Елена Вайцеховская о спорте и его звездах. Интервью, очерки и комментарии разных лет
Главная
От автора
Вокруг спорта
Комментарии
Водные виды спорта
Гимнастика
Единоборства
Игры
Легкая атлетика
Лыжный спорт
Технические виды
Фигурное катание
Футбол
Хоккей
Олимпийские игры
От А до Я...
Материалы по годам...
Translations
Авторский раздел
COOLинария
Telegram
Блог

Фигурное катание — Контрольные прокаты

БЕЗ БЛЕСКА:
Игнатова стала звездой прокатов лишь номинально

Александра Игнатова
Фото © Александр Вильф
Александра Игнатова (Трусова)

15 сентября 2024

Возвращение Александры Игнатовой стало главным событием контрольных прокатов сборной России по фигурному катанию. Однако серебряный призёр Олимпиады в Пекине выглядела отнюдь не столь впечатляюще. Кроме того, как и подавляющее большинство соперниц, она сорвала каскад в концовке короткой программы. Её бывший молодой человек Марк Кондратюк, напротив, продемонстрировал, что близок к набору оптимальных кондиций, и в отсутствие Владислава Дикиджи затмил постановки Петра Гуменника и Евгения Семененко на музыку из фильма «Дюна». А вот в парах главные фавориты Анастасия Мишина — Александр Галлямов и Александра Бойкова — Дмитрий Козловский по-прежнему сохраняют лидерство.

Если в обычной жизни встречают по одёжке, то в фигурнокатательной — по открытым прокатам. Применительно к их показам широкой публике кто-то склонен считать, что «дуракам пол-работы не показывают», но на самом деле именно прокаты дают фигуристам возможность окунуться в порядком подзабытую за лето соревновательную реальность. Это подтвердил комментарий Софьи Муравьёвой в самом начале мероприятия: «Отвыкла очень. Совершенно другие ощущения».

Было заведомо понятно, что хедлайнером женских выступлений будет Александра Игнатова. Вернуться на спортивный лёд, то есть, туда, где тебя непременно начнут сравнивать с другими,  было со стороны фигуристки достаточно рискованным шагом. Такие возвращения хороши, когда тебе есть, чем затмить соперниц. Но чем затмевать, когда технические и физические кондиции далеки от идеала, да и к самим прокатам Саша толком не готовилась — отрабатывала прежние контрактные обязательства на мастерклассах в Мексике.

Рейтинг мероприятия фигуристка своим участием, безусловно, подняла. Но уступила в сравнении очень многим, если не всем. Дело было даже не в сорванном под конец программы каскаде, на который, похоже, просто не хватило сил. На фоне Черного лебедя Софьи Муравьёвой, «Маскарада» Софьи Акатьевой, восточного и очень интересного по постановке танца Ксении Синицыной, выросших и сильно прибавивших в мастерстве Алины Горбачёвой и Вероники Яметовой,   Besame Mucho Игнатовой выглядело незатейливым и слишком поверхностным для фигуристки такого таланта и потенциала. Такая программа могла бы быть поставлена для разового показа, но никак не для того, чтобы восстанавливать собственные позиции на льду.
Резонно задать вопрос: а собирается ли сама Саша выступать в этом сезоне в соревнованиях? Тренер фигуристки Евгений Плющенко сообщил в субботу, что решение по этому поводу его подопечная примет по итогу прокатов. Но, похоже, Саша сама ещё не решила, хочет ли она вообще продолжать с кем-то соревноваться. Особенно сейчас, когда титул королевы квадов ушёл в глубокое прошлое вместе с девичьей фамилией.

Многооборотные прыжки на контрольных прокатах никогда не были главным: принято считать, что сентябрь — не то время, когда фигуристы должны выходить на пик формы. Но кто-то становится исключением. У женщин в этом плане заслуживала большого уважения Аделия Петросян, исполнившая короткую программу с тройным акселем, а вот у мужчин отсутствие в числе участников Владислава Дикиджи воспринималось, как значительная потеря. Победитель двух прошлогодних этапов Гран-при России и первый из отечественных фигуристов, освоивших четверной аксель, начал накатывать программы довольно рано, достиг неплохой формы, но подхватил вирус и выпал из тренировочного графика прямо накануне прокатов, в связи с чем дебютный показ программ широкой публике был перенесён на турнир Панина-Коломенкина, который пройдёт в Питере в начале октября.

