ЖЕЛТО-КРАСНАЯ МАЙКА СЛЕПЦОВОЙ К ЛИЦУ |
|
Фото © Reuters
Хохфильцен. Светлана Слепцова |
20 декабря 2008
Суббота, заключительный день личных гонок третьего этапа Кубка мира в Хохфильцене, принесла сборной России еще один полный комплект наград: в спринте Светлана Слепцова завоевала золото, Екатерина Юрьева - серебро, Дмитрий Ярошенко - бронзу.
Описывать детали гонки спустя двое суток после ее окончания - занятие для газетчика неблагодарное. Поэтому я расскажу о погоде. Тема не бог весть какая оригинальная применительно к биатлону, но субботний климатический катаклизм того стоит.
День начался с того, что владелец гостиницы торжественно подарил мне громадную пластиковую лопату - не выдержало сердобольное сердце австрийца душераздирающего зрелища: как иностранная фрау миниатюрным скребком пытается сгрести полуметровые пласты снега с крыши, капота и переднего стекла машины. Такие же завалы наблюдались на лыжне. К утренним пристрелкам трассу худо-бедно расчистили, но за два часа перерыва между мужской и женской гонками снег завалил все вновь.
После окончания соревнований Ольга Медведцева не скрывала огорчения:
- Без очков бежать пришлось. Очки надела - вообще лыжню не видно, все в белую пелену сливается. Без очков лучше видно, как бежать, но снег в глаза попадает, по лицу хлещет, тоже не очень комфортно. Но что поделаешь, если так все получилось...
С тремя промахами, 69-м результатом по времени, затраченному на прохождение огневых рубежей, и 19-м показателем в скорости Медведцева финишировала 32-й, и стало понятно, что воскресная эстафетная гонка пройдет без нее. Может быть, очки надеть все-таки стоило, как это сделал Дмитрий Ярошенко: пошел было уже на старт, затем вернулся за оставленными в сумке очками - уж больно резко впивался в лицо снег - и не прогадал. К женскому старту, к тому же, снег не просто усилился - повалил стеной.
Наверное, мудрее всего поступило руководство норвежской сборной, которое предпочло освободить от «продолжения снежного банкета» двух лидеров. Одного фактического - Эмиля Хегле Свендсена, победившего в Хохфильцене в спринте и гонке преследования неделю назад, второго - лидера «по умолчанию» - пятикратного олимпийского чемпиона Оле Эйнара Бьорндалена. В первом же старте четвертого этапа - индивидуальной гонке - эти два спортсмена выступили не лучшим образом, финишировав во втором десятке, и тренеры незамедительно решили, что будет правильнее дать возможность Свендсену и Бьорндалену как следует восстановиться перед тем, как отправляться в Оберхоф: выступление там традиционно считается у биатлонистов наиболее сложным и выматывающим - и погода непредсказуемая, то снег, то дождь, и высота, на которой расположена трасса, добавляет неприятных ощущений.
Вице-президент российского союза биатлонистов и четырехкратный олимпийский чемпион Александр Тихонов не скрывал в субботу, что считает решение норвежцев абсолютно правильным с точки зрения тактики дальнейших выступлений. Заметил, что и нам, возможно, следовало бы поступить аналогичным образом: дать возможность отдохнуть перед январскими стартами спортсменам, составляющим костяк команды - золотой ее запас, - а на оставшиеся старты заявить тех, кто моложе.
Но тут не угадаешь. Да и как кого-то менять, если для того же Ярошенко спринтерская гонка стала последней возможностью выполнить критерии отбора в команду перед последующими и гораздо более ответственными выступлениями. Чудов и Черезов успели почувствовать вкус медалей и рвались выступать дальше, да и у Николая Круглова явно начали налаживаться и стрельба, и бег.
В субботу, правда, у этой троицы не задалось: было очень похоже, что спортсмены просто не успели восстановиться после тяжелейшей борьбы в «индивидуалке». Даже Ярошенко, который показал в спринте лучший результат среди россиян и не скрывал удовлетворения тем, что все-таки прошел отбор и реабилитировал себя за все предыдущие неудачи в Хохфильцене, подсел на финише. На отметке перед заключительным спуском Дмитрий "вез" Александру Осу четыре секунды, а финишировал с отставанием от норвежца в 1,9.
Победа в спринте еще одного норвежца - Ларса Бергера - получилась из разряда непредсказуемых. Он стартовал 83-м, когда большинство фаворитов уже успели финишировать. В спринте этот спортсмен отнюдь не считался новичком, трижды выигрывал в этой дисциплине этапы Кубка мира, но и в фаворитах не числился: все победные выступления датировались сезоном-2003/04. А пять лет в спорте - это целая жизнь, которая складывалась у ветерана норвежской сборной не лучшим образом: по итогам прошлогоднего кубкового розыгрыша он остался 78-м, а на чемпионат мира в Остерсунд вообще не попал. Правда, не слишком удачные выступления в биатлоне не помешали Ларсу отобраться в лыжную сборную своей страны и на чемпионате мира-2007 выиграть сразу две золотые медали.
В субботу Бергер так летел по трассе и так лупил по мишеням, что даже Ярошенко заметил, что это выступление можно расценивать, как своеобразный биатлонный «мастер-класс». И добавил: «Очень надеюсь, что у Ларса не часто такая стрельба получаться будет».
В женском спринте все шло к тому, что российские спортсменки оккупируют весь пьедестал. Альбина Ахатова вновь, как и в индивидуальной гонке, отстреляла на ноль, то есть в сумме чисто отработала уже шесть соревновательных рубежей подряд. Но свежести в ногах не хватило: с такой вроде бы близкой третьей ступени пьедестала российскую спортсменку вытеснили стартовавшие позже украинка Вита Семеренко и победительница первой гонки сезона - индивидуальной - шведка Хелена Юнссон.
