куда-то звонить, что-то выяснять и, наконец, объявили, что вышеуказанных пассажиров нужно забрать прямо из их отелей, то есть еще полтора часа колесить по городку. В итоге до Рупольдинга сборная России добралась не к обеду, как планировала, а к ужину. Ни тренировку не устроить, ни толком отдохнуть.
Вторая накладка случилась во вторник: в аэропорт Мюнхена не пришла машина, которая должна была встречать Яну Романову (планировалось, что спортсменка присоединится к команде на стадионе). Тогда же старший тренер женской российской сборной Александр Селифонов сказал, что задача этой заключительной тренировки - определить, кто из девушек более надежен в стрельбе - Анна Булыгина или Ольга Анисимова. Остальные три позиции были известны заранее.
То, что на старт эстафеты не выйдут Екатерина Юрьева и Светлана Слепцова, тоже было очевидно за сутки до выступления: ни одна из спортсменок на тренировке не появилась. Катя срочно залечивала невесть откуда взявшуюся простуду, Света - выбитый в Оберхофе палец: на финише масс-старта она упала на снег, неудачно подставив руки. Сначала травма не показалась сколь-нибудь значительной, но к вечеру пришлось даже надеть лангетку, чтобы обеспечить кисти покой.
На вопрос, имеет ли какое-то особое значение последняя перед чемпионатом мира эстафетная гонка, Селифонов сказал:
- То, что она последняя, не значит ровным счетом ничего. С пятеркой, из которой мы будем выбирать стартовый состав в Корее, все давно ясно - это Слепцова, Юрьева, Ахатова, Зайцева и Медведцева, так что старт в Рупольдинге - просто часть подготовки.
Возможно, немцы руководствовались совсем другими соображениями: на старт был заявлен сильнейший состав - Андреа Хенкель, Кати Вильхельм, Катрин Хитцер и Магдалена Нойнер. Хотя можно поспорить, кого именно считать на данный момент сильнейшим - Мартину Бек (Глагов) и Симону Хаусвальд (Денкингер), которые успели в этом сезоне побегать в эстафетах, к аутсайдерам тоже при всем желании не отнесешь. Вот только клеилось у немецких девушек не очень. В первой эстафете Хохфильцена два штрафных круга схлопотала Вильхельм, во второй - один круг обеспечила своей сборной Хаусвальд и два - Нойнер, в Оберхофе по штрафной лыжне прогулялись Хаусвальд и Сабрина Бухгольц. Так что российские четверки (даже та, что была ослаблена в Оберхофе отсутствием Ахатовой) регулярно показывали гораздо более симпатичные результаты.
Условия, в которых биатлонисты соревнуются в Рупольдинге, принято считать более благоприятными, нежели в Оберхофе. Местный стадион как бы зажат с двух сторон горными склонами, и за счет этой особенности над стрельбищем редко зверствует ветер. Кстати, и со снегом проблем в Рупольдинге бывает меньше, чем где бы то ни было еще: солнце почти не достигает нижней точки ущелья, поэтому на стадионе и трассе снежный покров сходит в последнюю очередь.
В части болельщиков, Рупольдинг всегда отличал повышенный фанатизм. Особенно это проявляется сейчас, когда городок получил право провести у себя чемпионат мира-2012, а мэром города стал Клаус Пихлер - отец выдающегося биатлонного тренера Вольфганга Пихлера (он долгое время работал со шведкой Анной-Карин Олофссон и сделал ее олимпийской чемпионкой Турина).
История с выборами градоначальника тоже по-своему примечательна: незадолго до этого мероприятия, когда в Рупольдинге по делам находился четырехкратный олимпийский чемпион Александр Тихонов, его пригласили на какое-то из официальных празднеств. Причем не только как выдающегося чемпиона, но и как почетного члена местной общины с 1972 года. Тихонов взял слово, весь вечер травил биатлонные байки, делился воспоминаниями о своем знакомстве с семейством Пихлеров, подчеркнув, что именно этим людям Рупольдинг обязан тем, что уже много лет считается биатлонной меккой. А наутро одна из местных газет все это опубликовала. Когда же дело дошло до выборов мэра, жители городка по горячим следам чуть ли не единогласно проголосовали за Клауса. А как не проголосовать, когда сделана такая реклама?
Но я отвлеклась. Первый же этап эстафеты завершился легким разочарованием: Медведцева передала эстафету Булыгиной с 40-секундным отставанием. Правда, не от Хенкель, а от финки Кайсы Макарайнен, что было менее предсказуемо, но дела это не меняло. Возможно, было ошибкой ставить Ольгу на самый первый этап, где львиная доля сил уходит на то, чтобы вырваться вперед со старта. Возможно, спортсменка не полностью восстановилась после предыдущих гонок и переезда из Оберхофа, но по ее виду в стартовом городке после финиша было понятно, что выложилась Медведцева полностью и крайне раздражена тем, что не сумела посостязаться с лидерами в скорости.
