|
Фото © Reuters
на снимке Светлана Слепцова |
7 декабря 2008
Воскресные старты получились для российских биатлонистов значительно более удачными, нежели предыдущие. Женская гонка преследования принесла еще две медали. Екатерина Юрьева добавила серебряную награду к бронзе, завоеванной на индивидуальной дистанции, Светлана Слепцова получила бронзу при трех промахах, но самой высокой скорости на лыжне.
Результат женской спринтерской гонки днем ранее получился весьма нетривиальным. При совершенно блистательном выступлении норвежки Туры Бергер, победительницей стала китаянка Чуньли Ван.
Первооткрывательницей китайских биатлонных побед еще в 2001-м стала Ю Шумей – выиграла масс-старт в Холменколлене. Тогда, естественно, победу расценили, как досадное недоразумение: ну, какой может быть Китай в биатлоне?
В последние годы китаянки частенько оказывались в зоне видимости специалистов, но, тем не менее, победа Чуньли Ван сильно отдавала сенсацией. Еще три года назад эта спортсменка специализировалась в лыжных гонках. В 2005-м ее даже включили в группу наиболее перспективных лыжниц, которой руководил известный шведский тренер и главный тренер сборной Китая Пер-Эрик Реннерстранд. Однако после Игр в Турине Чуньли Ван все-таки решила перейти в биатлон и сменила шведского наставника на немецкого – знаменитого в прошлом биатлониста Клауса Зиберта.
За три года выступлений в Кубках мира китаянка четыре раза финишировала в числе первых 15-ти, была 13-й в масс-старте на чемпионате мира-2008. Тот же Зиберт, говоря о качествах подопечной, прежде всего отмечал ее неимоверное трудолюбие и работоспособность, но, комментируя результаты, добавлял: «Если бы не стрельба...»
После субботней спринтерской гонки оставалось разве что слегка переиначить фразу: «Если еще и стрельба, то отдохнуть придется многим».
Выиграла китаянка «ногами»: чистое время гонки оказалось на 4,5 быстрее, чем у Бергер, а итоговое преимущество над норвежкой составило 1,4. Лично меня потрясла все-таки не скорость, а стрельба. Вроде бы, Чуньли Ван не показала на рубежах ничего сверхестественного: время, затраченное на выстрелы, было далеко не идеальным (33-й результат из более чем сотни участниц, в то время, как «стрелковое» время Бергер было вторым). Но интересная деталь: на все манипуляции на огневых позициях, не связанные с отправкой пуль в цель, Чуньли Ван затратила 58,3. А «скорострелки» Бергер и Магдалена Нойнер – 1.04,4 и 1.02,0. Другими словами, китаянка сделала все возможное, чтобы не терять время там, где его можно не терять. Хотя ей, безусловно, повезло: столь чистая стрельба пока еще вовсе не характерна для представительниц Поднебесной.
Первый же рубеж в гонке преследования поставил все с ног на голову: Бергер и Чуньли Ван промахнулись по одному разу, Нойнер «поймала» три штрафа, а в лидеры вышла украинка Вита Семеренко с сидящей «на пятках» Светланой Слепцовой. Света блестяще пробежала спринт, показав абсолютно лучшую скорость, но единственный промах в последнем выстреле оставил ее пятой с отставанием от победительницы в 11,6.
Не приходилось сомневаться: при таких скоростях Слепцова имеет прекрасные шансы в преследовании, но подвела винтовка: начиная со второго рубежа отказала автоматика – перестали выскакивать отстрелянные гильзы и оружие пришлось перезаряжать вручную. Это сказалось и на времени и на меткости: один промах на втором рубеже, один – на третьем, еще один – на четвертом. Особенно крупные проблемы с оружием совпали со второй и третьей стрельбами: на то, чтобы выстрелить пять раз, Слепцовой дважды потребовалось более 50-ти секунд.
Обидно было до слез. В конце октября, когда мы со Светой встречались в Рамзау, она сказала, что гораздо больше беспокоится за бег. Из-за выпускных экзаменов в институте начала сезон значительно позже остальных, да и в самом Рамзау приболела. Вот и опасалась, что не хватит времени набрать функциональную форму к началу соревнований. Вскользь тогда заметила: «Летом у меня были некоторые проблемы со стрельбой – не знаю даже, с чем это было связано. Попробовала даже ложе винтовки поменять, но в итоге к старому вернулась. На чемпионате страны вроде все получилось, да и сейчас проблем нет».
