СЮРПРИЗ НА СЮРПРИЗЕ
Фролова и Савосин лидируют после коротких программ
|
|
Фото © Александр Вильф
на снимке Роман Савосин |
26 октября 2024
Анна Фролова с запасом выиграла короткую программу на первом этапе Гран-при России, набрав более высокую сумму баллов, нежели трёхкратная чемпионка мира Каори Сакамото на параллельном турнире SkateCanada в Галифаксе.Двукратный чемпион России Евгений Семененко, как и Марк Кондратюк, не сумели противостоять Роману Савосину и Николаю Угожаеву. В самом многочисленном по количеству участников танцевальном турнире предсказуемо лидируют Александра Степанова/Иван Букин, а в парах — и тоже без борьбы — первенство держат Анастасия Мухортова/Дмитрий Евгеньев
Кто-то из всемирно-известных модельеров однажды сказал: мол, никакое платье не способно сделать женщину королевой, если сама она внутренне не ощущает себя соответственно. Всё нынешнее женское катание, если вдуматься, оно именно об этом. Особенно когда среди участниц нет совсем юных девочек с невероятно сложным, недосягаемым для взрослых фигуристок контентом.
Когда-то руководители отечественного фигурного катания пошли на то, чтобы допустить до взрослых турниров внутри страны 13-летних Аделину Сотникову и Елизавету Туктамышеву. Расчёт был на то, что две наиболее перспективные, хорошо обученные юниорки подстегнут своим участием порядком застоявшееся болото российской женской «одиночки». Что и было реализовано на первом же чемпионате России с участием «малышек» в самом конце 2008-го в Казани: Сотникова стала там первой, Туктамышева взяла серебро, уступив победительнице меньше балла. Как раз на этом примере многие тренеры всерьез задумались: вот он, золотой ключик к успеху. Понятно же, что 13-летняя фигуристка заведомо имеет фору перед теми, кто на несколько лет старше, причём, по очень многим параметрам.
Эта тенденция очень быстро привела к тому, что взрослые спортсменки начали чувствовать себя на льду неуютно, как бы стесняясь своего собственного тела. Наверное, как раз по этой причине было сложно отделаться от ощущения внезапно опустевшего льда, когда соревновательную обойму женского одиночного катания по разным причинам покинули Анна Щербакова, Александра Трусова, Камила Валиева и Алёна Косторная. То есть те фигуристки, которые на протяжении нескольких сезонов задавали тон, моду и правила на этом «подиуме».
Примерить на себя роль королевы не спешил никто: новые чудо-малышки не тянули на то, чтобы превзойти предшественниц, а в катании тех, кто постарше, словно сквозило ощущение собственной вторичности от непрерывного сравнения с юными звёздочками.
Именно на этом фоне в топе российского женского катания год назад появилась Анна Фролова. Фигуристка, чья серьёзная карьера началась, страшно сказать, в 18 лет.
Возможно, где-то свыше было предначертано, что прошлый сезон, в котором Анна дважды брала медали на этапах Гран-при России и стала второй на Спартакиаде сильнейших, должен стать для спортсменки пробой пера, разминкой. Но истиной королевой Фролова предстаёт перед публикой только сейчас. Недавняя победа на мемориале Панина-Коломенкина в Питере и первый же прокат короткой программы в Магнитогорске лишний раз подчеркнули: Анна не просто осознаёт себя лидером, но чётко понимает, что она делает на льду в каждую секунду катания, интерпретируя музыку и драматургию постановки, выполняя прыжки или взаимодействуя с залом. А это не просто определённый набор умений, но и заведомо высокая вторая оценка.
Собственно, разница между Фроловой и обладательницей второго результата, ещё одной питерской фигуристкой Ксенией Гущиной прежде всего в этом.
Евгений Рукавицын, под руководством которого Анна достигла топ-уровня, достаточно буднично заметил в интервью Алине Загитовой незадолго до начала турнира, что нынешняя форма ученицы — прямое следствие её собственной работы.
«Она довольно стабильна на тренировках. И эта уверенность черпается оттуда, это абсолютно четко», — сказал тренер, добавив, что цель его подопечной на сезон — пьедестал чемпионата страны.