Первый этап я не бегала уже довольно давно - с предыдущего олимпийского сезона, - сказала Ольга после финиша. - Выиграла этот этап на Играх в Солт-Лейк-Сити. Возможно, дело в том, что слишком много времени прошло, я стала старше. Светка Слепцова - совсем другое дело. Она молодая, энергичная, прекрасно с этим этапом справляется. Тут ведь прямо со старта начинать работать на полную катушку надо. Поэтому я Светку прекрасно понимаю, когда она говорит, что ужасно устала от того, что постоянно первый этап бегает. Тяжело это. Да и сама я, помню, даже в лучшие времена всегда заканчивала этот этап с мыслью, что наелась по самое некуда. Расстроилась, естественно. Не мой это этап уже, увы. Возможно, не успела восстановиться после Оберхофа, не знаю. Перерыв в выступлениях тоже сказался. Я ведь, считайте, три сезона в Рупольдинг не приезжала. Сейчас кажется, что и подъемы стали круче и длиннее, и сама трасса сильно усложнилась. Организаторы здесь вообще любят что-то новенькое каждый год придумывать. Не соскучишься.
В середине второго этапа немки усилиями Кати Вильхельм прочно застолбили позицию лидера гонки. Булыгиной удалось незначительно сократить отставание, несмотря на то, что пришлось использовать по запасному патрону на каждом из рубежей. В Оберхофе Аня была заметно расстроена тем, что тренеры не поставили ее в эстафетный состав. Однако сказала: «Значит, виновата сама. Значит, не заслужила доверия». Тем не менее этап, пройденный Аней вровень с таким зубром биатлона, как Вильхельм (разница скорости составила всего 1,4 в пользу немки), стоил дорого.
- На самом деле очень тяжело бежалось, - прокомментировала спортсменка свое выступление. - Мышцы вяловатые, самочувствие неважное. В Оберхофе было легче. Я очень рада, что сумела справиться со стрельбой - использовала по одному запасному патрону на «лежке» и «стойке», а для меня пока это хороший результат. Вроде бы со стороны неплохо смотрелась, как сказали тренеры. Но, как уже отметила, не понравилось самочувствие. И трасса тяжеловатая. Не случайно говорят, что в Рупольдинге всем тяжело. Два года назад я уже выступала тут, так что с трассой, можно сказать, знакома. Свежевыпавший снежок трудностей добавил - скольжение стало немножко хуже.
- Отставание в 40 секунд не обескуражило?
- Я стараюсь всегда думать только о своем выступлении - чтобы отработать этап с максимальной отдачей. Если разобраться, первый этап - это вообще не показатель. Наверняка Ольга Медведцева старалась что есть сил.
- По сравнению с первым эстафетным опытом бежать было легче или тяжелее?
- В принципе, гонка как гонка. Волновалась так же. Хотя, с другой стороны, эстафета - это всегда тяжело.
Зайцевой удалось сократить отставание вдвое, выиграв «ногами» 20,5 у Хитцер. Российским болельщикам оставалось надеяться на то, что на заключительном этапе Нойнер покажет характерную для себя стрельбу, а Ахатова - нехарактерную (пока) скорость. Рассчитывать на то, что немок удастся обойти, если реактивная Магдалена отстреляется чисто, не приходилось.
А вышло все до обидного буднично. Настолько, что значительная часть немецких зрителей потянулась к выходу со стадиона, не дожидаясь финиша. Нойнер имела достаточное преимущество, чтобы не нервничать. Даже при том, что на заключительном рубеже ей пришлось затратить на последнюю мишень два запасных патрона.
Результат российской четверки получился достойным. Серебро в столь напряженной борьбе и всего 4 запасных патрона - большое достижение. Просто мы все уже успели привыкнуть, что наши девушки в эстафетах - самые лучшие. И от этого было самую чуточку грустно.
Обладательница Большого хрустального глобуса по итогам прошлого сезона Магдалена Нойне сияла:
- Единственное желание, которое я испытывала перед стартом, - показать хорошую во всех отношениях гонку. При этом совершенно не волновалась, даже на «стойке». И хотя на том рубеже мне пришлось использовать запасные патроны, считаю, что в целом со своим этапом справилась неплохо. На тренировке в день старта тренер спросил, не будет ли для меня проблемой стартовать на заключительном этапе. Я ответила, что постараюсь сделать все, на что способна, но если сложится так, что мы не окажемся первыми, не хотела бы оказаться единственной виновницей поражения. Тем не менее мне этот этап доверили, и я искренне рада, что это доверие оправдала.
Что касается чемпионата мира и Олимпийских игр, не думаю, что мне выпадет замыкать эстафету. Для этого у нас есть Кати Вильхельм. У нее огромный опыт, она очень стабильная спортсменка, и, думаю, доверить четвертый этап ей будет абсолютно справедливо.
- Как вы внутренне реагировали на то, что лидером эстафетных гонок на предыдущих этапах стала считаться Россия?
- У России очень хорошая, сильная команда. Мы тоже достаточно тщеславны и тоже хотим показать русским, что на кое-что способны. Россия - это действительно достойный соперник. Тем более радует, что мы сегодня оказались лучше.
|