|
Фото © Александр Вильф
Рупольдинг. Михаэль Грайс |
13 января 2008
Заключительный день пятого этапа Кубка мира с розыгрышем наград в гонках преследования принес неожиданное золото норвежке Сольвейг Рогcтад и совершенно заслуженную победу трехкратному чемпиону Турина Михаэлю Грайсу. На счету российской команды единственная награда: серебро Максима Чудова, который был вторым и в субботнем спринте. При трех промахах против одного он проиграл победителю всего 28,2 и продолжает удерживать в общем зачете Кубка мира третью позицию.
КОРОЛЕВА ЗРИТЕЛЬСКИХ СИМПАТИЙ
Субботняя мужская спринтерская гонка принесла России очередную серебряную медаль и прекрасную перспективу на воскресенье: Максим Чудов уступил немцу Михаэлю Грайсу всего 19,8 при одном промахе, благополучно убежав от остальных, включая Оле-Эйнара Бьорндалена. Лыжи норвежских гонщиков стали в этот день отдельной темой для обсуждения: «замазалась» вся команда, включая лидера. Это было удивительно: никаких чрезвычайных катаклизмов в природе не произошло, моросил противный мелкий дождь, но даже он возник не в ходе гонки, а задолго до старта - ночью. То есть не было никаких видимых причин, которые могли бы спровоцировать столь глобальный ляп норвежских сервисменов. Тем не менее он случился.
Немцы, напротив, угадали с подготовкой лыж на все сто. И до безумия радовались победе Грайса. По словам биатлониста, сильным психологическим подспорьем для него стала эстафета. До приезда в Рупольдинг Грайс мучился стандартной проблемой: желаемая скорость на лыжне у него уже появилась, но сочетать ее с точной стрельбой никак не удавалось. На этапе Кубка мира в Оберхофе Михаэль превзошел все допустимые нормы промахов: пять раз не попал в цель на своем этапе эстафетной гонки, привез команде два штрафных круга и чувствовал себя натуральным козлом отпущения. В Рупольдинге немец смазал один выстрел в стрельбе лежа, «стойку» отработал чисто и, как признался сам, именно в этот момент поверил, что все неприятности, связанные с недостатком спортивной формы, удалось наконец преодолеть.
В спринтерской гонке он убедил в этом и болельщиков: отработал оба рубежа чисто.
Для немецкой сборной выступление мужчин стало поистине светлым пятном: два спортсмена в тройке, пять - в «десятке», худший - Андреас Бирнбахер - 12-й. Эта статистика заметно компенсировала расстройство хозяев этапа в отношении женской команды, где основная фаворитка соревнований, трехкратная чемпионка мира Магдалена Нойнер с тремя промахами осталась 12-й, а трехкратная олимпийская чемпионка Кати Вильхельм финишировала четвертой.
Впрочем, при явной, порой истерической любви немцев к Магдалене, шансы Вильхельм в воскресной гонке преследования болельщики расценивали как более весомые. После спринтерской гонки она призналась, что всю предыдущую неделю чувствовала себя отвратительно: по непонятным причинам у нее разладился бег. Спринт в Рупольдинге стал для Вильхельм первым стартом, где она была полностью удовлетворена собственной скоростью. И результатом, кстати, тоже. Два промаха на второй стрельбе случились по объяснимой причине (так по крайней мере объяснила их спортсменка): набрав ход на втором круге Вильхельм до такой степени упивалась ощущением полета по трассе, что не смогла заставить себя вовремя сбавить ход - восстановить дыхание перед стрельбой. Вот и дрогнула рука.
В случае с Нойнер все было критичнее. В Рупольдинге Магдалена серьезно простудилась. Началось с кашля и насморка, затем простуда стала все больше напоминать бронхит. Уже выйдя в субботу на разминку, Нойнер обнаружила, что почти не может дышать. Соответственно у нее сразу упала скорость бега. Так что расстроена спортсменка была именно этим, а вовсе не стрельбой, что логичнее было бы предположить при первом взгляде на протокол.
Кстати, часа за два до начала вчерашней женской гонки преследования я обратила внимание на довольно забавную картинку: у палатки, где посетителям стадиона с двух рук наливали традиционный для зимних соревнований глювайн (более знакомый нам под названием «глинтвейн»), толпилась солидная группа по-баварски пузатых и по-крестьянски кряжистых пожилых мужчин в одинаковых синих куртках. Мысль о том, что именно так - на природе и в хорошей компании проводит выездной слет местная партия любителей горяченького, была быстро развеяна: на синекурточных широких спинах значилось: Magdalena Neuner Fan Club.
