ЗОЛОТЫЕ СЕКРЕТЫ ЮРЬЕВОЙ И ЧУДОВА |
|
Фото © Александр Вильф
Оберхоф. Максим Чудов |
11 января 2009
На этапе Кубка мира в немецком Оберхофе сборная России показала отличный результат: наши спортсмены выиграли три гонки из шести, а в двух завоевали серебро.
Удивительно, но прежде никому из нынешней сборной, за исключением Николая Круглова, побеждать в Оберхофе не удавалось. Николай выиграл в сезоне-2006/2007 дважды - спринт и гонку преследования, и этот факт немедленно подарил спортсмену неофициальный титул «короля Оберхофа». Тем обиднее было понимать, что, не случись у Круглова второго промаха в эстафете на последнем стрелковом рубеже, общий результат вполне мог бы оказаться выше. Хотя куда более обидная неудача постигла Николая в субботу в спринтерской гонке: при безупречной стрельбе он финишировал 29-м, проиграв победителю - Максиму Чудову - почти полторы минуты «ногами».
Но прежде всего имеет смысл объяснить, что же такое Оберхоф. Это совсем крохотный и, я бы сказала, зачуханный городок (чтобы не сказать - деревушка), который по-настоящему живет всего пять дней в году - во время биатлонного Кубка мира. Никакие другие соревнования не собирают тут такого количества болельщиков и не сопровождаются подобным ажиотажем.
Здесь испокон веку готовились к ответственным стартам почти все «зимние» сборные ГДР. Лыжники, биатлонисты, саночники, прыгуны с трамплина. Антураж городка напоминает спортивный лагерь полузакрытого и довольно аскетичного вида. При суперсовременном стадионе (сейчас на его территории уже почти достроен лыжный тоннель, что делает Оберхоф еще более привлекательным для профессиональной подготовки спортсменов) нет никаких излишеств.
Найти в городе хотя бы одно здание с интересной архитектурой - задача невыполнимая: кругом безликие типовые коробки, напоминающие о социалистических временах. Снег не убирают, отчего общий вид местности поражает запустением, неряшливостью, а иногда - откровенной грязью. Но все это уходит на второй план, когда на биатлон со всей страны съезжаются болельщики.
Их толпы. Биатлон настолько давно стал визитной карточкой Оберхофа, что не приехать на первый крупный турнир сезона считается просто неприличным. Иногда кажется, что этап Кубка мира проводился тут всегда. Хотя это не так. С 1984 года городок принимает эти соревнования в 18-й раз. Дважды этап Кубка переносили. Один раз - в Вальхзее, второй - в Риднойн. Зато с 1999-го январские старты проводятся в Оберхофе уже бесперебойно.
Нынешний сезон для Оберхофа почти что рекордный. Именно «почти»: в прошлом году на старты здесь выходили представители 35 стран, в этом - на одну меньше. Сейчас здесь ждали 95 тысяч зрителей, но два года назад их было чуть больше. Добавилось количество волонтеров, обслуживающих соревнования, но это логично: этап Кубка мира так или иначе обслуживает весь город, и для организаторов просто-таки дело чести дать возможность поработать на мероприятии всем желающим.
Несколько лет назад стадион перенес реконструкцию. Были увеличены трибуны, но тогда организаторы не решились сделать их максимально большими - закрыть конструкциями все прилегающие к стадиону склоны. Сейчас на это нет средств, о чем в Оберхофе страшно жалеют. Потому что, как и прежде, сооружение не вмещает желающих сюда попасть. Толпы зрителей идут на трассу за пять-шесть часов до начала стартов, занимают все пространства вдоль лыжни на всем ее протяжении, и спортсмены бегут, как сквозь строй.
Это непросто еще и в силу особенностей климата. Выпадение снега почти всегда сопровождается в Оберхофе повышенной влажностью. Точнее - промозглой сыростью и туманом, который как бы «прижимает» к земле слой воздуха, густо насыщенный алкогольными испарениями (без «подогрева» несколько часов на снегу просто не выстоять, поэтому наливают на всех углах, а старожилы так и вовсе приносят вместительные фляжки с собой), запахом жареных колбасок и табачным дымом...
Добавьте к этому неимоверно сложную в своем рельефе трассу с большим количеством крутых подъемов и даже более крутых спусков - и картинка будет завершена.
