БРОНЗОВЫЕ ПУЛИ АХАТОВОЙ И ЧЕПИКОВА |
|
Фото © Reuters
Рупольдинг. Альбина Ахатова |
16 января 2006
В заключительный день пятого этапа Кубка мира в германском Рупольдинге россияне Альбина Ахатова и Сергей Чепиков заняли третьи места в гонках преследования
Этот день собрал на трибунах биатлонного стадиона рекордное количество зрителей - почти 17 тысяч. Организаторы с гордостью вывесили статистику в пресс-центре и тут же стали сетовать на то, что местные власти никак не примут решения о строительстве новой трибуны. По замыслу, она должна быть вдвое выше существующей, и тогда (мечта всех окрестных жителей) Рупольдинг наконец-то заткнет за пояс Оберхоф с его трибунами на 20 тысяч.
То, что в гонке преследования не будет стартовать Светлана Ишмуратова, выяснилось лишь вчера утром. В субботу у спортсменки поднялась температура, и после долгих обсуждений тренеры решили, что лучше дать ей возможность отдохнуть и восстановиться - слишком большая накопилась усталость.
Было, конечно, жаль, что на старт не выйдет именно Ишмуратова, шансы которой на хороший результат в пасьюте наиболее велики (после спринтерской гонки ее отделяли от выигравшей спринт француженки Сандрин Бэйи всего 24 секунды). Но в то же время рисковать здоровьем биатлонистки, когда до Олимпийских игр остается меньше месяца, - непозволительная роскошь.
Оставалось связывать надежды с Альбиной Ахатовой (32 секунды отставания от лидера), Ольгой Зайцевой (58), Натальей Гусевой (1,05) и Анной Богалий-Титовец (1,30). Да, полторы минуты - это многовато, но при четырех огневых рубежах, на каждом из которых может произойти все что угодно, всегда нужно бороться до последнего.
В 10 утра, когда первый автобус с тренерами уже отъезжал от гостиницы на стадион, дорогу ему преградила машина оргкомитета, из которой, размахивая желтыми бумажками, выскочили две женщины.
- Опять допинг-контроль, - вздохнула Оксана Рочева, тренер и сестра Зайцевой. - Интересно, за кем на этот раз?
Выяснилось, что ищут Зайцеву. В принципе - ничего особенного, просто рабочий момент, но Оксана едва скрывала раздражение. В Рупольдинге Ольга уже проходила допинг-контроль - сразу после победной для нас эстафеты. Дважды ее по жребию тестировали на втором этапе Кубка - в Хохфильцене. И то, что за два часа до старта ей опять будут тыкать иголкой в вену, естественно, не могло радовать тренера.
Погода в воскресенье была более сложной для бега: по сравнению с субботой температура упала на несколько градусов. Накануне за ужином Анна Богалий-Титовец говорила, вспоминая спринтерскую гонку, что не очень высокие скорости при разгоне со старта объясняются именно морозом. Если бежать что есть сил, можно наглотаться холодного воздуха так, что потом не очухаешься.
ЖЕРТВЫ АНДРЕСЕНА
Впрочем, когда я спросила о причинах невысокой стартовой скорости россиян Ивана Черезова, показавшего в спринтерской субботней гонке самый высокий среди наших 6-й результат, тот, как мне показалось, даже обиделся:
- Это единичный случай. На этапе в Оберхофе лучшим по скорости был Максим Чудов, в Эстерсунде - я. Нас тренеры иногда даже уговаривают не нестись сломя голову, начинать поспокойнее.
Несмотря на весьма неоднозначные субботние результаты (ну как, скажите, относиться к тому, что Николай Круглов занял 71-е место, не попав на гонку преследования, а Сергей Рожков стал 53-м?), спринтерская гонка выглядела гораздо более оптимистично, чем эстафета. Прежде всего потому, что и Черезов, и Павел Ростовцев, и Сергей Чепиков по-настоящему боролись от первого до последнего метра. Ведь если разобраться, в эстафете больше всего огорчило вовсе не занятое место. При определенном стечении обстоятельств точно такого же выступления вполне могло хватить для того, чтобы оказаться в призерах. Убило другое: заторможенность и безразличие спортсменов к тому, что происходит вокруг. Отсутствие борьбы как таковой.
И хуже всего то, что ни они сами, ни тренеры не могли объяснить, что случилось. Может, переработали и не успели восстановиться, может, просто «перегорели», но то, что состояние команды в день старта оказалось совершенно ненормальным - факт.
