ПРОТИВ ТЕЧЕНИЯ:
Почему мужскому катанию нужен Кондратюк,
парам — Косторная, а
танцам — Плишкин
|
|
Фото © Александр Вильф
Алёна Косторная и Георгий Куница |
16 сентября 2024
Контрольные прокаты сборной России в Санкт-Петербурге оставили массу пищи для размышлений. Марк Кондратюк своей произвольной программой задал новую планку готовности к сезону, до которой никто не дотягивался со времён постолимпийского фурора Алины Загитовой. Алёна Косторная и Георгий Куница за лето прибавили настолько, что после впечатляющего представления «Мастера и Маргариты» заявления партнёрши о распутье кажутся не более чем эмоциями. А Сергей Плишкин не постеснялся поставить танцорам-дебютантам Анне Щербаковой и Егору Гончарову номер под хит «Песняров», тем самым качественно выделив пару.
Возможно, кто-то обидится, даже наверняка. Но самым ошеломляющим событием двухдневных питерских прокатов, их кульминацией и хедлайном я назову единственное воскресное выступление —Марка Кондратюка с произвольной программой. Причём даже не сам прокат, в котором Марк методично вколачивал в лёд свои пять четверных прыжков и два тройных акселя, а тот момент, когда фигурист обездвиженно лежал на льду, закрыв лицо руками, а все мы в оцепенении глядели друг на друга с немым вопросом в глазах: это что сейчас было?
Подобные прокаты вообще не характерны для контрольных прокатов. Слишком силён стереотип: сентябрь — не время быть в форме. Нынешний и безукоризненный во всех отношениях прокат Кондратюка можно сравнить разве что с выступлением Алины Загитовой шестилетней давности — в сентябре 2018-го на турнире в Оберстдорфе. Тогда все тоже задавались вопросом: зачем набирать к сентябрю столь звенящую форму (Алина установила личные рекорды в обеих программах), если первый важный старт — в ноябре?
Тогда, похоже, дело было в стратегии. Загитова завершила предыдущий сезон провалом на чемпионате мира, и было важно показать прямо со старта, что она всё так же недосягаема и великолепна и психологически убить этим всех потенциальных соперниц.
Имелась ли подобная стратегия в отношении Кондратюка? Скорее, нет. В отношении этого спортсмена, как нередко иронизировала его тренер Светлана Соколовская, вообще бессмысленно выстраивать какие-то планы: «здесь и сейчас » он всегда катается так, как чувствует и хочет сам.
В Санкт-Петербурге Марк катался, получая безумное удовольствие от того, что он делает на льду, и от себя самого. От первой и до последней секунды катания под не самый стандартный для парня Болливуд кураж летел из него искрами во все стороны. На этом фоне становилось особенно ясно, почему так бледно во всех отношениях прошла женская часть прокатов: все спортсменки, включая хедлайнера мероприятия Александру Игнатову, были далеки от оптимальной формы и отрабатывали свои программы, как повинность: по-школьному старательно, но не более того.
В пост-прокатном комментарии я в шутку написала, что на месте Алёны Косторной точно задумалась бы о том, чтобы выступать по ходу сезона не только в парах, но и в женском одиночном, как делала когда-то олимпийская чемпионка Альбервилля Кристи Ямагучи, успешно совмещая два вида вплоть до 1990-го. Да и почему нет, если никто из девушек до такой степени не стремится застолбить за собой место лидера?
Косторной и её партнёру Георгию Кунице только предстояло произвести фурор произвольной программой «Мастер и Маргарита». Пожалуй, именно этот прокат по силе произведённого впечатления стал в воскресенье вторым, причём, не только попаданием фигуристов в образ, но и прогрессом, совершённым за несколько месяцев межсезонья.
Это был тот самый случай, когда очень хотелось возразить главному тренеру сборной Елене Чайковской, весьма пренебрежительно заметившей накануне, что по-прежнему видит в Косторной и Кунице двух одиночников. В лице фигуристов российское парное катание однозначно получило в этом сезоне невероятно харизматичный и однозначно состоявшийся топ-дуэт, способный великолепно сочетать мягкость катания с экспрессией и очень высокой скоростью. А это не всегда удаётся даже чемпионским парам.
Алёна после проката была расстроена — не всё получилось по элементам. Даже сказала в микст-зоне: мол, находится с партнёром на распутье. Но этим эмоции были, скорее, нормальны: продиктованы сиюминутной эмоциональной опустошённостью.
