Елена Вайцеховская о спорте и его звездах. Интервью, очерки и комментарии разных лет
Главная
От автора
Вокруг спорта
Комментарии
Водные виды спорта
Гимнастика
Единоборства
Игры
Легкая атлетика
Лыжный спорт
Технические виды
Фигурное катание
Футбол
Хоккей
Олимпийские игры
От А до Я...
Материалы по годам...
Translations
Авторский раздел
COOLинария
Telegram
Блог

Биатлон -  Кубок мира 2005-06 - Хохфильцен (Австрия)
СЕРЕБРО В ЭСТАФЕТАХ:
ДЛЯ ДЕКАБРЯ - ХОРОШО, ДЛЯ ФЕВРАЛЯ - МАЛО
Ольга Пылева и Светлана Ишмуратова
Фото © Reuters
Хохфильцен. Ольга Пылева (справа) и Светлана Ишмуратова

12 декабря 2005

В заключительные два дня второго этапа Кубка мира в Хохфильцене российские команды завоевали серебряные медали в эстафетных гонках.

ПЫЛЕВА С ЗАДАЧЕЙ НЕ СПРАВИЛАСЬ

Лыжные и биатлонные эстафеты всегда были для России неким имиджевым проектом. И всегда задача победить стояла предельно остро - не важно, о каких соревнованиях идет речь и в каком состоянии находятся спортсмены.

В Хохфильцене мне, например, довелось услышать, что было определенной стратегической промашкой экспериментировать с женским составом в Эстерсунде - и в результате Россия проиграла не только норвежкам, но и француженкам. Не бог весть какая беда - проиграть первый эстафетный старт в олимпийском сезоне, но, мол, совершенно незачем было давать главным соперницам повод почувствовать, что Россию можно побеждать.

В Хохфильцене стартовый состав эстафеты был уже максимально приближен к боевому. Ольга Пылева - на первом этапе, Светлана Ишмуратова - на втором, Альбина Ахатова и Ольга Зайцева - на двух последних. Все бы хорошо, если не обращать внимания на слова Пылевой, сказанные после первой гонки: «Пока еще нет скорости».

Пылевой не повезло и с лыжами. Уже на первых спусках ее стали обходить, причем в массовом порядке. На стрельбе стоя Ольге к тому же понадобились два запасных патрона, и в итоге она пришла к финишу девятой, проигрывая лидеру - немке Мартине Глагов - почти минуту.

Сборная Германии связывала с эстафетой самые честолюбивые цели. От старта освободили Уши Дизль, заменив ее на более удачливую в индивидуальной гонке Катрин Апель. Эта замена стала большим подарком для россиянок: именно Апель не справилась со своим этапом - заработала штрафной круг. Но то произошло аж на третьем этапе, а вот на втором, когда на лыжню только готовилась уйти Светлана Ишмуратова, при всем желании было тяжело продолжать верить, что российским девушкам вообще доведется добраться до пьедестала.

Винить Пылеву за отданный этап было нельзя. И она, и тренеры знали, на что шли.

- Я и сама прекрасно понимаю, насколько престижно выиграть эстафету, - сказала Ольга. - Знаю, что вся страна ждет от нас только победы. Цель, как говорится, ясна, все о ней знают, и лишний раз говорить об этом совершенно ни к чему - люди-то мы взрослые. Вот я, например, сегодня не справилась со своей задачей. Полностью отдаю себе в этом отчет.

Я на протяжении многих лет не пропускала ни одного старта, что иногда приводило не к самым приятным последствиям в конце сезона. Этот год - олимпийский. Поэтому сейчас воспринимаю все соревнования как тренировочный процесс. И выступаю с одной-единственной целью - поднять свои скоростные качества.

- А если бы лыжи ехали получше?

- Не хочу вообще про лыжи говорить - это уже будет, как в поговорке про плохого танцора, которому все время что-нибудь мешает. Меня и так все сегодня спрашивали: «Что, лыжи не едут?». Если бы они ехали, я, наверное, и сама шевелилась бы быстрее. С другой стороны, довольна. Чувствую, что силы есть, просто пока никак не может «прорвать», чтобы появилась легкость, когда можно идти, рубиться, терпеть. Мы с мужем (Валерий Медведцев. - Прим. Е.В.) сделали до начала сезона определенный объем работы, но человеческий организм - такая штука, что трудно бывает предсказать, как он поведет себя в той или иной ситуации. Кажется, вот-вот уже - а он сопротивляется. Хотя Валера считает, что на следующем этапе в Осрбли я уже должна бежать получше.

