ОБРЕЧЁННЫЕ УДИВЛЯТЬ:
Поможет ли Степановой и Букину пропуск финала Гран-при?
|
 |
Фото © Сергей Бобылёв
на снимке Иван Букин и Александра Степанова |
7 февраля 2025
Редко когда случается, что самыми обсуждаемыми в ходе того или иного турнира становятся спортсмены, которые вообще в конкретных соревнованиях не выступают. Но, похоже, именно такая участь уготована в феврале Александре Степановой и Ивану Букину. Ведь главный интерес предстоящего финала Гран-при заключается не в том, кто именно станет победителем в своём виде, а кто будет представлять нашу страну на олимпийской квалификации в сентябре. В танцах на льду этот выбор очевиден.
Отказ четырёхкратных чемпионов страны от одного из главных стартов сезона тренер пары Александр Жулин объяснил важностью олимпийского сезона. Необходимостью подойти к нему во всеоружии, так сказать.
Позиция взвешенная и абсолютно логичная: олимпийская квалификация пройдет в сентябре, к этому моменту Степановой и Букину нужно быть на пике формы и очень желательно — с максимально запоминающимися и технически сложными постановками. Скорее всего, именно этот старт будет определять, в какое место мировой иерархии судьи решат встроить российский дуэт. И нужно понимать: при нынешней конкуренции, сложившейся в танцах на льду, приехать на международный турнир и показать просто хорошее, а не выдающееся катание — верный способ оказаться за пределами первой десятки. Особенно с учётом того, что на самих Играх наша страна будет лишена «своего» арбитра, а с ним и возможности хоть как-то формировать в отношении пары судейское мнение.
Возникает вопрос: способен ли самый возрастной и опытный дуэт страны, как и их тренерский штаб, на то, чтобы прыгнуть выше головы?
По мнению Максима Ставиского (он ставил Степановой и Букину очень интересную послеолимпийскую программу «Пассажиры»), фигуристы всё ещё способны удивлять.
«Как только Саша и Иван войдут в подготовку к олимпийскому сезону, всё сразу станет по-другому. И отношение к тренировкам, и стимул, и желание кататься, и настроение. Ребята и сейчас хорошо работают, Саша полтора года отдохнула, стала более взрослой и спокойной. Я не был в восторге от их ритм-танца в этом сезоне, но произвольная программа понравилась. Я видел её, правда, только в сентябре на открытых прокатах, уже тогда технически почти все было исполнено на хорошем уровне. Кстати, посмотрев чемпионат Европы, должен сказать, что наши российские судьи на всех внутренних турнирах относятся к исполнению тех же дорожек и хореографических блоков намного строже», — сказал двукратный чемпион мира.
Те полтора года, что Степанова провела вне спорта в связи с беременностью и рождением ребёнка хоть и дали фигуристке возможность отдохнуть, переключившись на другие заботы, но в определённом смысле затормозили прогресс дуэта. До перехода в группу Жулина танцоры 16 лет работали под руководством Ирины Жук и Александра Свинина. В 2019-м пара стала второй на чемпионате Европы в Минске, опередив нынешних трёхкратных чемпионов континента Шарлен Гиньяр — Марко Фаббри и Викторию Синицыну — Никиту Кацалапова, и уже тогда было заметно, что тренеры ведут подопечных по хорошо спланированной траектории. В следующем сезоне Степановой и Букину была поставлена очень сильная программа Cry Me A River Джастина Тимберлейка (фигуристы катали её два сезона из-за пандемии), затем пришло время шедевральной во всех отношениях «Ромео и Джульетты» в олимпийском 2022-м.
Но выдающаяся постановка так толком и не прозвучала на Играх: — сказалась нервотрёпка из-за вынужденного карантина и приезда в Пекин в самый последний момент. Шестое место в личном турнире стало большим поводом для расстройства, но тем не менее в новый сезон Степанова и Букин должны были войти с очередным шедевром — произвольным танцем «Пассажиры».
Были даже опасения, что фигуристы не смогут выкатать программу в её первозданном замысле — до такой степени она была нашпигована сложными и оригинальными шагами. По крайней мере сами тренеры не исключали, что какие-то блоки придётся упрощать, чтобы Саше, уступающей партнёру во владении коньком, было проще справляться с элементами и связками.