В разговоре с питерским тренером Олегом Татауровым накануне контрольных прокатов, я поинтересовалась: на что в самом начале сезона обращают внимание тренеры, когда впервые видят на льду своих соперников?
«Прежде всего на постановку. Интересно — неинтересно, цепляет музыка, или не цепляет, как чувствует себя в этой программе спортсмен, ну и так далее», — ответил специалист.
В этом плане открытые прокаты можно сравнить с «Ледниковым периодом», где критерий успеха только один: зацепит программа, или не зацепит. Уже потом по мере вкатывания встают на место прыжки, добавляется скорость, доводятся до ума прочие технические элементы. Но всё это начинает играть только в том случае, если изначально есть цепляющий зрителя сюжет. Неважно — драматический, комедийный, музыкальный, главное — чтобы цеплял, не оставлял равнодушным.
Во многом по этой причине так ярко прозвучали в Питере программы двух сильнейших пар — Анастасии Мишиной/Александра Галлямова и Александры Бойковой/Дмитрия Козловского. Оба дуэта набрали к прокатам высокую форму, что отчасти было вынужденной необходимостью: когда соперники на протяжении лет идут ноздря в ноздрю, критичной может оказаться любая слабость.
Запомнились же и те, и другие, прежде всего постановками. Произвольной программой Мишиной и Галлямова занималась Ирина Жук, да и раньше к работе с фигуристами их тренер Тамара Москвина привлекала преимущественно танцевальных специалистов — Александра Жулина, Николая Морозова, Анжелику Крылову, Наталью Бестемьянову. И в этом сезоне Насте, похоже, наконец-то понравилось не только кататься, но и танцевать. Произвольная постановка под Майкла Джексона, как и невероятно удачное платье партнёрши, как бы подсветила пару с иного ракурса.
Наверное, надо провести в фигурном катании не один десяток лет, чтобы понять, насколько бывает сложно менять уже сложившийся стиль у людей, которые многие годы выступают вместе. Мешает банальный страх: то, что уже было много раз высоко оценено судьями, подсознательно воспринимается, как спасательный круг, как уютное убежище, в котором можно спрятаться от любых катаклизмов. Об этом в разное время говорили многие тренеры, отмечая, что любой уход от привычного способен обернуться непредсказуемыми последствиями для спортсменов. Поэтому особенно ценным мне показался телевизионный комментарий по ходу выступления дебютантов взрослого сезона Анны Щербаковой/Егора Гончарова.
«Не могу представить, что творится в голове у Сергея Плишкина, который занимается постановками программ этой пары, но мне это определённо нравится», — сказал Александр Гришин.
Из всех представителей своей профессии Плишкин, возможно, наиболее непредсказуем о оригинален. Профессиональное кредо можно было бы обозначить фразой: «Программа фигуриста — это история, которая должна быть рассказана нетривиально». Год назад, рассуждая о танцевальных тенденциях, постановщик как бы вскользь упомянул о том, что народные танцы вышли из моды, а в этом сезоне сильно взбодрил танцевальную тусовку тем, что на фоне множества однотипных ритм-танцев под западные мотивы поставил Щербаковой и Гончарову знаменитый хит «Песняров» «Косил Ясь конюшину».
Свой выбор Сергей объяснил просто:
«Я сам белорус, поэтому был изначально уверен, что это самый правильный выбор. Шутка, конечно, но если серьёзно, понимал, что в ритм-танце в этом сезоне будет много рок-н-ролла и, соответственно, западной музыки. Подумал ещё: как вы хотите этим биться с «акулами» их же оружием и не выглядеть при этом вторичными? Ну а далее пошла цепочка размышлений: что можно противопоставить, чтобы дать конкуренцию Западу? Вот и вспомнил, насколько в те годы были популярны «Песняры», причём не только в нашей стране, с каким восторгом западный зритель встречал «Косил Ясь конюшину» — эта песня реально была одним из главных бэнгеров, то есть, хитов группы. Плюс — она идеально подошла нам по ритму».
В виде, где очередь на пьедестал иногда стоит годами, подобный свежий ветер никогда не остаётся незамеченным. Особенно ценно, что в произвольном танце дебютантам удалось не потеряться на фоне реально большого количества классных постановок.
И как тут не вспомнить ещё одну фразу Плишкина: «Если вам нужно старое, зачем вы меня позвали?»
|