Мне вообще-то представлялось, что эта возрастная категория должна с гораздо большей симпатией относиться к Вильхельм. Все-таки для настоящих болельщиков всегда уважительнее, когда в послужном списке спортсмена имеется длительный стаж ярких побед, а не просто разовый феерический всплеск, подобно тому, что случился у Нойнер на чемпионате мира-2007. Поэтому в пресс-центре я специально обратилась к немецкому коллеге с просьбой объяснить мне причины столь оголтелой народной любви ко вчерашней юниорке. Ответ был дан чисто мужской: «Так Лена же на 12 лет моложе, чем Кати!»
Смех смехом, но именно Нойнер с ее очаровательной улыбкой, открытостью с журналистами и болельщиками, ослепительной молодостью и совершенно немереным талантом стала первой спортсменкой в истории мирового биатлона, кому безо всяких усилий удалось раскрутить личных спонсоров на рекордную сумму: свыше миллиона евро в год. И это - без учета призовых выплат за победы.
«ПОЙМАВШАЯ» СКОРОСТЬ
Воскресенье все-таки стало днем Вильхельм. Ей не удалось победить: норвежка Сольвейг Рогcтад идеально отработала на всех рубежах и опередила немку на 12,6. Однако свой результат Вильхельм показала, пробежав два штрафных круга. Случись у нее хотя бы на один промах меньше, не видать норвежке победы как своих ушей. Тем более что Рогcтад впервые в своей карьере проявила такие же чудеса скорости и концентрации, как накануне - Кайса Варис: до вчерашнего дня ее мало кто принимал всерьез.
Впрочем, после гонки Рогcтадт спокойно заметила, что не видит повода чрезмерно ликовать: мол, еще есть над чем работать и какие компоненты улучшать.
Кайса Варис, чья победа в спринте не на шутку взбудоражила биатлонный мир, осталась верна себе: по разу промахнулась на первых трех рубежах, а на четвертом промазала дважды. Точно такой же стрелковый результат оказался у Нойнер - с той лишь разницей, что чистую вторую стрельбу она компенсировала тремя промахами в заключительной. Но гораздо более плачевным итогом гонка преследования обернулась для российских лидеров. Светлана Слепцова замкнула десятку. Екатерина Юрьева финишировала 14-й.
Обе спортсменки старались изо всех сил. Но уже на втором круге стало очевидно, что лыжи «стоят».
- Это произошло как-то очень резко, - рассказывала после финиша Юрьева. - Поначалу легкость была, а потом как отрезало: вроде все делаю как обычно, а усилия впустую. Ужасно тяжело в такой обстановке заставлять себя работать до конца. Но иначе нельзя - каждое очко ведь на счету. Не представляете, до какой степени обидно было: на последнем круге «села» на спуске, зная, что за мной достаточный отрыв и можно чуть-чуть отдохнуть, и вдруг из-за спины все выскакивать начали. Аж заорать хотелось: «Куда??!» Единственное, что мне оставалось по силам, - не пропустить на последнем подъеме вперед себя Мартину Глагов. Все-таки не пропустила...
Слепцова была склонна искать причину неудачи в собственном самочувствии. Призналась:
- Все болело. И живот, и спина, и ноги. Трасса дурацкая - мокрая вся. Наши сервисеры обкатывали лыжи за два часа до старта, когда снег совершенно сухой был. А побежали - трасса на глазах раскисать стала: все захлюпало.
Старший тренер женской команды Александр Селифонов выглядел откровенно расстроенным: концовка соревнований смазала все положительные впечатления предыдущих стартов.
- Трудно сейчас объяснять причины, - сказал он. - Надо успокоиться, поговорить со спортсменками. Если проблема действительно в подготовке лыж, винить девочек не приходится: трудно, знаете ли, хорошо стрелять, когда лыжи не бегут. Соответственно будем думать, кого ставить в состав на этапе Кубка мира в Антхольце. Для меня пока ясно, что нужно дать возможность стартовать Яне Романовой: на этапе Кубка Европы, который как раз сейчас проходит в Лангдорфе, она выступает хорошо: в индивидуальной гонке заняла второе место, чисто отстреляла на всех рубежах. Я рад, что вполне достойно в Рупольдинге смотрелась Альбина Ахатова...
