Елена Вайцеховская о спорте и его звездах. Интервью, очерки и комментарии разных лет
Главная
От автора
Вокруг спорта
Комментарии
Водные виды спорта
Гимнастика
Единоборства
Игры
Легкая атлетика
Лыжный спорт
Технические виды
Фигурное катание
Футбол
Хоккей
Олимпийские игры
От А до Я...
Материалы по годам...
Translations
Авторский раздел
COOLинария
Telegram
Блог

Лыжный спорт - Чемпионат мира 1999 - Рамзау (Австрия)
МЮЛЛЮЛА ВСЕ-ТАКИ ПОВТОРИЛ РЕКОРД СМИРНОВА
Мика Мюллюла
Фото из архива Елены Вайцеховской,
на снимке: Мика Мюллюла

1 марта 1999

42-й чемпионат мира завершился мужской гонкой на 50 км классическим стилем. Его абсолютным триумфатором стал финн Мика Мюллюла, выигравший в Австрии три индивидуальные высшие награды и повторивший рекорд Владимира Смирнова.

Мужской лыжный марафон недаром занимает самое почетное, последнее место в расписании чемпионатов мира. Победить на этой дистанции - особая честь. Недаром в самой лыжной стране - Норвегии тот, кому удается стать чемпионом мира на двух марафонских дистанциях - 30 и 50 км, получает звание «Король лыж», а награды ему вручает настоящий король. Большой поклонник этого вида спорта, между прочим.

Марафон - гонка-истязание. Единственная дистанция, после которой публике не приходит в голову усомниться в подлинности эмоций гонщиков, когда сразу за финишной чертой здоровые и мощные мужики падают и начинают исступленно грызть снег, утоляя жажду и охлаждая воспаленное сознание. Особенно тяжел классический марафон. Он требует гораздо более высоких энергетических затрат. Лет 25 назад в Холменколлене был случай, когда, уже выйдя на стадион, один из наших гонщиков развернулся и пошел в противоположную от финиша сторону отказало от усталости сознание.

Марафон - почти всегда неожиданность. Даже если лыжник идет первым с большим отрывом, нет никакой гарантии, что он дойдет до финиша. Потому что - и это в лыжном спорте знают все - 50-километровый марафон начинается только после 45-го километра. Достаточно посмотреть протокол любых соревнований и подсчитать, сколько лыжников, державшихся в голове гонки, на последних 2-3 километрах откатились в ее хвост. На этой дистанции может случиться все что угодно.

Например, несколько лет назад на одном из марафонов в Холменколлене, где победил Алексей Прокуроров, никому не приходило в голову считать его одним из фаворитов: до 40-го километра Алексей шел в числе последних с колоссальным отставанием от лидеров. А потом вдруг у него начала «работать» мазь. Такое тоже бывает нередко: за два с лишним часа гонки меняются и погода, и структура снега, и состав покрытия на лыжах.

Похожий случай был и с олимпийским чемпионом на 50-километровой дистанции Николаем Зимятовым - там же, в Холменколлене, только значительно раньше. Он совсем было собрался сойти с дистанции, но покинуть лыжню не рискнул, боясь заблудиться. Снять номер, показав тем самым, что он выбывает из соревнований, у Зимятова не было сил. Через какое-то время он наткнулся на одного из советских тренеров и попросил у него мазь - подмазать лыжи, чтобы было легче дойти до финиша. Такое разрешается и во время соревнований с единственным условием: спортсмен должен накладывать смазку сам. И вдруг лыжи «заработали». В итоге Зимятов пришел к финишу в десятке сильнейших.

В марафонских забегах меняется даже отношение к тем, кто бежит рядом. Они скорее не соперники, а товарищи по 50-километровому несчастью. «В Лейк-Плэсиде, - вспоминал Зимятов, - я шел довольно спокойно, имея неплохой запас времени, и в какой-то момент увидел «умирающего» на лыжне Юху Мието. Прошел мимо, не выдержал, обернулся и сказал: «Комм, Юха, комм цузамен» - «Пойдем, Юха, вместе». Наши тренеры за головы схватились. За мной очень неплохо - на второе место - шел Сашка Завьялов, а получалось, что я тащу на себе Юху Вдвоем - вплотную за чужой спиной - ехать всегда легче. Но я уже ничего не мог сделать. Сил на то, чтобы оторваться и убежать, не было. Так Мието и стал серебряным призером. А Завьялов - бронзовым».