На этом фоне особенно сильное впечатление производил остервенелый натиск в Рупольдинге немцев, о котором написано уже немало. Глядя на команду Германии, нельзя было отделаться от ощущения, что в действие запущен тщательно продуманный механизм, каждый элемент которого четко контролируется и анализируется. Что если уж спортсмена освобождают от гонок (как Кати Вильхельм или Рико Гросса в эстафете), то вовсе не из-за того, что у кого-то поднялась температура или появились признаки простуды, а подчиняясь сделанному под Олимпиаду стратегическому плану. Не совсем пошла стрельба, как у Свена Фишера или Александра Вольфа в спринте? Ну и черт с ней! Сейчас важнее ход. А вот с этим, как было видно в субботу, у немцев нет никаких проблем. Время же дойти до пика формы, когда и ноги бегут, и пули ложатся в «яблочко», еще есть. Во всяком случае, результат спринтерской гонки, в которой все шло к тому, что хозяева получат золото и серебро, до тех пор, пока эти надежды не перечеркнуло совершенно сумасшедшее выступление норвежца Фроде Андресена, особо не расстроил ни Реша, ни Грайсса.
Довольны были и Черезов с Ростовцевым.
- 11-е место в Рупольдинге при такой конкуренции - тоже неплохо, - сказал в субботу вечером Павел. - Я лишний раз убедился в том, что все идет нормально. Теперь ни один человек не сможет сказать, что я не заслужил своего места в команде.
ЧЕРЕЗОВ ПОСТАВИЛ СЕБЕ «ХОРОШО»
Черезов оказался поразговорчивее:
- Если оценивать спринт по пятибалльной школьной системе, то я бы поставил себе «хорошо». Со стрельбой полностью справился, а что касается физического состояния и скорости, то до конца дистанции меня пока не хватает - на последнем круге скорость слегка падает. Сам не знаю, почему это происходит. В прошлом сезоне тоже почти все время так бегал. Почувствовал, что набрал форму, лишь в Ханты-Мансийске на последнем этапе Кубка мира. Мне в конце зимы вообще бежится легче, чем в начале. Может, потому, что все остальные к этому моменту устают. Хотя в этом сезоне мы с тренерами планировали работу так, чтобы выйти на пик формы раньше, чем обычно. Игры-то в феврале.
- Не удручает, что уже сейчас так сильно готовы немцы?
- Время покажет, кто был прав, рассчитывая набор формы. Хочется надеяться, что те, кто так хорошо бежит сегодня, уже сейчас вышли на пик и в оставшееся до Турина время будут вынуждены удерживаться на нем. В начале зимы мы были на сборе в Муонио, и там тренировались также мужская и женская немецкие сборные. Когда они проводили контрольные соревнования, мы, естественно, пошли посмотреть. Тот же Фишер был в жутком состоянии - больно смотреть. Думаю, поэтому они не повезли сильнейших на первые этапы Кубка мира, на которых не было ни Гросса, ни Грайсса, ни Фишера. Зато в Осрбли немцы встали сплошной стеной и вот уже третий этап подряд так бегут.
Безусловно, в Рупольдинге наиболее жесткая конкуренция, так что мое 6-е место - действительно высокий результат.
- Какой тактики вы придерживались на дистанции?
- Тактика в индивидуальных гонках - понятие весьма условное. Она, конечно, присутствует, но не так сильно, как в эстафете, пасьюте или масс-старте. В той же эстафете ты можешь за кем-то пристроиться и держаться в голове, даже когда чувствуешь себя не лучшим образом. Легче контролировать ситуацию. А здесь ты один на лыжне. И секундомер. Поэтому от физического состояния зависит гораздо больше, чем от тактики.
- Почему, кстати, в Рупольдинге вас снова, как и в Хохфильцене, решили поставить на первый этап эстафеты?
- Потому что проявил себя там, наверное. И в Сан-Сикарио на олимпийской трассе год назад, и в Хохфильцене. В то же время наши тренеры и в прошлом сезоне, и в этом постоянно экспериментировали, ставили разных спортсменов на разные этапы. Например, у Коли Круглова первый этап не очень хорошо идет. Он и сам предыдущей зимой говорил, что на первом этапе ему тяжело. А вот на втором или третьем выступает прекрасно. Свою самую первую эстафету - в Оберхофе в прошлом году - я вообще бежал на заключительном отрезке. Сначала ведь не думаешь об этом - лишь бы просто на эстафету поставили.
- Мне кажется, тому, кто стартует первым, требуется определенная наглость - чтобы не затерли на старте.
- С этим у меня, похоже, проблем нет. В Хохфильцене я на каждом круге всем то и дело на палки и лыжи наступал, чуть на голову не залезал. Идут, например, передо мной двое. Стоит между ними образоваться промежутку сантиметров в 50, я тут же туда кидаюсь. Понятно, что в нормальных условиях такого делать не станешь, а тут распихиваешь всех - и все.
В Рупольдинге такого не было. Хотя местами я и тут довольно нагло ехал. Может, меня еще и из-за этого на первый этап ставят.
