КАК ЧУДОВ С БЬОРНДАЛЕНОМ ПОКВИТАЛСЯ |
|
Фото © Reuters
Остерсунд. Максим Чудов |
17 февраля 2008
Споров по составу мужской эстафеты в Остерсунде практически не было. Бронзовый призер индивидуальной гонки Максим Максимов сразу после своего медального финиша заметил, что не чувствует себя уверенным до такой степени, чтобы претендовать на место в эстафетной четверке. Поэтому тренерам не оставалось ничего другого, как остановиться на тех самых спортсменах, которые год назад привезли России командное золото чемпионата мира в Антерсельве. Речь об Иване Черезове, Николае Круглове, Дмитрии Ярошенко и Максиме Чудове. Причем именно в таком стартовом порядке.
Дебют Чудова на заключительном этапе состоялся месяцем раньше - на этапе Кубка мира в Рупольдинге. Там спортсмен не скрывал своего желания оказаться на этапе рядом с Оле-Эйнаром Бьорндаленом и «разорвать» его на финише.
Но в Рупольдинге сделать это не получилось, хотя шанс был велик: норвежец дважды промахнулся на первом рубеже и использовал еще один запасной патрон на стрельбе стоя, в то время как для Чудова стрельба сложилась с точностью до наоборот: один промах лежа, два - стоя. В итоге Бьорндален финишировал на полминуты впереди Максима.
В Остерсунде расчет российских тренеров был прозрачен: присутствие Чудова на заключительном этапе давало основания надеяться, что, даже если на финише придется сокращать столь же внушительный, как в Рупольдинге отрыв, спортсмену будет по силам это сделать: слишком очевидным представлялось скоростное преимущество Русской Ракеты в Остерсунде над всеми без исключения соперниками, включая великого норвежца.
Вслух не говорилось, но подразумевалось, что единственным слабым этапом у России может оказаться второй. Тот, где предстояло бежать Круглову.
Не очень сильное выступление Николая в предыдущих гонках, неудачная стрельба в смешанной эстафете и последующий ажиотаж вокруг прицела, который то ли был сломан, то ли нет, создали вокруг участия биатлониста в самой главной для России эстафете крайне нервозную обстановку. Круглов и сам не мог не понимать, что с него спрос в этой гонке особый. Ведь любая его личная неудача, даже при победном общем исходе, неминуемо вызвала бы пересуды о том, что до медали он доехал за чужой счет. Поэтому и права на ошибку у спортсмена не оставалось.
Именно по этой причине второй этап эстафеты я бы назвала ключевым. Ничуть не менее важным, чем тот, который с флагом в руках завершил в субботу Чудов.
Круглов получил эстафету первым - после того, как Черезов аккуратнейшим образом (при единственном дополнительном патроне, затраченном на втором рубеже) закончил свой этап на 0,4 впереди норвежца Эмила-Хегле Свендсена.
Первая неожиданность в гонке случилась на том же отрезке эстафеты. До старта среди основных претендентов на золото наряду с Норвегией и Россией считалась Германия. Да и сами немцы не скрывали: будут стараться сделать все возможное, чтобы компенсировать неудачи предыдущего дня (лучший из их гонщиков Александр Вольф был в мужской индивидуальной гонке только 19-м). Однако Михаэль Реш начал с того, что схлопотал штрафной круг.
Круглов тоже заставил понервничать: он чисто прошел первый рубеж, оторвавшись на 17,5, но не от норвежца Руне Братсвеена, а от Вольфа: на первом круге немец вдвое сократил время, полученное в эстафетное наследство от Реша, и отстрелялся так стремительно, что норвежец оказался позади. А вот на второй стрельбе Николай закрыл последнюю мишень лишь с третьего выстрела. Вольфу на это понадобился один запасной патрон, Братсвеену - три.
В итоге Дмитрий Ярошенко тоже ушел на свой круг первым.
Третий этап превратился для немцев в кошмарный сон. Андреас Бирнбахер использовал два запасных патрона в «лежке» и получил штраф на втором рубеже. Норвежец Халвард Ханеволд в общей сложности мазал трижды. Ярошенко израсходовал всего один резервный патрон - стоя. Причем стрелял, перезаряжал винтовку и снова стрелял на редкость четко и быстро.
Вот и получилось, что на заключительный этап Максим Чудов ушел аж на 54,1 впереди Бьорндалена.
Пятикратный олимпийский чемпион сделал все, что мог. Он стал единственным спортсменом среди призеров, кому удалось отстреляться на рубежах в абсолютный ноль. Но в этой ситуации норвежцы могли надеяться только на то, что Чудов получит штрафной круг. А лучше - два. Но такой вариант в планы Максима не входил: чистая стрельба на первом рубеже, всего один дополнительный патрон на втором - и страна получила возможность увидеть то, чего жаждала с самого начала чемпионата: российского гонщика, неудержимо летящего к финишу с флагом в руках. Оставалось разве что слегка пожалеть, что не эта фантастическая гонка значилась в расписании чемпионата мира завершающей.
...После роскошного подарка, преподнесенного болельщикам мужской четверкой, хотелось, чтобы и вторая субботняя медаль оказалась золотой. Она получилась бронзовой. И очень нервной. Достаточно сказать, что на заключительный крут дистанции после четвертого рубежа сразу четыре спортсменки (немка Магдалена Нойнер, украинка Вита Семеренко, норвежка Тора Бергер и Екатерина Юрьева) находились в диапазоне двух секунд.
Россиянки заметно подустали. Выдержать скорость, с первых метров предложенную Магдаленой, и при этом метко стрелять не удалось ни одной из них. Четыре промаха у Альбины Ахатовой, три - у Татьяны Моисеевой, по два - у Юрьевой и Светланы Слепцовой. Нойнер тоже оказалась в своем репертуаре: нахватала четыре штрафных круга, причем все - на стрельбе стоя. Но по трассе спортсменка неслась так стремительно, что впору было гадать: как много биатлонистов глотали бы снежную пыль из-под ее лыж, окажись Магдалена на мужской лыжне?
Возможно, расклад мог бы оказаться иным, если бы Бергер, настрелявшая себе лишь один круг, не стала раньше времени стараться поставить Нойнер на место. На второе, разумеется. Нетрудно представить, до какой степени норвежке этого хотелось: чемпионат мира сложился для нее самым иезуитским образом: три предыдущих индивидуальных старта - и три четвертых места. Самое обидное, что только можно себе представить. Тем более для спортсменки, которая пять раз в ходе сезона поднималась на подиумы Кубков мира и дважды была первой.
Но получилось, что попытки норвежки обойти соперницу по ходу заключительного круга измотали ее до такой степени, что сил на финиш уже не осталось.
Как, собственно, и у Юрьевой: Катя выглядела уставшей. Удержаться за тандемом лидеров на заключительном подъеме ей не удалось. За полтора километра до финиша Юрьева проигрывала Нойнер уже 10 секунд, на финише отрыв составил почти полминуты. И бронза, завоеванная в этой отчаянной борьбе, довела общий счет российских наград до девяти.
|