Алексей Прокуроров:
«ЗАДУМАЮСЬ О БУДУЩЕМ, КОГДА ЗАКОНЧУ БЕГАТЬ» |
|
Фото © Александр Вильф
на снимке Алексей Прокуроров |
В австрийском Тауплице, где сборная России проводила заключительный сбор перед чемпионатом мира, Прокуроров обосновался отшельником - из-за того, что к приезду спортсмена все комнаты в «Кирхенвирте» оказались занятыми, Алексею пришлось разместиться в отеле по соседству. Впрочем, на завтраках, обедах и ужинах он присоединялся к команде.
- Как вы оценили бы то, что сейчас происходит в лыжном спорте?
- Хм, глобальный вопрос. Идет подготовка к чемпионату мира в самой последней ее стадии. Все мобилизуются.
- Нет таких, кто намерен пропустить предолимпийский чемпионат, чтобы раньше времени не раскрывать секретов подготовки?
- Я лично таких примеров не знаю. Скорее, будут пропускать тот или иной этап Кубка мира, да и то в следующем сезоне. Начинать же какую-то секретную длительную подготовку за год до Игр бессмысленно. Возможно, чемпионат в Лахти пропустит Бьорн Дэли, но у него другая ситуация - уже второй сезон не может восстановиться после операции на спине. Видимо, эта операция прошла не совсем удачно. Но бежать в Солт-Лейк-Сити Дэли намерен серьезно.
- У лыжников много хронических травм?
- Не сказал бы. Мне кажется, что лыжи - один из самых безопасных видов спорта. Проблемы со спиной, насколько мне известно, есть только у Кулаковой. Остальные ветераны вполне здоровы.
- Получается, бегать можно до преклонного возраста?
- Для этого совсем другое здоровье нужно. Скорее вопрос в психологии - сохранить мотивацию, желание, превозмогать себя. Не хочется ведь бегать просто так. Особенно, если когда-то был первым.
- А что главное в вашей мотивации?
- С одной стороны, я достиг всего, к чему стремился, - выиграл и Олимпиаду, и чемпионат мира, но с другой - хочется еще раз пережить подобные победные мгновения. Это непередаваемые ощущения, как наркотик. Причем не в тот момент, когда на пьедестале стоишь, а сразу после финиша.
- Вы испытываете чувство удовлетворения, побеждая тех, кто намного моложе вас по возрасту?
- Сравниваю себя не с молодыми, а с сильнейшими. Если проиграл, то уже совершенно неважно, кто оказался сильнее - молодой или ровесник. Для меня есть только две категории: победитель - и все остальные.
- Работать на тренировках сейчас приходится больше?
- Меньше. Но эта работа совсем другая. Мне вообще кажется, что с возрастом необходимость в слишком больших объемах отпадает. Главное сохранить свежесть, чтобы тренировочная работа не угнетала организм, не отнимала дополнительных сил на восстановление. Я слышал об этом и раньше - от Владимира Смирнова. Сейчас же на собственном опыте убедился, что так оно и есть.
- Вы тренируетесь отдельно от мужской сборной. Случайно - или намеренно?
- Еще с советских времен сложилось так, что перед главным стартом года я провожу высокогорную подготовку в Тауплице. Для меня это оптимальный вариант. Тренеры женской команды - Воронин, Зимятов - мне давно знакомы, помогают и с подготовкой лыж, и в прочих вопросах. Так что условия для работы почти идеальные.
- Вы задумывались о том, что делать дальше?
- Раньше думал. Нервничал, потому что не мог прийти к какому-то решению. А сейчас решил выбросить все мысли из головы. Добегаю, а там сориентируюсь.
- С молодыми ребятами, которые окружают вас в сборной, вам легко?
- Да. И в тренировках конкуренция не мешает, и живем мы дружно. Я чувствую себя не таким старым и заслуженным.
- А им с вами комфортно - или же смотрят, как на динозавра?
- Поначалу замечал, что те, кто только приходит в сборную, относятся ко мне с определенным пиететом. Но в тренировках это быстро проходит.
- И все же, наверное, тяжело выступать в тех же эстафетах, когда сам прекрасно знаешь, на что способен, но совершенно не представляешь, чего ждать от дебютантов?
- Бывает. Но ведь неудачи случаются у всех. Причины могут быть разными: со смазкой не угадал, не успел форму набрать... Когда такое случается, то мотивировать не способны ни командные интересы, ни патриотизм. Поэтому и не считаю, что в случае неудачи нужно обязательно искать виновных.
2001 год
|