- А ответственность забойщика не давит?
- Она на всех давит. Другой вопрос, кто как с ней справляется.
- У вас есть любимые дистанции?
- Конечно. Macc-старт, преследование, спринт и эстафета.
ОПЯТЬ ФОТОФИНИШ
Женская гонка преследования началась нервно. Первая стрельба - и два промаха у Бэйи, по одному у Вильхельм, Зайцевой и Гусевой. А вот Ахатова, идеально отстреляв, выбралась на вторую позицию, проигрывая Вильхельм всего 9,3 секунды. По ходу немка явно выглядела сильнее, и к отметке 3,3 км оторвалась от россиянки уже на 13,6, а спустя еще 600 метров «везла» ей более 20 секунд.
На второй рубеж Вильхельм, Ахатова и Бэйи пришли в зоне видимости друг друга. Француженка снова заработала штраф, и первая тройка поменялась: Вильхельм, Ахатова, а в 10 секундах от россиянки и в полуминуте от лидера - шведка Анна Карин Олофссон. К отметке 5,3 км она шла уже второй, но это не сильно приблизило ее к Вильхельм. Та по-прежнему неслась по лыжне как ужаленная, выигрывая у Олофссон и Ахатовой соответственно 31,1 и 38,9. Но, как это часто случается в биатлоне, стала жертвой собственной скорости. Задохнулась, долго не могла настроиться на стрельбу, и как результат - два штрафа. Казалось, эти промахи исключат немку из числа претенденток на победу, но не тут-то было - выручил ранее сделанный запас. На очередной круг немка уходила, отставая от Анны-Карин всего на 14 секунд, а что такое 14 секунд, когда спортсмен на таком ходу.
К тому же на последнем огневом рубеже Олофссон дважды промахнулась, тогда как и Вильхельм, и норвежка Лив-Грет Пуаре, и Ахатова отработали идеально. Тройка призеров была практически определена: Пуаре, сделавшая по одному промаху в двух первых стрельбах лежа, ушла на финишный круг вплотную за Вильхельм (0,7), Ахатова - на 7 секунд позже. Можно было предположить, что эту третью позицию она уже не упустит: скорость немки и норвежки была явно выше, а вот удержать отрыв в 26,9 от Бэйи Альбине было вполне по силам.
Так и получилось. Но впереди россиянки развернулась настоящая драма. Вильхельм и Пуаре сцепились не на шутку. Почти весь круг они неслись по лыжне в секунде друг от друга (правда, уже немка оказалась в роли преследовательницы). Потом норвежка скажет, что больше всего ее обрадовал именно заключительный круг, то, что она сумела выдержать столь высокий темп, после того как концовка прошлого сезона у нее получилась смазанной из-за болезни, из которой Лив-Грет не могла выбраться несколько месяцев.
Этот финиш мог бы украсить любые соревнования вплоть до Олимпийских игр. Обе гонщицы одновременно пересекли черту и рухнули без сил. Ну а чуть позже немцев оставалось лишь искренне пожалеть: до золота им, как и в женской эстафете, вновь не хватило самой малости. Приговор фотофиниша был жесток к хозяевам: 0,1 в пользу Пуаре.
АХАТОВУ ЗАМУЧИЛИ БОЛЕЗНИ
- Сегодня мне было очень тяжело, - сказала Ахатова, придя после гонки на пресс-конференцию. - Такого состояния, как в эстафете, когда сердце выдерживает скорость от начала до конца, все мышцы в тонусе и работают с максимальной отдачей, уже не было. Безусловно, мне пошел на пользу довольно длительный перерыв после декабрьских стартов. За проведенные дома 10 дней я проделала очень хорошую силовую работу. Потом был плодотворный 8-дневный сбор в Оберхофе, где мы делали упор уже на скорость. Но я так соскучилась по соревнованиям, что даже бояться начала, что могу чересчур засидеться без стартов. Вроде уже в декабре начала неплохо разгоняться, и столь длительный перерыв никак не входил в мои планы. Однако старший тренер команды Валерий Польховский решил попридержать меня, чтобы раньше времени не войти в форму или, наоборот, не выработаться.
Естественно, какие-то сомнения по этому поводу у меня были. Ведь человеческий организм - такая штука, что никогда точно не знаешь, чем обернется та или иная работа. Но я еще в начале сезона решила, что должна полностью доверять тренеру и беспрекословно работать по тем планам, которые он предлагает.
Прошлый сезон у меня получился очень тяжелым. Начиная с января я постоянно болела, вплоть до конца лета. Врачи диагностировали хронический фарингит: воспаляется задняя стенка горла, и ничего нельзя с этим поделать. Старалась следить за собой, избегать сквозняков, теплее одеваться, есть чеснок - ничего не помогало. По каким-то причинам не хватало иммунитета. Едва приходила в себя и начинала набирать форму, как снова заболевала. Сейчас вроде все в порядке, но все равно каждый день полоскаю горло специальными растворами, катаюсь с грелкой. Даже сегодня хотела с ней бежать, но в суете перед стартом забыла об этом.