Уход спортсменки в декрет стал для всех большим сюрпризом, поскольку перед тем, как браться за постановку программ, фигуристка уверила тренеров и партнёра, что до следующих Игр не собирается брать никаких пауз.
Дело, как говорится, житейское, но полтора года простоя дали себя знать. Фактически весь первый сезон в новом тренерском штабе Степановой и Букину приходилось не только адаптироваться психологически, но и заново восстанавливать многие навыки, что даётся во взрослом возрасте невероятными усилиями.
Сам Жулин, правда, сказал однажды, что танцору проще возвращаться после долгого перерыва, нежели одиночнику, поскольку восстанавливать чоктау и моухоки далеко не так сложно, как четверные прыжки. Тем не менее дуэту пришлось значительно упрощать поставленный Стависким и так и не использованный в «прошлой жизни» произвольный танец.
Постановки нынешнего сезона выглядели уже более качественно. Было заметно, что тренеры стараются поменять Степановой и Букину хореографический стиль, придумать что-то новое, но по-прежнему не было ощущения, что Саша с Ваней выглядят интереснее, нежели в олимпийском 2022-м.
На первом из этапов российского Гран-при в Магнитогорске и вовсе случился шок: в ритмическом, и произвольном танцах почти вплотную за Сашей и Иваном оказались Ирина Хавронина и Девид Нарижный с совместным стажем катания в полтора года, но с очень яркими и запоминающимися программами. А победителями третьего из этапов стали Елизавета Худайбердиева и Егор Базин, заочно опередив пятикратных призёров континентальных первенств по общей сумме баллов.
На декабрьском чемпионате России Степанова и Букин одержали победу в четвёртый раз подряд уже с более солидным превосходством над соперниками, но «всего лишь бронза» Хаврониной и Нарижного во многом объяснялась серьёзной травмой колена у партнёра, из-за которой Девид больше месяца катался с анестезией, а в январе был прооперирован. Как бы то ни было, четырёхкратные чемпионы страны более чем убедительно доказали весомость своих притязаний на участие в олимпийской квалификации. Понятно, что российских танцоров на международном льду никто не ждет и занять высокие места с наскока вряд ли получится, но нужно постараться влиться в уже сложившуюся компанию не рядовыми участниками, а во чтобы то ни стало заставить о себе говорить.
Что до новых постановок, ради которых спортсменам пришлось досрочно оборвать сезон, подводных камней здесь предостаточно. Менять стиль уже сложившейся пары, да ещё и в самом важном сезоне опасно: никогда не угадаешь, как отреагируют судьи. Это одна из причин, по которой большинство тренеров просто тасуют из программы в программу одни и те же поддержки и блоки шагов.
«Очень многие фигуристы идут по такому пути, не только танцоры. Ставишь программу, а тебе говорят: мол, у нас дорожка в прошлом году была, ее стабильно оценивали на третий уровень, давай ее оставим? То есть, ты просто блоки местами меняешь, а сама программа, по сути, остаётся прежней. Зато гарантирует определённый результат. Не хочу сказать, что так же поступают Степанова и Букин, они как раз очень старались показать в этом сезоне что-то новое, но подобный приём очень часто используется и приводит к тому, что мы видим одни и те же поддержки, одни и те же варианты твизлов», — объяснил Ставиский.
Сам Жулин тоже признавался в одном из своих интервью:
«Допустим, ты, как постановщик, хочешь пойти на какой-то эксперимент. Но тут же появляется мысль: а вдруг программа не получится, и ты просто подставишь человека, который тебя пригласил? Да и его спортсменов тоже. А программа может не получиться у кого угодно. Это невозможно предвидеть…»
Шесть лет назад, рассуждая о переходе к Брайану Орсеру двукратной чемпионки мира Евгении Медведевой, Жулин сказал:
«Люблю повторять: пара, которая приходит ко мне от другого тренера, становится «моей» через три года».
Сейчас перед тренером стоит сложнейшая задача — преодолеть уже сложившиеся собственные стереотипы в плане выбора музыки и постановки программ и создать для Степановой и Букина лучший танец их жизни.
И кто знает, может на этот раз у них действительно получится всех удивить?
|