Елена Вайцеховская о спорте и его звездах. Интервью, очерки и комментарии разных лет
Главная
От автора
Вокруг спорта
Комментарии
Водные виды спорта
Гимнастика
Единоборства
Игры
Легкая атлетика
Лыжный спорт
Технические виды
Фигурное катание
Футбол
Хоккей
Олимпийские игры
От А до Я...
Материалы по годам...
Translations
Авторский раздел
COOLинария
Telegram
Блог

Фигурное катание — Гран-при России 2024 (Магнитогорск)
ТРИУМФ ФРОЛОВОЙ И ВОЗВРАЩЕНИЕ КОНДРАТЮКА

Анна Фролова
Фото © Александр Вильф
на снимке Анна Фролова

27 октября 2024

В первом этапе Гран-при России по фигурному катанию в Магнитогорске первыми стали именно те, на кого и делали ставку болельщики и эксперты — Анна Фролова выиграла женский турнир, оторвавшись на 20 с лишним баллов от Ксении Гущиной, почти так же мощно оторвался от соперников Марк Кондратюк. Не обошлось и без сюрпризов со знаком «минус»: Ксения Синицына и Евгений Семененко, которых рассматривали в числе фаворитов, сумели уцепиться только за бронзу. В парном катании произошла рокировка: Елизавета Осокина/Артём Грицаенко вернули себе чемпионство, опередив Анастасию Мухортову/Дмитрия Евгеньева, в танцах же предсказуемо победили Александра Степанова/Иван Букин

Любые соревнования — это всегда история о шансах. Если составлять рейтинг по этому показателю по итогам женского турнира, первой в списке я бы поставила Ксению Гущину. Подопечная Кирилла Давыденко не входила в число фаворитов. Более того, сама призналась, что порядком удивилась, показав в короткой программе второй результат.

Год назад Гущина была вполне удовлетворена тем, что отобралась на чемпионат России и Спартакиаду сильнейших, пусть и заняла на этих турнирах 11-е и 9-е места. Понятно, что в текущем сезоне Ксения пока не готова к тому, чтобы на равных бороться с Анной Фроловой, проехавшей свою произвольную совершенно по-королевски, но ещё в субботу после короткой программы было очевидно: Гущина прекрасно обучена, у неё есть абсолютно всё, чтобы бороться за медали, и главное — желание стремиться к максимальному результату. Добавить к этому очень неплохую для начала сезона физическую форму и прекрасную работу тренерского штаба по постановке программ, и итоговое серебро питерской фигуристки перестаёт выглядеть удивительным и уж тем более — сенсационным.

Скорее эти эпитеты, и, увы, со знаком «минус», уместны применительно к бронзовой награде другой Ксении — Синицыной. Фигуристки, ставшей едва ли не самым ярким открытием прошедшего сезона.

Накануне первого старта Гран-при мы разговаривали о женском одиночном катании с олимпийским чемпионом Олегом Васильевым. В какой-то момент речь зашла о Камиле Валиевой, и тренер сказал, что очень хотел бы возвращения этой фигуристки в спорт. Объяснил, что на его взгляд, такой талант, как тот, что природа одарила эту спортсменку, не должен оставаться настолько нереализованным.

«Фигуристы проживают свою спортивную жизнь в очень молодом возрасте, и не всегда осознают, что великий талант дается не всем, а единицам из тысяч, а может из миллионов людей. И разбрасываться этим совершенно неправильно», — подметил специалист.

Выдающийся талант всегда привлекает к его обладателю больше внимания, но и судят таких атлетов по более высоким меркам. Поэтому было больно видеть, что к своему первому этапу Гран-при России Синицына подошла в порядком разобранном состоянии. Это особенно резало глаз на фоне прекрасных, поставленных именно под её конёк программ. Подопечные Светланы Пановой вообще всегда выделялись среди прочих необычайно филигранной работой на льду. Так было в своё время с Марией Сотсковой, затем — с Алёной Канышевой. Собственно и тренер не раз подчёркивала, что выразительность катания приходит к спортсмену только через владение коньком.

Синицына c её врождённой способностью слышать музыку и интерпретировать её, сумела возвести это умение в степень. Казалось, с таким катанием она в лидерах уже надолго. Но в этом сезоне что-то пошло не так.

Особенно сильно это проявилось в произвольной программе на музыку Pink Floyd. Прекрасная по замыслу постановка выглядела откровенно невкатанной с обилием совершенно нехарактерных для прошлогодней Ксении беговых шагов. В совокупности с ошибками в трёх прыжках никак не тянула на вторую (благодаря второй оценке) сумму баллов, которой оценили произвольную программу арбитры. Было ощущение, что в отношении Синицыной они подсознательно руководствуются своими прошлогодними воспоминаниями, а не тем, что в реальности видят на льду.

Мужской турнир, в отличие от женского, прошёл на запредельном витке сложности (21 четверной прыжок на первую шестёрку участников), но по очень схожему сценарию. В нём был свой недосягаемый герой — Марк Кондратюк. Его совершенно выдающийся прокат после досадной неудачи в короткой программе наводил на мысль, что творческим людям иногда просто необходима своевременная оплеуха, чтобы напомнить: в жизни должно быть место не только безудержному вдохновению, но и трезвому расчёту.