А еще Оберхоф - это истинный ад для немецких биатлонистов. От них здесь всегда требуют побед. Или хотя бы попадания на пьедестал. И только тренеры и спортсмены знают, насколько сильно такая атмосфера прибивает команду психологически. Поэтому и радуются, как дети, когда удается зацепить призовое место.
Так было и в этот раз. Казалось бы, чему радоваться в женской эстафете или спринтерской гонке, где Катя Юрьева сначала лишила немок командного триумфа, а потом без видимых усилий разделалась на финише с Андреа Хенкель, выиграв у нее 2,4 секунды? Или в субботнем мужском спринте, где Чудов точно так же «умыл» на финише Михаэля Реша? Но ликовали все. И трибуны, и сами призеры, и их тренеры Уве Мюссиганг и Франк Ульрих.
Причина была понятна: начало января - совсем не время быть в форме. Отчасти это подтвердил на субботней пресс-конференции Максим Чудов, заметив по поводу не бог весть какой готовности лидеров - и немцев в том числе:
- Понимаю одно: многие готовятся к тому, чтобы выйти на пик формы к чемпионату мира. Пропускают какие-то гонки, показывают не самые высокие скорости. Нам же нужно бежать от старта к старту, не пропуская ни один из этапов. Выступать, чтобы доказать свое право на место в сборной, россиянам нужно везде - слишком большая конкуренция.
Победа Чудова в спринте получилась необыкновенно красивой и грамотной, даже несмотря на то, что на стрельбище Максим провел гораздо больше времени, чем большинство выступавших, - показал только 69-й результат. Старший тренер мужской сборной Владимир Аликин заметил, что Чудов еще не подошел к пику формы - есть над чем работать и куда прибавлять, как и всем остальным спортсменам. Порадовался, что команда начинает «бежать» в этом сезоне чуть позже, чем обычно: до начала чемпионата мира в Корее есть достаточно много времени, чтобы набрать объем соревновательной работы, потренироваться, затем сбросить нагрузки и отдохнуть. Однако комментарий Максима после победы прозвучал тревожнее:
- Мне хотелось бы сказать, что я еще не подошел к своему лучшему состоянию. Что готов процентов на 90, а 10 еще могу добавить. Но на самом деле чувствую, что по дошел к пику почти вплотную. И надо теперь сделать все возможное, чтобы эту форму подольше удержать.
На вопрос: «Как?» - Чудов рассмеялся:
- Не скажу. У нас, знаете ли, свои секреты.
Из неприятных сюрпризов первого старта года следует отметить два события: довольно тяжелое пищевое отравление Альбины Ахатовой, из-за которого спортсменка была вынуждена отказаться от участия в эстафете, да и в спринтерской гонке выглядела не лучшим для себя образом - не хватало свежести и скорости, и отстранение от участия в этапе Ивана Черезова из-за слишком высокого уровня гемоглобина в крови. Перед тем как приехать в Оберхоф, Иван тренировался вместе со всей командой в высокогорном Рамзау, вот кровяной показатель и подскочил до предела допустимого. Впору было подумать, что над спортсменом довлеет какой-то новогодний рок: год назад Черезов тоже готовился к оберхофским стартам в Рамзау. И до такой степени рвался успеть хорошо подготовиться к началу январского этапа, что просто перегрузил себя тренировками - не успел восстановиться. По-настоящему разбегался лишь к весне.
Тем не менее поводов для паники нет никаких. Отсутствие Черезова в стартовых составах дало возможность штабу сборной попробовать в Кубке мира сразу двух дебютантов - Евгения Устюгова и Антона Шипулина. В спринтерской гонке дела у обоих сложились не самым лучшим образом (Устюгов финишировал 44-м, показав при этом 15-е «беговое» время, Шипулин же остался 73-м), но Аликин по этому поводу сказал: «Все равно в этом есть плюсы. Надо накатывать ребят на серьезном уровне как можно быстрее. Хотя делать это в Оберхофе мы, если честно, не планировали»
ГОНКА НАГЛЫХ ЭГОИСТОВ
Оберхоф все-таки сделал королевский подарок биатлонистам: все пять дней соревнований над городком и стадионом стояла просто-таки идеальная погода.
- 42 года уже сюда езжу, а такого не помню, - сказал вчера первый вице-президент IBU, четырехкратный олимпийский чемпион Александр Тихонов. - Всегда то мокрый снег, то дождь. И туман.
