ЧУДОВ ДАЛ БОЙ БЬОРНДАЛЕНУ.
НО ДЛЯ ПОБЕДЫ ЭТОГО НЕ ХВАТИЛО |
|
Фото © Александр Вильф
Рупольдинг. Максим Чудов |
10 января 2008
Российская мужская эстафета в составе Ивана Черезова, Николая Круглова, Дмитрия Ярошенко и Максима Чудова в упорнейшей борьбе завоевала в Рупольдинге серебряные награды.
ЛИЛЛЕХАММЕР ПРОТИВ РУПОЛЬДИНГА
13 лет назад на Играх-1994 во время трансляции одной из лыжных гонок комментатор заметил, что на трибунах стадиона присутствуют два Лиллехаммера. И что еще три стоят вдоль олимпийской трассы.
Как очевидец тех событий могу утверждать, что биатлонный Рупольдинг бьет своего заочного норвежского соперника в одну калитку. Парочка Лиллехаммеров заполонила соседние Рупольдингу деревушки до такой степени, что порой даже горные склоны (не говоря об отельчиках, украшенных флагами) кажутся сине-бело-красными. Но немецких-то болельщиков в Рупольдинге все равно больше!
Всех их начинают свозить на стадион на громадных автобусах часов за шесть до начала гонок. Не думаю, что подобную картину можно наблюдать еще в каком-либо общественном транспорте: люди разве что не лежат друг на друге - набиваются в салон, как сельди в бочку. При этом вдоль дороги тянется нескончаемый людской поток - автобусов на всех не хватает.
Самые выгодные «комплексные» билеты исчезают из продажи еще осенью. Наиболее дорогие - категории VIP - держатся дольше, но, заглянув на сайт соревнований, чтобы уточнить цену этого удовольствия, я увидела уже знакомое: «Продано». Остались лишь самые престижные, «платиновые» вездеходы: 510 евро на 5 дней соревнований.
Кстати, один дневной VIP-билет стоит 180 евро. Но в одиночку, как понимаете, на биатлон не ходят.
О сложностях, которые создает спортсменам позднее начало гонок, я уже писала в предыдущем репортаже. Принято считать, что временные неудобства, с которыми сейчас сталкиваются многие виды спорта, связаны исключительно с требованиями телевидения, но когда речь идет о биатлоне, имеет место и другая причина: при позднем начале соревнований жители близлежащих к стадиону городков имеют возможность не очень сильно жертвовать собственным бизнесом. Поэтому на вечер переносятся лишь те гонки, которые проводятся в будни.
Весь этот антураж, который совершенно невозможно оценить, наблюдая гонки по телевизору, и делает этап Кубка мира в Рупольдинге по-настоящему незабываемым для того, кто хоть однажды увидел его «живьем».
За кадром остается и безумная нервотрепка: очень тяжело держать нервы в узде, когда выхода на лыжню приходится ждать до самого вечера.
АХАТОВА ПРОТИВ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ
После первой эстафеты Катя Юрьева, наиболее успешно преодолевшая свой этап, призналась, что не очень думала о командном результате: все мысли уже заняты тем, как набирается спортивная форма к чемпионату мира.
Тренеры размышляли иначе: эстафеты - вид престижный. Надо стремиться побеждать уже сейчас. Наверное, можно было поэкспериментировать с мужской четверкой в Оберхофе - поставить в состав кого-либо из молодых вместо неважно чувствовавшего себя Дмитрия Ярошенко, но это риск потерять лидерство: все-таки мужская российская команда в этом сезоне пока имеет лучшие эстафетные показатели. Соответственно, и на старт вчера вышла под первым номером. Хотя накануне гонки тяжело было не думать о том, что на этой лыжне Россия не побеждала в эстафетах более десяти лет.
Единственным новшеством стало изменение стартового состава: никогда еще Максим Чудов не выходил на завершающем этапе. Но в Рупольдинге он напросился на это сам. Убедил тренеров, что справится. Сдюжит.
Уверенность в своих силах - великое дело. После женской эстафетной гонки я долго разговаривала с олимпийской чемпионкой Турина Альбиной Ахатовой. «Не знаю, сумею ли я хорошо выступить в спринте, если тренеры все-таки дадут мне такую возможность, - сказала она. - Очень жалею, что отказалась стартовать на первом этапе Кубка мира в Контиолахти. Я тогда слегка приболела, но в целом чувствовала, что могу соревноваться. А потом заболела уже всерьез. Кто знает, хватит ли у меня запаса здоровья для того, чтобы выложиться в спринте и успеть восстановиться к чемпионату мира? Но когда-то ведь нужно начинать...»
