ЛУЧШЕЕ, ЧТО МОЖЕТ БЫТЬ НА БЕЛОМ СВЕТЕ:
Гуменник установил рекорд и поднял зал
|
 |
Фото © Сергей Бобылёв
на снимке Пётр Гуменник |
15 февраля 2025
Пётр Гуменник выиграл соревнования одиночников в финале Гран-при России по фигурному катанию. Ученик Вероники Дайнеко исполнил четыре квада и два тройных акселя в произвольной программе, избежал минусов от судей в других технических элементах и побил рекорд страны по сумме баллов за два выступления. Больше него в нынешнем сезоне набирал только Илья Малинин. В свою очередь, Марк Кондратюк, несмотря на падение с флипа и два недокрута, в борьбе за серебро сумел на 0,16 балла опередить Евгения Семененко, записавшего себе в пассив лишь помарку на сальхове.
В самом начале нынешнего сезона мы пересеклись в Москве с Ари Закаряном. Известный продюсер ледовых шоу и агент Ильи Малинина сказал: мол, ближе к концу сезона для Ильи вполне может быть организовано персональное шоу — своего рода презентация пятерного прыжка с соответствующим антуражем. Софиты, барабанная дробь и всё такое прочее, призванное подчеркнуть как невероятную степень риска, так и историческую значимость момента.
В ожидании произвольных прокатов сильнейших российских одиночников в Красноярске впору было задуматься: не будь программа соревнований до такой степени спрессована, барабанная дробь, предваряющая выступление едва ли не каждого из финалистов, была бы весьма кстати.
Удивительная вещь: при огромном количестве очевидных минусов, которые повлекло за собой отстранение российских атлетов от международной сцены, в мужском катании нарисовался грандиозный плюс: резко выросшая внутренняя конкуренция заставила парней ринуться во все тяжкие в плане усложнения программ. Ну кто, скажите, мог бы предположить, что герои совсем вроде бы недавнего олимпийского сезона Евгений Семененко и Марк Кондратюк всего за два сезона окажутся в догоняющих как по сложности своих программ, так и по качеству прыжков, а мальчик из юниоров Владислав Дикиджи станет вторым спортсменом в истории, приземлившим четверной аксель?
Когда на одном льду сходится такое количество высококлассных фигуристов, но сорневнования ещё не успели расставить их по ранжиру, невольно возникает вопрос: кто именно в большей степени заслуживает победы?
После того, как в субботу она досталась Петру Гуменнику, можно было бы выстроить целую сюжетную линию о том, что Красноярск — не слишком фартовый город для питерского атлета. Два года назад Пётр едва не стал здесь чемпионорм страны — набрал равную, до сотых долей балла, сумму с Семененко, но проиграл, поскольку Евгений оказался чуть более удачлив в произвольном прокате. В короткой программе при совершенно потрясающем качестве прыжков и очень яркой постановкой по мотивам нашумевшего фильма «Дюна» он остался позади Кондратюка, уступив всего 0,2.
Тот первый результат Марка можно было списать на невероятный кураж и предположить, что добиться подобного впечатления в произвольном прокате скорее всего не получится, тем более что там и его, и Гуменника подстерегала опасность в виде молодых, но уже очень зубастых Дикиджи и Николая Угожаева. Оба — с отличной техникой четверных прыжков и способностью варьировать их в программе как душе угодно. В минус обоим можно было записать разве что не слишком большой стаж взрослых выступлений.
Похоже, именно недостаток опыта сыграл с фигуристами злую шутку в пятницу. Угожаев не слишком удачно справился с каскадом из своего коронного четверного лутца и тройного тулупа и улетел на седьмое место, а Дикиджи при общем отсутствии ошибок достаточно много потерял на мелочах. А может быть, его просто слишком вымотал сезон, по ходу которого Влад нен проиграл ни одного значимого старта.
Как бы то ни было, четвёртый результат Дикиджи в короткой программе дал повод задуматься: возможно действительно стоит доверить право отправиться в сентябре на олимпийскую квалификацию кому-то другому? Ведь если брать в расчёт авторитетность в глазах международного сообщества, понятно, что тот же Семененко со своим тренером Алексеем Мишиным выглядят несколько более солидно, чем Влад с Олегом Татауровым.
Словом, было ясно: для того, чтобы не оказаться у разбитого корыта, Дикиджи во чтобы то ни стало нужно в Красноярске побеждать.
Все, кто мог помешать в этом питерскому фигуристу, собрались во второй разминке. Первая выглядела, как разогрев: над катком ещё не витало напряжение, способное расплавить своим накалом весь лёд в округе. Наиболее грандиозной личностью из всех действующих лиц выглядела крошечная женщина за бортом — Тамара Москвина.
В начале октября, когда Угожаев выиграл в Питере Мемориал Панина-Коломенкина, опередив Семененко, Глеба Лутфуллина и Дикиджи, он признался: Москвина, за клуб которой он выступает, не просто консультирует его в тренировках, но и помогает настроиться на выступление в ходе соревнований. В Красноярске это сработало: программа с двумя тройными акселями и четырьмя четверными прыжками (тулуп, два флипа и лутц) принесла фигуристу 179,47. Не слишком много, чтобы претендовать на призовое место, но достаточно, чтобы реабилитировать себя за неудачу в первом прокате.
В разряд локальных личных успехов следовало бы включить в этот вечер ещё два выступления. Лучший в сезоне прокат произвольной программы Даниила Самсонова и Макара Игнатова. Но главные разборки состоялись значительно позже.
Возможно, спустя время Дикиджи (в том случае, если олимпийский выбор будет сделан не в его пользу) будет вспоминать свой финальный прокат в Красноярске, как самый обидный в своей жизни. В целом программа была исполнена неплохо, но степаут на акселе обернулся значительным снижением баллов. В сумме это обернётся для спортсмена четвёртым результатом, и он скажет:
«Не знаю, как сыграет четвёртое место в контексте олимпийского отбора. Конечно хотелось бы на Олимпиаду, но здесь уже не от меня зависит. Я сделал всё что смог. И Олимпиада, наверное, не последняя. Ещё один отборочный прокат? Если будет можно – я бы вышел…»
Но в тот момент, когда фигурист покидал арену, было не до этого. Потому что на льду стала стремительно разворачиваться настоящая драма.
Когда Евгений Плющенко на своей второй Олимпиаде в Турине соперничал с наиболее яркими фигуристами своего поколения Стефаном Ламбьелем и Джонни Вейром, я написала в репортаже:
«В те минуты, что провёл на льду трёхкратный чемпион мира, фигурное катание не имело никакого отношения к искусству. Это была квинтэссенция кристально-чистого спорта. И бешеного желания победить».
Подобные слова можно было повторить в Красноярске в адрес Семененко. Евгения можно было упрекнуть в недостаточно чистых выездах, не слишком глубоком погружении в музыку и сюжет программы, но все секунды, что фигурист провёл на льду, он сражался за каждый балл, за каждое приземление. Прокат реально отнял у Евгения все силы и эмоции — вряд ли фигурист был способен сделать в этот вечер больше.
И совершенно невозможно было предположить в тот момент, что спустя несколько минут Гуменник поднимет зал и наберёт рекордную для сезона и для себя самого сумму за прокат (210,04) и в целом (314,54). Что Кондратюк с падением на четверном флипе выполнит не четыре, как у Семененко, а пять четверных прыжков и этого окажется достаточно, чтобы опередить Евгения на 0,16…
Чемпионский прокат исчерпывающе прокомментировала Татьяна Тарасова:
«После проката Гуменника зал встал. Это лучшее, что может быть на белом свете»
|