Зато обладательницы двух первых подиумных площадей стали известны сразу после второго огневого рубежа. Непонятно было лишь то, кто именно из них добежит до финиша быстрее - Светлана Слепцова или Екатерина Юрьева.
На стороне Кати было определенное преимущество. Во-первых, она стартовала позже, и ее «вели» по графику Слепцовой. Во-вторых, она сумела отстрелять без брака, в то время как для Слепцовой гонка оказалась на 150 метров длиннее из-за промаха в «лежке». Но финишировала Юрьева позже. Проиграла соотечественнице микроскопическое расстояние - меньше трех секунд.
- Если честно, я гораздо больше настраивалась на выступление в индивидуальной гонке, - сказала Катя, едва отдышавшись. - Хотелось доказать, что я способна одерживать не просто какие-то отдельно взятые победы, но стабильно показывать высокий результат. Все-таки этого постоянства у меня пока нет. Очень много думала, как побегу, как буду стрелять. А вот спринтерскую гонку как бы пустила на самотек. Теперь вот даже думаю, что это и стало залогом успеха: чем меньше забиваешь себе голову разными мыслями перед стартом, тем лучше получается выступить. Да и результатом своим довольна - если внешние факторы не брать в расчет.
- Какие именно?
- Соперниц, которые на трассе помехи создают. Погода и без того тяжелой была. Посерединке лыжню протоптали, а вот обгонять приходилось по сугробам. Как на последнем спуске.
- Что там произошло?
- На последней отсечке мне тренеры сказали, что я проигрываю Свете полторы секунды, но смогу на финише их отыграть, если сумею «растолкаться» получше. Я и растолкалась - перед самым спуском. И тут - здрасьте! Я с ужасом увидела, что одна из спортсменок - мне показалось, что это была канадка, но не знаю точно, поэтому не буду наговаривать - вдруг ни с того ни с сего поехала «плугом», растопырившись на всю ширину укатанной трассы. Сначала я вообще не поняла, зачем она это делает. Даже мысль в голове мелькнула, что горнолыжная подготовка у американок и канадок вроде бы вполне достаточная, чтобы спусков не бояться. Не уверена, кстати, и в том, что эта спортсменка вообще думала о том, что может кому-то помешать. Но я ехала за ней и злилась ужасно. Не столкнешь ведь с дороги. Такая мысль у меня тоже мелькнула, но я сообразила, что уж лучше пусть она «плугом» идет, чем завалится передо мной на трассе.
- По эстафетным этапам вы с тренерами сразу определились?
- Да. Света у нас традиционно на первом бегает, второй этап тренеры решили отдать Ане Булыгиной. Соответственно, остался третий и четвертый. И, когда нас с Альбиной Ахатовой спросили, что мы думаем о расстановке, Альбина сразу сказала, что хочет стартовать на третьем отрезке. Tак что мне выбирать не приходилось.
Слепцова, одержавшая уже третью в своей карьере спринтерскую победу, была в этот день необычайно хороша собой: в тон желто-красной дважды лидерской майке, в которой спортсменка дебютировала в субботней гонке, на шее у нее был повязан пестрый эластичный шарфик тех же тонов. Перехватив мой взгляд, Светлана совсем по-детски улыбнулась:
- Гламурно, правда?
- Косыночку специально под обновку подбирали?
- Ну как вам сказать... Когда на стадион собиралась, то вытащила из сумки два шарфика, которые у меня были с собой. Красный и красно-желтый. И выбрала этот. Подумала: если вдруг выиграю, так на пьедестале у меня шарфик в цвет майки будет. А проиграю - пусть думают, что случайно все так совпало.
- Признайтесь, маечка лидера накладывает ответственность?
- Да. Груз большой. Даже не ожидала, что это такие переживания у меня вызовет. Когда мне ее вручили, то я сама себя поймала на мысли, что по поводу спринтерской гонки вроде как уже и не волнуюсь. Выйду на старт и без труда в этой майке выиграю. Потом мне стало не по себе: с каждой минутой эти мысли становились все сильнее и сильнее. Вообще не могла ни о чем другом думать. Пыталась отгонять их от себя - не получалось. Пыталась сконцентрироваться на стрельбе, на гонке, на раскладке по кругам - тоже не тут-то было. Кончилось все тем, что я эту майку вообще спрятала подальше, чтобы до старта ее не видеть и не думать о ней. Все равно помогло мало. Она мне везде мерещилась. И все-таки я выдержала этот пресс. Теперь могу точно сказать: майка лидера тяжело дается, но бегать в ней несравнимо тяжелее.
- Получается, эта победа - самая дорогая?
- Конечно. Столько времени я в этом сезоне вокруг первой ступени пьедестала ходила... А тут - все получилось. К тому же спринт - последняя личная гонка года: закончить декабрь лидером вдвойне приятно. Так что я совершенно счастлива. Даже несмотря на ошибку в стрельбе лежа.
- Ваш единственный промах стал именно следствием ошибки?
- Да. Два первых и два последних выстрела я сделала очень четко, пули легли по центру мишени, как сказали мне тренеры. А вот третьим выстрелом промахнулась сильно. Надо было думать только о технике стрельбы, а я «зацепилась».
- Вы не колеблясь выбрали для себя первый этап эстафеты. Это что - определенное суеверие «на удачу»?
- Наверное. Четвертый этап я не бегала еще никогда. Тренеры говорили, что, возможно, в следующем году попробуют меня на других этапах, но сейчас... Меня спросили: «Первый?» Я и ответила сразу утвердительно. А куда деваться?
|