Олимпийская чемпионка Турина и сама выглядела удовлетворенной, несмотря на то, что войти в тридцатку ей по-прежнему не удалось: подвели два промаха в «стойке».
- Бежалось легче, чем в спринте, - прокомментировала она. - Успела неплохо восстановиться. Довольна тем, как прошла первые два круга. А потом лыжня совсем раскисла: особенно тяжело было идти по этой каше в подъем. Хотя, может быть, я просто не готова функционально. Взять даже два моих промаха. На тренировке такого не случалось ни разу, но там-то стреляешь в спокойной обстановке. А здесь навалилось все сразу: усталость, непомерный пульс... Значит, нужно просто время: у меня ведь, если задуматься, это выступление с учетом контрольных гонок - всего четвертая скоростная работа за сезон. Будем работать...
ВЕЛИКОЛЕПНЫЙ СТАРЕЦ
Заключительная гонка получилась, пожалуй, наиболее предсказуемой из всех предыдущих. 31-летний Грайс, обеспечивший себе в спринте гандикап в 20 секунд, увеличил это преимущество после первого «чистого» рубежа до 29,7. В таких случаях, как показывает практика, немцев тяжело вывести из равновесия внешними раздражителями. Где-то там, за спиной Грайса, на вторую позицию, опередив Чудова, временно вышел Бьорндален, но немногим позже норвежец сам наворотил себе проблем, промахнувшись во второй стрельбе и трижды не закрыв мишень - в третьей. Грайс же продолжал оставаться единственным среди лидеров, кто трижды отстрелялся на ноль. В итоге перед заключительным рубежом его и Чудова разделяла минута с лишним, так что ветеран немецкой сборной, чья фамилия переводится на русский как «старец», мог вообще не волноваться за исход гонки. Промахи - это ведь почти всегда следствие нервов, а какие могут быть нервы при таком удручающем для соперников раскладе?
Свой промах Грайс все-таки сделал - в последней «стойке». Но это не меняло ровным счетом ничего.
Надо отдать должное Чудову: по скорости передвижения по трассе ему вчера не было равных. Быстрее, как позже выяснилось из протокола, бежал лишь норвежец Ларс Бергер, но семь кругов штрафа сделали его умопомрачительный беговой результат неактуальным.
Поводов нервничать у россиянина было не в пример больше, чем у любого из иностранных соперников: то, что немецкие лыжи «катят», а русские - «стоят», было очевидно еще в женской гонке. Ну а поскольку техническая бригада обслуживает обычно и тех и других, на первый план вышел один-единственный вопрос: успеют сервисеры за час с небольшим перемазать лыжи мужчинам или нет? И угадают ли «масть» в этой азартной игре.
Как выяснилось, перемазываться не потребовалось.
- Видимо, девочки просто взяли лыжи не с той структурой, - прокомментировал тему Чудов после финиша. - У нас скольжение было превосходным. Собственно, то, что гонка получилась интересной, было продиктовано именно этим. Скорости оказались намного выше, чем в спринте, все боролись на максимуме. Другое дело, когда тебя обгоняют, первое, что приходит в голову, списать это на качество лыж, а не на то, что соперник лучше растолкался на верхушке подъема и, как следствие, обошел тебя на спуске. Лично я очень доволен тем, как сработали сервисеры. Все три гонки бежал на одной паре лыж, и никаких нареканий у меня нет. Доволен и тем, что заставил многих понервничать. Хотя и сам дважды промазал из-за того, что раньше времени дернулся догонять.
- Какое количество промахов при четырех рубежах вы считаете предельно допустимым для себя?
- Точной цифры не назову. Многое ведь зависит от трассы, от погоды, от высоты. Можно получить и три штрафа, и четыре, и пять - никто не застрахован.
- А чем объясняете свою сегодняшнюю стрельбу? Внешними факторами?
- Да нет, конечно. Сам виноват. Считаю, что причины неудач вообще первым делом нужно искать в себе. Хотя бежал я на удивление спокойно. Почти не нервничал. Меньше волновался разве что на Олимпийских играх в Турине. Хотя те мои результаты лучше не вспоминать...
|