У ЗАЙЦЕВОЙ НЕ ХВАТИЛО СИЛ?

В эстафетах не принято делить заслуги на свои и чужие. И все-таки главную роль в субботу сыграла Светлана Ишмуратова, кардинально переломившая ход борьбы. Такие спортсмены необыкновенно ценны в любом командном действе: надежные - и в то же время спокойные. Чисто справившись со стрельбой, Светлана показала куда более высокую скорость, чем в спринтерской гонке. И тем самым сделалавсе, чтобы Альбина Ахатова ушла на свой этап почти одновременно с лидером - Катрин Апель.

По словам Ишмуратовой. ее ничуть не обескуражило столь катастрофическое отставание на старте.

- Первый этап - он вообще самый ответственный и тяжелый, - объясняла она. - Стартуют все толпой, точно так же все прибегают на первый рубеж, где множество отвлекающих моментов - невольно смотришь, кто как отстреляет, кто как уйдет. Только после второй стрельбы наступает какая-то ясность. Ольга к тому же еще не набрала скорость. Я и сама побаивалась. На предыдущей гонке какая-то несобранная была, все из рук валилось. Этот старт получился уже куда более осознанным.

- Может быть, вам следовало стартовать не на втором, а на первом этапе?

- Я не то что не люблю первый этап, скорее просто не могу его бегать. Не хватает наглости, наверное. Начинаю всем уступать, боюсь наступить кому-то на палку в результате сразу отстаю.

... «Подарочный» этап имени Апель поменял лидера гонки. На первое место выбралась Рунн Маргит Андреассен. Вся норвежская команда приехала в Хохфильцен с высокогорного сбора. Возможно, это и стало причиной совершенно феноменальной мощи на лыжне, которую демонстрировали и мужчины, и женщины. Кстати, на женскую эстафету норвежцы возлагали совершенно определенные и весьма честолюбивые надежды - специально освободили от спринтерской гонки Линду Тьорхом, чтобы иметь на заключительном этапе свежую, отдохнувшую от гонок спортсменку

Но и Андреассен была опасна. Ахатовой удалось почти не отстать (разница с лидером после ее этапа составляла 1,6), хотя по скорости норвежка оказалась посильнее. На руку России сыграло то, что Ахатова отстрелялась на обоих рубежах быстро и чисто, а норвежке дважды пришлось прибегать к резервным патронам. То есть терять секунды.

Что подвело Зайцеву - остается только гадать. После последней стрельбы они с Тьорхом ринулись на финиш практически одновременно. Но затем норвежка начала убегать...

- Наверное, я просто уже подустала и не могла бороться до конца, - призналась Зайцева. - Например, идти в подъемы, как норвежка, - прыжками. Немножко не так работали лыжи - на равнине Тьорхом просто убежала от меня. Обидно, конечно: шанс-то был. Но раз так пока все получается, то, наверное, так и надо...

В итоге российское серебро отстало от норвежского золота на без малого 11 секунд.

СОЛНЦЕ «ИГРАЛО» ЗА НОРВЕЖЦЕВ

Предсказать результат спринтерской мужской гонки на 10 км в субботу не сумел бы, думаю, ни один человек в мире.

Поначалу все казалось довольно очевидным. Подавляющее большинство фаворитов расположилось в «головке» стартового протокола: Рафаэль Пуаре (7), Николай Круглов (9), Сергей Чепиков (13), Оле-Эйнар Бьорндален (14). Тренеры и спортсмены посмеивались даже, что гонка закончится именно на великом норвежце - дальше можно не смотреть.

После того как сразу несколько источников дали один и тот же прогноз на субботу (слегка пасмурная бесснежная погода с колебаниями температуры от -10 до -6), сильнейшие и предпочли выбрать стартовые номера в первой группе. С тем расчетом, чтобы не бежать по разбитой лыжне. Но стоило начаться женской эстафете, как над стадионом появилось солнце. К полудню оно наяривало уже так, что снег начал подтаивать. А лыжня - глянцеваться.