Воскресенье - единственный день без вечерних стартов - выдалось пронзительно солнечным, но гораздо более ветреным, чем предыдущие дни. Хотя зрелище и без этого обещало быть захватывающим - все-таки на старт выходит сильнейшая на данный момент тридцатка спортсменов.
Macc-старт я вообще бы назвала гонкой наглых эгоистов. Здесь не место такту и скромности: задержишься на лишнюю секунду в общей толпе - могут затоптать, поломать палки, лыжи, сбить с ног, повредить винтовку. Первостепенная задача - прямо со старта вырваться вперед, причем желательно по внутреннему краю трассы: так короче дистанция. Ненамного, но все же...
Юрьева и Слепцова реализовали это блестяще - ушли в небольшой отрыв с самого начала гонки. А за их спинами всего в сотне метров от стартовой черты случился первый завал, в который угодила и Ольга Зайцева.
Еще в этой гонке нужны крепкие нервы. Когда стрелять приходится в общей куче, очень трудно заставить себя не просто «не слышать» того, что происходит вокруг, но и не видеть этого - не обращать внимания. Чем, как не нервным срывом, можно объяснить то, что Дарья Домрачева из сборной Белоруссии на втором огневом рубеже вдруг начала стрелять стоя, а не лежа? Можно было разве что посочувствовать: Даша ворвалась на стадион одной из первых, проигрывая лидерам всего три с половиной секунды, устремилась на первую стрелковую позицию, изготовилась, стоя спиной ко всем остальным, отстреляла. И только опустив винтовку и бросив взгляд назад, поняла, что натворила. Естественно, тут же была дисквалифицирована.
Отношения россиянок со стрельбой поначалу складывались вполне благополучно. Юрьева, Слепцова, Медведцева и Ахатова чисто прошли первый рубеж, и благодаря самой высокой скорострельности Медведцева переместилась с 15-й позиции на пятую, проигрывая Кате и Светлане всего 5,7 сек.
Вторая стрельба лежа притормозила на один штрафной круг Слепцову. Остальные отработали чисто (первый результат по скорости стрельбы показала уже Юрьева), и в первой дюжине участниц оказались все пять российских спортсменок. А вот третий рубеж завязал интригу гонки участившимися порывами ветра уже всерьез: три промаха у немки Симоны Хаусвальд, по два - у Кати Вильхельм, Андреа Хенкель и Юрьевой. По одному - у Слепцовой, Магдалены Нойнер и Медведцевой.
Но это, как выяснилось, были только цветочки. Четвертая стрельба стала хрестоматийным примером того, что в биатлоне на фразу: «Хуже не бывает» - нередко отвечают: «Еще как бывает!»
По два промаха на этой отметке сделали Слепцова, Юрьева, Нойнер, финка Кайса Макарайнен, француженка Мари-Лор Брюне, Хаусвальд... Зайцева промахнулась аж четыре раза. И чуть не плакала после финиша:
- Как же так можно? Никакой информации на трассе. Я прибежала на стадион, думала, что мой результат - в конце второго десятка, а посмотрела на табло - четвертая! Я была совершенно не готова к тому, что могу оказаться так высоко. И сразу затрясло так, что вообще ничего не могла с собой поделать.
Финиш Медведцевой и Вильхельм получился из серии «дежавю». Семь лет назад две эти спортсменки точно так же летели к олимпийскому финишу Солт-Лейк-Сити. Но тогда Медведцева (в те дни - Пылева) была готова к совершенно иной борьбе. И «накрыла» немку на последних метрах. Сейчас же сказала:
- Я рада, что прибежала второй. Кати однозначно сильней меня на данный момент. Я понимала это еще до гонки. А на последнем отрезке и вовсе видела, что у нее осталось больше сил. Обошла ее на первом спуске, но это закономерно: тот, кто сзади, всегда «накатывает». Немножко обидно, что в последней стрельбе попала в «габарит», но мишень не закрылась. Хотя в спринте у меня получился точно такой же выстрел - и мишень захлопнулась. Со стрельбища я уходила первой, но слышала по крикам болельщиков, что Вильхельм совсем рядом. Когда она обогнала меня на подъеме, я даже подумала, что это к лучшему - сумею немножко передохнуть, сидя у нее за спиной. Но на финиш сил уже не осталось. Здесь же вообще очень сложная трасса. Тем более для таких спортсменок, как я. Тех, что в возрасте. Больше времени уходит на восстановление. Тяжело бежать все старты подряд. Мне еще повезло, что в эстафете девочки сделали все, чтобы я могла не выкладываться полностью. По-настоящему сильно работала лишь первые полтора круга. Поэтому, наверное, и силы на остальные гонки остались.