- Не было желания по примеру Светланы Ишмуратовой пропустить заключительную гонку?
- Как вам сказать... Во время эстафеты меня не покидало ощущение, что так, наверное, бегут последнюю гонку в жизни. Или на Олимпийских играх. Как следствие сразу после финиша накатило полное физическое и эмоциональное опустошение. Никак не ожидала, что один-единственный старт способен вымотать до такой степени. Нельзя сказать, что я не готова. На одном кураже показать результат невозможно даже в такой эмоциональной гонке, как эстафетная. Но когда бежала спринт, чувствовала, что полностью восстановиться не удалось.
- А что скажете о преследовании?
- Рада, что справилась со стрельбой. Хоть и было безумно тяжело, но последний круг сумела здорово отработать. В какой-то момент даже показалось, что начинаю доставать Вильхельм и Пуаре. Помню, удивилась: как такое быть может? Обе так сильно пробежали первые четыре круга, а тут вдруг оказались совсем рядом. Но когда Лив-Грет и Кати начали на финишном отрезке между собой за золото драться, я уже была не в состоянии за ними держаться.
- В Антхольце тоже собираетесь стартовать во всех видах?
- Пока не знаю, это будет зависеть от состояния. Я часто вспоминаю свой лучший сезон-2002/03. Выступала тогда на этапах Кубка мира во всех личных видах, во всех эстафетах, даже на Новый год бежала на «Шальке». И тем не менее выдержала до самой последней гонки. Сейчас у нас будет перерыв, да и после итальянского этапа Кубка мира остается достаточно времени, чтобы восстановиться. Но в любом случае сейчас невозможно что-то прогнозировать.
НАШИ ПОЧТИ ДОГНАЛИ РЕША И ПУАРЕ
Стартовое полуминутное отставание Черезова от лидеров в гонке преследования большого оптимизма не внушало. Реш, Грайс и Пуаре во главе с чуть менее стабильным в стрельбе Андресеном вряд ли бы все разом стали ошибаться на огневых рубежах. А без чужих ошибок, казалось, рассчитывать на что-либо серьезное россиянам не стоит, поскольку в скорости бега лидерам мирового сезона мы до сих пор в большинстве случаев проигрывали. Однако случившееся на этапе развеяло этот стереотип.
Черезов уже к первой контрольной отметке отыграл у немца, француза и норвежца около пяти секунд. Можно было бы списать это на его привычную стартовую прыть, которая обычно выходит Ивану боком ближе к финишу, однако и Ростовцев, и Чепиков тоже шли быстрее Пуаре и К°, выиграв у них на этом отрезке 2 и 5 секунд соответственно!
Не изменилась картина и после первой стрельбы. Дважды промахнувшийся Андресен оставил Пуаре и Реша наедине друг с другом во главе гонки. Это соперничество слегка усыпило обоих: Ростовцев перед второй стрельбой отыграл у пары лидеров чуть ли не 20 секунд, Чепиков - 7, Черезов - 10. Но сама стрельба показала, что хитрый Пуаре, когда возился с немцем, прекрасно контролировал ситуацию. Француз дождался промаха Реша и задал потом в одиночку такой темп, что преследователи выдерживали его с большим скрипом.
Тройка наших почти не сдала позиций. Разве что Черезов чуть поотстал. Зато ускорение француза аукнулось на стрельбе: Пуаре фактически загнал и себя, и соперников. И он сам, и Реш, и Андресен с Дефраном промахнулись на «стойке» дважды. Чепиков, Ростовцев и Свендсен - по разу. Черезов, увы, - трижды.
Тут-то и настал черед самого интересного. Тактический ход Пуаре, почти наверняка обдуманный, не выбил из седла наших ветеранов. После третьей стрельбы они снова превратились в успешных преследователей, съедая посекундно отставание от Пуаре. И когда рассеялся дым после четвертой стрельбы, выяснилось, что тройка наших в большом порядке. Чуть более 10 секунд отделяло от все тех же Реша и Пуаре Чепикова с Ростовцевым, чуть менее полуминуты - Черезова.
Повели они себя на заключительном отрезке по-разному. Пара опытных россиян обнаружила фантастический запас пороха в своих пороховницах. Чепиков с Ростовцевым почти догнали лидеров, пытались навязать им борьбу и более чем достойно разыграли в итоге бронзу. Черезов же, напротив, замедлился, не справившись со скоростью на финише, что в этом сезоне случалось с ним и раньше.
|