Если бы не это, гонка, вполне возможно, действительно закончилась бы на Бьорндалене. Первая ее часть оказалась весьма драматичной. Круглов прошел дистанцию, опередив Пуаре аж на 25 секунд (при точной стрельбе у обоих). Чепиков показал еще более высокий результат. При том, что Бьорндален сделал по промаху на каждом рубеже, соблазн поверить в почти свершившееся золото и серебро был велик, как никогда. Однако норвежец выдал на дистанции совершенно невероятную скорость. И в итоге обошел Чепикова на 0,6.

И вот тут-то выяснилось, что гонка вопреки предсказаниям только начинается. С каждым новым лыжником, уходившим на трассу глянец становился все более скоростным. Сначала Бьорндалена и Чепикова отодвинул вниз стартовавший 58-м немец Свен Фишер (один промах на первом рубеже). Затем за Фишером пристроился соотечественник Александр Вольф (2 промаха и 76-й стартовый номер). Лишь по случайности в числе первых не оказалось норвежца Александра Оса. Он заработал штраф на второй стрельбе, но совершенно необъяснимо (как сказал после: что-то заклинило в голове): вместо того чтобы уйти на штрафной круг, ринулся продолжать гонку. И схлопотал две минуты добавленного времени за нарушение правил.

Вот теперь гонка превратилась в настоящую лотерею. Тех, кто стартовал в числе последних, лыжи несли, как реактивные, а значит, весь вопрос сводился к тому, кому из оставшихся норвежцев (по первому кругу нетрудно было заметить, что их скорость предпочтительнее, чем у всех остальных) удастся отстреляться без промахов.

Счастливчиком оказался Фроде Андресен - биатлонист, которому на протяжении последних сезонов не везло до такой степени, что тренеры команды практически перестали на него рассчитывать. Он и второй норвежец Ларс Бергер имели соответственно 106 и 112 стартовые номера и по стечению погодных обстоятельств оказались в колоссальном выигрыше. В итоге - золото и серебро (при том, что у Бергера случился промах на втором рубеже).

Лучший из россиян Чепиков стал в итоге шестым. Круглов - 12-м.

- Странное чувство, - сказал Николай после финиша. С одной стороны, 12-е место - не очень большое достижение. Но конкретно для меня гонка получилась хорошей. Во-первых, два ноля при таком ветре - уже хорошо. Первый раз в этом сезоне удалось отстреляться чисто. Особенно приятно - что это случилось в такую погоду Во время пристрелки ветер был с одной стороны, а когда начали стартовать, он поменялся кардинально. Наверное, впервые в жизни я сделал пять щелчков - это колоссальная поправка, которая дает смещение больше, чем на два сантиметра. Другими словами, если ее не сделать, то, целясь в центр мишени, не попадешь даже в габариты. Я действовал интуитивно - и угадал.

- Вас не убивает скорость, с которой уже сейчас передвигается по лыжне Бьорндален?

- Он - величайший спортсмен, которому с моей точки зрения, не стыдно проиграть. То, что он делает, - не всегда объяснимо, но само присутствие Бьорндалена в биатлоне постоянно заставляет всех остальных стремиться вверх. Ему тоже не повезло, но это - чистое стечение обстоятельств. Достаточно посмотреть на протокол, чтобы увидеть, что у тех, кто стартовал в конце, лыжи работали на порядок лучше. Искренне убежден, что все, кто сегодня оказался впереди Бьорндалена, сами шокированы этим.

Когда я попросила Круглова дать свой прогноз на эстафету, он задумался.

- Могу сказать лишь то, что эта гонка станет невероятно тяжелой. Дело даже не в том, что велика ответственность. Эстафетная дистанция - самая короткая. По расходу сил наиболее тяжело бежать «двадцатку», но скорость там ниже. Не такую большую роль играет секундочка-другая. Это как стометровка в легкой атлетике, которую всегда ждут с максимальным интересом. Казалось бы, всего сто метров...

- Для многих спортсменов индивидуальные медали всегда более значимы.

- Возможно. Но не для меня. В индивидуальной гонке поражения воспринимаются совершенно иначе. Не получилось - получится в другой раз. А здесь... Никогда, наверное, не забуду эстафету прошлого сезона в Рупольдинге. Я стартовал на первом этапе и до сих пор не могу объяснить, что произошло - усталость ли сказалась, или акклиматизация... Проиграл почти полторы минуты. Мне было безумно тяжело сознавать, что подвел ребят. Тем более знал, как они настраивались на эту гонку Я же с первого этапа поставил их всех в такое положение...