Бывая на лыжных соревнованиях, я почему-то всегда хотела, чтобы на последней дистанции победил тот, кто больше всего этого заслуживает не по уровню собственной готовности, а скорее по совокупности не связанных с конкретным соревнованием причин. Например, на Олимпийских играх в Лиллехаммере я болела за «казаха» Владимира Смирнова. «Полтинник» был последним шансом чемпиона мира получить единственное олимпийское золото. Кстати, история той победы тоже заслуживает отдельного описания. Понимая сам, что другой возможности у него больше не будет, Смирнов привез на Игры даже собственного сервисмена, который подготовил на гонку 10 пар лыж. Однако ни одна из них гонщику не понравилась. Расшвыряв лыжи в стороны и обматерив всех на свете, Владимир подошел к своему хорошему другу австрийцу Алоису Штадлоберу: «Ты себе лыжи выбрал? Первую пару? Дай тогда мне свою вторую. И гори оно все синим пламенем!».

Вы уже поняли, почему я не спешу перейти к заключительной гонке? Правильно. Потому что в очередной раз в Рамзау не сбылась российская надежда. Алексей Прокуроров, о котором всего за ночь до старта старший тренер команды Александр Грушин сказал, что лидер российской сборной просто обязан бороться за место в тройке, стал лишь 26-м. Лучший из россиян Владимир Вилисов пришел к финишу 7-м. Он стартовал под 6-м номером и теоретически не имел совершенно никаких шансов на высокое место. К тому же невозможно было не думать о железной закономерности мужских лыж. Здесь не бывает в отличие от женских турниров такого, чтобы вчерашний юниор мог сразу полноценно включиться в по-настоящему мужскую борьбу. Но дебютант российской сборной вопреки всем сомнениям почти сумел это сделать. Долго, очень долго Владимир держался четвертым, потом - пятым, потом - шестым. Лишь на последних километрах, которые все, и победители, и побежденные, проходят на автопилоте, Вилисова, оказавшегося на поверку крепким орешком, обошел норвежец Кристен Скьельдаль. Что ж, 7-е место - тоже успех.

Но расстройство, вызванное неудачей Прокуророва, не позволяло радоваться. Алексей заслужил право уйти из спорта чемпионом. Но не получилось. Не угадал со смазкой. Что поделаешь, погода на чемпионате мира выбила из колеи многих.

Не ошибусь, если скажу, что за финна Мику Мюллюлу, завоевавшего в итоге 3 золота и серебро, болели особо: из-за возраста (возможно, в следующем сезоне финн уже не выйдет на трассу), обаяния, поражения на «пятнашке» от Ольсгорда. Впрочем, разве можно толково объяснить природу симпатий или антипатий? Он выиграл, лидируя от начала и до конца. Наверное, недаром говорят, что в решающие моменты поединков побеждают те, кому победа нужнее. Как, например, чешская сборная по хоккею в Нагано. Или австрийская лыжная эстафетная четверка здесь, в Рамзау.

У австрийцев в заключительный день снова был праздник: Михаил Ботвинов занял в марафоне третье место, добавив еще больше популярности тренеру команды Вальтеру Майеру.

Кстати, наверняка немногие знают, что до прошлой пятницы Майер был знаменит не столько своей тренерской карьерой, сколько тем, что в бытность лыжником выиграл один из наиболее престижных марафонов, 90-километровый «Васа Лопет». Тогда его везли из Норвегии на поезде, который останавливался на каждом австрийском полустанке, и население чествовало своего героя. Наверное, тогда Майер и понял, что победа стоит чего угодно. Во всяком случае, в пятницу вечером тренер без всякого сожаления расстался со своей шевелюрой, которую, следуя условиям заключенного перед эстафетой пари, безжалостно откромсала в восемь рук австрийская золотая четверка.

 

© Елена Вайцеховская, 2003
Размещение материалов на других сайтах возможно со ссылкой на авторство и www.velena.ru