Ахатову, пропустившую почти два года выступлений, можно было только пожалеть. Сначала планы на сезон подкосила серьезная простуда (из-за нее Альбина не смогла выйти на старт в словенской Поклюке). Затем все пошло совсем наперекосяк: отправиться на подготовку к этапам в Оберхофе и Рупольдинге Ахатова планировала вместе с полуторагодовалым сыном. Заранее забронировала отели, продумала переезды. Но за час до вылета, уже когда в Шереметьеве была пройдена регистрация, сдан багаж и оружие, на пограничном контроле выяснилось, что выданная Ахатовой виза не предусматривает вывоз из страны ребенка.
Пришлось в буквальном смысле «вставать на уши» и менять планы. Когда спортсменка все-таки прилетела в Оберхоф, оставив малыша на попечение вернувшегося из армии 21-летнего брата, она узнала, что тренеры команды всерьез рассчитывают на ее выступление на этапе. Ахатова не рискнула: из-за отсутствия снега в России она почти месяц не выходила на лыжню. К тому же после нескольких интенсивных беговых тренировок ее «накрыла» дикая усталость, на фоне которой стали снова обостряться болячки. Плюс - добавилась акклиматизация. Собственно, поэтому вплоть до вчерашнего дня все шло к тому, что и в Рупольдинге возвращение олимпийской чемпионки не состоится - будет отложено еще на неделю. И лишь к вечеру решение было принято: Альбина будет стартовать в спринтерской гонке.
ЧУДОВ ПРОТИВ БЬОРНДАЛЕНА
За день до мужского эстафетного старта Чудов с хорошей долей спортивного нахальства заметил: «Не знаю уж, какие мысли возникнут у Бьорндалена, когда он увидит меня на своем этапе, но сделаю все возможное, чтобы финишировать впереди».
Дело оставалось за малым: обеспечить Максиму эту самую возможность оказаться рядом с Великим и ужасным (согласитесь, почти 80 побед на этапах Кубка мира, которые одержал Бьорндален за свою биатлонную карьеру, просто не позволяют именовать его иначе).
В этой гонке у каждого была своя цель и своя добыча. У стартовавшего первым Ивана Черезова - норвежец Эмиль Хегле Свендсен и немец Михаэль Реш. Эти трое с самого начала определили диспозицию своих стран по отношению к остальным двадцати командам.
34,4, которые Черезов проиграл Свендсену на своем этапе, стали следствием единственного промаха на второй стрельбе и более низкой скорости на заключительном круге. Реш тоже оказался впереди. Так что Николай Круглов отправился на свою охоту третьим. По следам Руне Братсвена и Александра Вольфа.
Ярошенко ушел на лыжню тоже третьим. Один запасной патрон Круглова на первой стрельбе и два - Вольфа на второй изменили в расстановке немногое: отрыв Норвегии от России увеличился всего на 7 секунд. Но именно на этапе Дмитрия и произошло перераспределение ролей: российский биатлонист обошел немца Карстена Пумпа и сократил разрыв с норвежцем Халвардом Ханеволдом до 13 секунд. Так что к моменту появления главных героев интерьер эстафетной гонки был обставлен усилиями Ярошенко в полном соответствии с пожеланиями Чудова.
Волноваться за Максима заставляло лишь одно: он с первых же метров так рьяно устремился за Бьорндаленом, что рисковал чересчур загнать самого себя. С другой стороны, Чудов сам придумал себе эту битву. И должен был быть готов отвечать за последствия.
Бьорндален дрогнул первым: дважды промахнулся на стрельбе лежа, в то время как Чудову потребовался всего один запасной патрон. На второй стрельбе соперники поменялись ролями: промах у норвежца, два - у россиянина. И вот теперь, чтобы выполнить озвученное до гонки намерение, Максиму следовало отыграть на финишном отрезке 28,3. А это уже было совершенно нереальной задачей. Но праздник стране тем не менее российская четверка подарила большой.
- На Кубке мира я бежал последний этап эстафеты впервые в жизни, поэтому волновался немного сильнее обычного, - прокомментировал свое выступление Чудов. - Очень доволен как своим выступлением, так и выступлением команды. Соперники у нас были очень серьезные, соответственно складывалась и борьба - с первых метров первого этапа и до второго рубежа на моем этапе.
- Вы очень резво ушли со старта. Не считаете, что причиной промаха стала чересчур высокая скорость?
- Я промахнулся лишь последним выстрелом. Что касается скорости, у меня просто не было другого выхода. Сегодня все ребята старались выкладываться на своих этапах по максимуму.
- Вам удавалось хоть немного контролировать стрельбу Бьорндалена?
- Когда соперник стреляет, на него обычно не смотришь. Но прекрасно слышишь, как он уходит с рубежа. На стрельбе лежа я на самом деле невольно дернулся за ним, поэтому и промахнулся. По-прежнему считаю, что если бы со второго рубежа мы уходили вместе, я бы вполне мог побороться с ним на финише.
- Тем не менее у вас не сложилось. Не жалеете, что напросились на заключительный этап?
- Ни в коем случае. С удовольствием стартовал бы на нем и дальше.
|