ЗАПАС ОКАЗАЛСЯ МАЛОВАТ

Если отталкиваться от результатов субботней гонки, претендовать на эстафетное золото должны были прежде всего норвежцы. Однако накануне вечером президент Международного биатлонного союза норвежец Андерс Бессеберг заметил, что его федерация вовсе не ждет победы от своих спортсменов. Более того, не ставит перед ними никаких задач, потому что весь состав команды - экспериментальный, за исключением Бьорндалена. Да и тот бежит на заключительном этапе не с целью обеспечить команде надежный финиш, а просто потому, что попросил о лишнем старте накануне относительно долгого перерыва (в Осрбли Бьорндален, как и основные норвежские биатлонисты, не приедет - вместо этого отправится на коммерческие забеги по олимпийской трассе Сан-Сикарио).

С норвежцами так и вышло. Основная борьба развернулась между четверками России и Германии. И это была настоящая драма.

Первый этап почти что выиграл Иван Черезов. Он лидировал вплоть до финишного створа, но совершенно неожиданно (мало кто считает это разумным на узкой, огражденной с двух сторон лыжне) его самым наглым образом попытался обойти Рикко Гpocc. Черезов наступил на подсунутую лыжу, оба упали, но на ноги немец встал быстрее и, соответственно, первым передал эстафету.

- Я не в обиде, - сказал позже Черезов. - В таком азарте трудно было понять, кто на кого наступил, кто прав, кто виноват. Рикко сделал это не специально - сразу после финиша подошел ко мне и извинился. Но этот финиш я наверняка буду помнить еще долго.

Этап Круглова можно было сравнить с тем, как днем ранее бежала Ишмуратова. С одним отличием: Светлана сократила почти минутное отставание до нуля, Николай же создал отрыв. По скорости на этапе (19.39,7) российский биатлонист оказался третьим среди всех участников эстафеты: быстрее получилось у Бьорндалена (19.32,2) и шведа Карла-Йохана Бергмана (19.34,1). Хотя после эстафеты Круглов скажет: «Вот этого я совсем не ожидал. Было такое ощущение, что все силы давно закончились».

Казалось, проблема золота решена: Александр Вольф, выступавший за Германию на втором этапе, схлопотал штрафной круг на первой стрельбе. Но... не заладилось у Павла Ростовцева.

Собственно, ему и Сергею Чепикову пришлось в эстафетной гонке тяжелее всех. На то, чтобы восстановиться после столь выматывающей гонки, какой в субботу стал спринт, возрастным спортсменам нужны как минимум сутки. Лучше - двое. В течение которых предпочтительно вообще не подниматься с кровати - не расходовать энергию.

Но в Хохфильцене между финишем мужского спринта и стартом злополучной эстафеты получилось едва ли два десятка часов. А потому рассчитывать, что Ростовцев и Чепиков сумеют «перебегать» здоровых, как лоси, Свена Фишера и Михаэля Грайса, не приходилось.

Ростовцев только-только стал набирать относительно хорошее состояние, сказал даже перед стартом, что неплохо себя чувствует, но все понимали, что эта уверенность пока еще слишком хрупка. Спасти шансы могла лишь очень быстрая и безупречная стрельба. При желательном промахе немцев.

Но не получилось ни того, ни другого, ни третьего: на втором рубеже Павел был вынужден трижды лезть за запасным патроном, и торопиться при самой стрельбе в этой ситуации было уже рискованно.

Тем не менее эстафету Чепикову Ростовцев передал все еще первым. Правда, от 50 секунд преимущества осталось всего 16,5. И оно растаяло без следа на первом же огневом рубеже. На то, чтобы закрыть все пять мишеней, Чепикову потребовалось восемь патронов. Грайс же по сравнению с Сергеем отстрелял чуть ли не в режиме пулеметной очереди. Заработал полминуты форы для своей команды, и болельщикам россиян оставалось унизительно надеяться на то, что немец завалит вторую стрельбу. А она получилась у Грайса столь же убойно-стремительной, как и первая.


© Елена Вайцеховская, 2003
Размещение материалов на других сайтах возможно со ссылкой на авторство и www.velena.ru