Вильхельм поддержала соперницу:
- Выиграть в Оберхофе - честь для любого биатлониста. Поэтому я очень счастлива. И мотивация теперь совершенно иная будет. На подъемах я опасалась Ольгу. Но заведомо решила, что не стану пытаться во что бы то ни стало держаться в лидерах. Чувствовала, что есть силы, и планировала использовать их на финише. Непросто было и стрелять. Я слышала, как много из-за сильного ветра ошибались другие. И когда сама отработала на четвертом рубеже без промаха, это придало и сил, и уверенности. Сделала всего две ошибки, хотя второго промаха на третьем рубеже могло не быть: слишком торопилась уйти на трассу, и стреляла практически на бегу.
Слепцова, которой с четырьмя промахами удалось финишировать пятой, сохранила за собой желтую майку лидера, но было видно, что спортсменка подустала. Накануне Светлана получила довольно престижный приз - как лучший новичок прошлого сезона. Спортсменкой года была там же признана Магдалена Нойнер, выигравшая год назад масс-старт в Оберхофе и на чемпионате мира, а воскресная гонка лишь подтвердила, что в азарте массовых гонок Нойнер чувствует себя как рыба в воде. Для того чтобы добраться до бронзы с пятью (!) промахами, Нойнер не хватило всего двух секунд.
Шведка Хелена Юнссон, которая в итоге поднялась на третью ступень пьедестала, даже заметила, что больше всего горда тем, что сумела не пропустить Нойнер на финише. Заметила со смехом: «Когда Лена бежит за спиной - в этом очень мало удовольствия. И всегда - много опасности».
Мужской же масс-старт закончился для российских болельщиков разочарованием. Можно было понять усталость Чудова - в субботнем спринте он выложился полностью, и было ожидаемо, что спортсмен просто не успеет восстановиться. Так оно, собственно, и получилось: точно так же, как в спринтерской гонке, Максим показал вторую скорость (первым и там и там был норвежец Ронни Хафсас), но увязать скорость хода с точной стрельбой не сумел - допустил по промаху на каждом из четырех рубежей.
А вот девятый результат Дмитрия Ярошенко разочаровал сильнее. Большую часть гонки Дмитрий не сходил с телеэкрана. Сначала вышел в первую пятерку, затем (после второй чистой стрельбы) - в лидеры. Первым пришел на третий рубеж и занервничал: «зацепился» после двух точных выстрелов и промазал. Еще два промаха случились на заключительном рубеже. И было трудно отделаться от ощущения, что это уже не вопрос готовности или стечения погодных обстоятельств. А вопрос нервов.
7 января. Женщины. Эстафета 4x6 км. 1. РОССИЯ (Слепцова, Зайцева, Юрьева, Медведцева) - 1:16.47,7 (1 штрафной круг + 7 запасных патронов). 2. Украина (Пидгрушина, Валентина Семеренко, Вита Семеренко, Хвостенко) - отставание 1.10,2 (0+4). 3. Германия (Хаусвальд, Вильхельм, Буххольц, Хитцер) - 1.31,45 (2+12). 4. Франция - 2.14,6 (0+10). 5. Китай - 2.26,1 (1+13). 6. Польша - 3.26,1 (3+8)... 8. Белоруссия - 3.58,0 (0+8). Команда Норвегии не стартовала.
8 января. Мужчины. Эстафета 4x7,5 км. 1. Австрия (Месотич, Пинтер, Ландертингер, Шуманн) 1:19.36,6 (0 штрафных кругов + 12 запасных патронов). 2. РОССИЯ (Устюгов, Чудов, Ярошенко, Круглов) - отставание 8,7 (0+6). 3. Германия (Грайс, Реш, Пайффер, Ланг) - 19,2 (1+9). 4. Норвегия (Свендсен, Браттсвен, Ханеволд, Бьорндален) - 1.16,0 (2+12). 5. Франция - 1.56,5 (1+7). 6. Белоруссия - 2.11,2 (0+5)... 14. Украина - 5.22,7 (2+14).
|