Предполагалось, что наиболее острую конкуренцию Фроловой составит Ксения Синицина, но увы: прекрасно поставленная, насыщенная интересными задумками программа выглядела слишком сырой, словно спортсменка начала её вкатывать за пару дней до старта. Вкупе с ошибкой в каскаде это привело к тому, что Синицина по итогу проката осталась третьей, а, по справедливости, не должна была обыгрывать Марию Агаеву, от которой отстала по технике почти на пять баллов.
Неприятными сюрпризами (сразу двумя) обернулась короткая программа мужчин. Сначала Евгений Семененко скрутил двойную «бабочку» вместо четверного сальхова в каскаде, затем фактически вообще без каскада остался Марк Кондратюк, выполнив второй прыжок через затяжную паузу после четверного сальхова, приземлённого в «тройку» с касанием рукой льда. Судьи, впрочем, проявили максимум сострадания. Посчитали прыжковый элемент за полноценный каскад 4+2, не слишком сильно его заминусовав, хотя совокупность грубых неточностей на приземлении, допусти их любой другой фигурист, наверняка потянула бы на полноценные «—5». В «непрыжковой» части тоже не обошлось без ляпов — Марк почти сорвал заключительное вращение, выполнив его на самый низкий уровень сложности.
Можно долго говорить о том, что ошибки в исполнении лидеров турнира вообще не являются критичными и наверняка не станут препятствием для общего высокого результата по итогу двух прокатов, что от досадных ошибок на первом старте Гран-при не застрахован никто, но правильнее будет всё же напомнить, что выдающимися атлетов делают не только отдельные победы, но и стабильно высокий средний уровень выступлений. А это точно не предполагает столь глобальных промахов в короткой программе.
Благодаря спасательному кругу от судей Кондратюк устроился в турнирной таблице третьим, Семененко пятым. Артистическое превосходство в презентации программы осталось за Романом Савосиным, который и захватил лидерство по общей сумме, техническое — за Николаем Угожаевым и Егором Рухиным. Оба фигуриста включили в программу два наиболее сложных четверных прыжка лутц и флип, оба с ними справились и, наверное, даже хорошо, что судейская панель отнеслась к обоим максимально придирчиво — иногда лучше не привыкать к тому, что тебе могут «подать на бедность» из уважения к прежним заслугам.
Минимализм турнира спортивных пар (их в Магнитогорске всего четыре) выглядел, скорее, разогревом перед заключительной танцевальной сессией, но в определённом смысле ломка стереотипов произошла и там: Елизавета Осокина/Артём Грицаенко уступили порядка трёх баллов Анастасии Мухортовой/Дмитрию Евгеньеву. Дуэт Алексея Тихонова, несмотря на не слишком давнюю травму спины у партнёрши, стартовал в Гран-при просто отлично, благодаря чему несколько усечённый в плане соперничества турнир стал ещё одним украшением дня.
Не меньшую роль в создании по-настоящему чемпионского флёра всего мероприятия в целом сыграла «группа поддержки», которую привёз в Магнитогорск 1 канал. Татьяна Волосожар/Максим Траньков, Оксана Домнина/Роман Костомаров, Анна Щербакова, Алексей Ягудин, Михаил Коляда, Алина Загитова — вряд ли столь впечатляющий букет имён способен сейчас собрать и показать публике любой из международных турниров.
Вплоть до субботы расписание соревнований казалось не слишком продуманным в том плане, что завершать день логичнее наиболее сильным из видов — то есть, мужскими прокатами. На самом деле танцоры как бы нивелировали огрехи всех предыдущих участников, превратив свой турнир в настоящее шоу, в котором, как на выставке достижений танцевального «хозяйства», были так или иначе представлены все сильнейшие и очень разноплановые тренерские школы страны. В этом, пожалуй, и заключается основная ценность танцевальных поединков в рамках российского Гран-при: конкуренции за место лидера в этом виде катания пока не просматривается никакой. Что и подтвердили результаты ритм-танца: Александра Степанова/Иван Букин оторвались от Ирины Хаврониной/Девида Нарижного на безопасное для себя расстояние.
|