Что касается субботних выступлений, где героями, казалось бы, должны предсказуемо стать Пётр Гуменник и Евгений Семененко, это шоу было украдено Марком Кондратюком, который только сейчас по-настоящему возвращается в свои олимпийские кондиции. Пока два питерских лидера мерялись «Дюнами», выясняя, чья трактовка окажется круче, Марк выдал интереснейший и яркий во всех отношениях прокат на таком кураже, что заставил бесноваться весь зал.

По умению влиять на публику совершенно гипнотическим образом на одну доску с Кондратюком можно было бы поставить Романа Савосина. Этому фигуристу удалось каким-то непостижимым образом соединить в своём катании серьёзность глубоко драматической темы («Ямщик, не гони лошадей») с очень ироничным  подтекстом, лейтмотив которого укладывался во фразу: «гори оно всё ясным пламенем!»

Подобные настроенческие интерпретации всегда цепляют зрителя, но стоит признать, что прошлогодние постановки Савосина воспринимались чуточку ярче. Возможно, как раз поэтому программа не прозвучала так, как могла бы.

Суть контрольных прокатов и заключается, собственно, в примитивной формулировке: в чём тот или иной спортсмен стал лучше, чем был год назад. Применительно к парному катанию, где лидерами по-прежнему остаются победители мирового первенства-2021 Анастасия Мишина/Александр Галлямов и абсолютные чемпионы позапрошлого сезона Александра Бойкова/Дмитрий Козловский, это было особенно актуально. Когда на одном льду долгое время выясняют отношения две сильнейшие пары мира, они рано или поздно оказываются в своеобразном тупике — перестают понимать, в каком направлении развиваться, чтобы это воспринималось окружающими, как прогресс. Нередко случается, что в этой дуэльной борьбе спортсмены настолько зацикливаются друг на друге, что упускают момент, когда их обходит кто-то третий.

Может ли такое произойти в этом сезоне? Наверное, всё же нет. Две сильные пермские пары Павла Слюсаренко пока не катаются из-за травм, Наталья Хабибуллина/Илья Княжук сменили тренерский штаб и находятся в стадии притирки к новым наставникам, Елизавета Осокина/Артём Грицаенко тоже пока не готовы соперничать с лидерами на равных.

Что касается последних, и тот и другой дуэт показал абсолютно разные по стилю короткие программы, а значит, всех нас ждёт ещё один интереснейший дуэльный сезон.

Выдающийся тренер Елена Чайковская заметила, комментируя первый выход танцоров, что одна из сложнейших задач в этом виде катания заключается в том, чтобы придумать поддержку, которую не делал ещё никто. Применительно к ритм-тематике сезона (танцы 60-х и 70-х годов) я бы сказала, что не менее сложно уйти от тренерских стереотипов и поставить «штучный» танец.

Подавляющее большинство композиций выглядело отражением вкусовых предпочтений наставников, заставших танцевальную стилистику тех самых времён. Просто не стоит забывать, что проникновение хорошей западной музыки в СССР было в те годы крайне ограниченным. Возможно, как раз поэтому разнообразия композиций в российских ритм-танцах нынешнего сезона не случилось: почти все они слились в непрерывную дискотеку, на фоне которой программа вчерашних юниоров Анны Щербаковой/Егора Гончарова под «Песняров» (постановщик Сергей Плишкин) выглядела едва ли не единственным нестандартным ходом.

С другой стороны, стоит признать: тема оказалась не из простых. И наверняка многие недочёты будут компенсированы танцорами уже в воскресенье.

 

 

 

© Елена Вайцеховская, 2003
Размещение материалов на других сайтах возможно со ссылкой на авторство и www.velena.ru