Был свой «неудачник»: Николай Угожаев, имевший второй результат в короткой программе, похоже, просто перегорел в ожидании выхода. Тем более на его долю выпало сложнейшее психологическое испытание — кататься сразу после соперника, показавшего «неберущийся» результат. Из четырёх запланированных квадов Николай справился с двумя, и это было обидно, поскольку именно Угожаев показывает в этом сезоне наиболее лёгкое, почти эталонное исполнение наиболее сложных четверных прыжков.

А ещё в этом финале был Егор Рухин, выдавший великолепный, пусть не без помарок, прокат с пятью четверными, включая лутц, флип и риттбергер, хотя озвученное перед финалом намерение реализовать именно такой контент выглядело, скорее, бахвальством для человека, которого давным-давно перестали воспринимать всерьёз.

По ходу катания табло даже отразило ощутимое техническое превосходство фигуриста над двукратным чемпионом России Евгением Семененко (тот не слишком хорошо справился с технической частью в принципе), но после пересмотра первая оценка Рухина всё-таки опустилась. Это не отменяло главного: в стане соискателей наград в текущем сезоне появилось на одного яркого претендента больше.

Кондратюк — Семененко — Роман Савосин: так выглядел итоговый протокол произвольных прокатов, но субботний запас в баллах позволил последнему из этой тройки подняться по общей сумме выше Евгения. Это было по делу. Хотя лично мне немножко жаль, что Роман вернулся к прошлогодней произвольной программе «Челентано», пусть она до безумия и полюбилась зрителям. Всё-таки «на бис» нужно кататься на показательных. А вот на соревнованиях, если хочешь совсем серьёзного к себе отношения, нужно доказывать каждый сезон, что ты можешь быть лучше и интереснее.

То, что в российском парном катании совпали по времени своего расцвета две совершенно выдающиеся пары — Анастасия Мишина/Александр Галлямов и Александра Бойкова/Дмитрий Козловский, задало всей дисциплине столь же выдающуюся планку, но оказалось палкой о двух концах. Без лидеров любой турнир по умолчанию становится вторичен, ведь мысленно ты как бы постоянно задаёшь себе вопрос: кто именно сумеет стать «первым после небожителей»?

При этом догоняющие оказываются в крайне непростой ситуации: усложнять программы за счёт ультра-си — неоправданно рискованная затея. По нынешним правилам это оценивается столь незначительными прибавками, что овчинка перестаёт стоить выделки. Тем более, что спортивные пары — это всегда двойной риск травмироваться, причём, тяжело. Учитывая всё это, каждая из двух пар-лидеров, выступавших в Магнитогорске, заслуживала всяческих слов восхищения. Мухортова/Евгеньев выиграли короткую программу, Осокина/Грицаенко — произвольную и турнир в целом, но хочется отметить даже не фигуристов, а их тренеров Алексея Тихонова и Павла Слюсаренко. Люди, прилагающие столько усилий, чтобы двигать российское парное катание вперёд, не имея возможности показать его миру, заслуживают, чтобы снять перед ними шляпу.

В российском синхронном плавании (до отстранения наших спортсменов от международных стартов синхронистки за 25 лет не проиграли ни одного серьёзного старта) много лет существовал приём: после каждых Олимпийских игр, когда в команде происходит смена поколений, новичкам в качестве произвольной групповой композиции предлагалась победная олимпийская программа предшественниц. В этом была стратегия: показать миру (и судьям в том числе), что новая плеяда спортсменок ничуть не хуже, чем та, что стояла на первой ступени олимпийского пьедестала.

Большинство нынешних танцевальных дуэтов в каком-то смысле оказались в схожей ситуации: не имея большого опыта совместных выступлений, они вынуждены повторять все лучшее, что было до них в мировых танцах на льду. Это прекрасный ориентир, но у него есть обратная сторона: когда смотришь выступления танцевальных дуэтов, трудно отделаться от ощущения, что ты уже неоднократно видел и эти поддержки, и эти вращения, и те или иные заходы на твиззлы. Те, кому нечего терять, пробуют рисковать, придумывая что-то новое, но им не хватает матёрости и опыта, чтобы рассчитывать на благосклонность судей и бороться за первое место. А тем, кто всё уже тем же судьям доказал, как Александра Степанова и Иван Букин, эксперименты вроде как ни к чему. Зачем прыгать выше собственной головы, если конкуренты не допрыгивают даже до твоего текущего уровня?

Именно так ситуация выглядела в прошлом сезоне.  А в этом подопечных Александра Жулина и Ирину Хавронину/Девида Нарижного разделил в произвольном танце всего один балл, и, положа руку на сердце, танцоры, оставшиеся вторыми, выглядели даже более свежо и интересно, чем чемпионы. Не знаю уж, скажется ли это на душевном спокойствии первой пары страны, но интриги к сезону магнитогорский турнир добавил однозначно.
 

 

 

 

 

© Елена Вайцеховская, 2003
Размещение материалов на других сайтах возможно со ссылкой на авторство и www.velena.ru