Кто же мог знать, сколь неприятный сюрприз и как невовремя преподнесет спортсменке ее такая надежная, казалось бы, винтовка?
Но и при столь убийственном для себя раскладе Светлана продолжала оставаться в «медальной зоне. Но куда более интересные события происходили двумя строками протокола выше: Екатерина Юрьева, безупречно расстреляв все 20 мишеней, почти сразу после ухода со стрельбища вышла в лидеры. Правда, ненадолго: опытнейшая Мартина Глагов-Бек, которая возглавила гонку уже после третьей стрельбы, лишь на считанные секунды создала видимость, что уступает россиянке и вновь неудержимо вырвалась вперед. К золоту.
Медали российских спортсменок оказались из разряда тех, что приравниваются к победе. Глагов-Бек «прыгнула» с восьмого места на первое. Юрьева – с 17-го на второе, зафиксировав, помимо скорости, совершенно сумасшедшие стрелковые секунды. Слепцова – при катастрофической для себя стрельбе (58-й результат из 58-ми участниц) «ногами» опередила Юрьеву на 56,5, а немку – на 1.08,5.
- На второй стрельбе я и сама, если честно, не поняла, что произошло, - сказала Слепцова после гонки. – Гильза перестала выбрасываться, затем, выпал патрон, а, когда я продолжила стрельбу, случилась осечка, холостой выстрел. Соответственно, сбилось дыхание. На следующем рубеже я старалась предусмотреть все возможные проблемы, но меня вдруг начало трясти так, что ничего не могла поделать: винтовка в руках ходуном ходить стала. Вот так, в совершенно непривычном для себя ритме и пришлось стрелять. К тому же перед каждым рубежом я держала в голове, что нужно притормозиться, чтобы не оказаться на первой установке: особенности освещения в Остерсунде таковы, что тем, кто оказывается на этой позиции, стрелять наиболее неудобно.
- Не опасались, что необходимость наверстывать отставание ногами еще сильнее помешаетсобраться на рубежах?
- Не могу сказать, что бежала «на максимуме». Последний подъем – да. Более того, если бы был еще один подъем, не исключаю, что сумела бы бороться и за более высокое место. Но сделать ускорение раньше просто побоялась. Ведь в спринтерской гонке, когда перед заключительным кругом мне сказали, что я отстаю от лидеров всего на 15 секунд, я прямо со стадиона начала максимально быстро. А в результате за километр до финиша «встала» - не хватило сил. Первая часть круга вообще сильно «вышибает»: идет довольно продолжительный равнинный кусок, а сразу за ним лыжня уходит в подъем. Да и тренеры перед гонкой советовали проходить эту часть дистанции осторожненько. Борьба-то в гонке преследования всегда очень плотная, если «встанешь», можно сильно откатиться назад.
- Что все-таки случилось с оружием?
- Сейчас это уже выясняют тренеры. Старший тренер нашей сборной Александр Селифонов сказал, что, как только мы переберемся в Хохфильцен, мою винтовку еще раз как следует протестируют, чтобы устранить все вероятности накладок в последующих гонках.
За этими драматическими разборками на второй план ушло еще одно, пусть и не столь яркое достижение: олимпийская чемпионка Солт-Лейк-Сити Ольга Медведцева безукоризненно пройдя все четыре огневых рубежа, переместилась с 35-й позиции на 15-ю. Неудача в индивидуальной гонке (там, напомню, у Ольги случилось столкновение сразу после старта, сбился прицел и последовало пять промахов на первом же рубеже), безусловно, стала своего рода психологическим ударом. Да и в спринтерской гонке Ольга упала. Но в воскресенье она выглядела совсем иначе. Видно было, что олимпийская чемпионка набирает ход на глазах. Если учесть, к тому же, что для Медведцевой всегда было характерно позднее вхождение в сезон, то воскресный результат можно считать более, чем достойным.
|