Чемпионат Европы-2024:
ПРОГРЕСС ФРАНЦУЗОВ И «МАХИНАЦИИ» СУДЕЙ
|
|
Фото © Gettyimages
Каунас. Диана Дэвис и Глеб Смолкин |
14 января 2024
Прошедший в Каунасе чемпионат Европы по фигурному катанию дал много пищи для размышлений даже в отсутствие сборной России. Поражение Анастасии Губановой от Луны Хендрикс выглядело закономерным с учётом судейских «махинаций», хотя женский турнир вообще мог закончиться победой Нины Пинзаррон, а триумф Адама Сяо Хим Фа вышел пресным, несмотря на запрещённое сальто назад в стиле Сурии Бонали. Анастасия Метёлкина и Лука Берулава едва не сотворили главную сенсацию, а их «соотечественники» Диана Дэвис и Глеб Смолкин, напротив, выглядели блёкло и неубедительно, в том числе на фоне Евгении Лопарёвой и Жоффре Бриссо.
Чемпионат Европы развеял сразу несколько иллюзий, главная из которых заключалась в том, что в отсутствие российских фигуристов в Каунасе просто-таки не на кого смотреть.
На деле вышло иначе. В каждом из четырёх видов программы имелась интрига, порой до предела закрученная, как в женском одиночном катании, свои звёзды и постановки, которые хочется пересматривать.
Наличествовали даже судейские «махинации». Кавычки здесь поставлены не просто так. В необъективных видах спорта по умолчанию следует принимать в расчёт, причём, без истерик, как человеческий фактор, так и допустимые манипуляции в оценках — всё это входит в неписаные правила игры. Взять, допустим, наиболее скандальный, на первый взгляд, финал — женский, с первой в карьере победой Луны Хендрикс.
Каталась ли бельгийка лучше Анастасии Губановой? На мой взгляд, нет. Но Луна в своём восьмом взрослом международном сезоне (где были, напомню, две Олимпиады, два подиума мировых первенств, возвращение после тяжёлой травмы и серебро прошлого европейского чемпионата) заведомо имела гораздо больший вес в глазах судей — не могла не иметь. Год назад она проиграла именно Губановой (дважды упала в произвольной программе), но в этом сезоне победила на этапе Skate America в США, была третьей на Гран-при в Китае и второй — в финале серии. В то время как Губанова на своих этапах дважды оставалась шестой и никуда не отобралась.
В Каунасе, кстати, в бельгийской команде вполне могла произойти ситуация, аналогичная той, что случилась в олимпийском Пхенчхане — победа «не той» девочки. 17-летняя Нина Пинцарроне, положа руку на сердце, перекатала в произвольной программе как Луну, так и Анастасию, но в итоговом протоколе осталась третьей.
В момент её заключительного выступления любопытно прозвучал комментарий российского тренера Бетины Поповой: «Всё докручено, всё на месте». Однако в итоге техническая оценка юной бельгийки опустилась с 74,5 до 68,40 — была безжалостно порезана из-за якобы недокрутов на четырёх прыжках.
Плюс — за прекрасно исполненную, необычайно интересную, хореографически сложную программу авторства Бенуа Ришо на музыку Хачатуряна Нина получила откровенно низкие баллы за компоненты. В общей сложности она уступила соотечественнице второй оценкой почти 11 баллов, и это воспринималось, как сигнал: тебе, девочка, авторитет Хендрикс ещё завоёвывать и завоёвывать.
Понятно, что сказанное — это всего лишь частные размышления, но, если с ними согласиться, в расстановке фигуристок на пьедестале многое становится объяснимым.
Удивительно, но самым блёклым из всех четырёх финалов стал мужской. Адам Сяо Хим Фа одержал победу с баллами, которые позволили бы ему стать на недавнем чемпионате России пятым. Относиться к этой фразе всерьёз с учётом специфики внутрироссийского судейства конечно же не следует, тем более что базовой сложностью своей произвольной программы с четырьмя четверными прыжками, француз превосходит своих российских визави. Но откатался он в Каунасе плохо. В произвольной программе дважды упал, получил третий балл штрафа за нелегальный в рамках нынешних правил элемент — сальто назад, но даже здесь на ум приходило лишь то, что соотечественница Адама, пятикратная чемпионка Европы Сюрия Бонали, позволявшая себе хулиганить подобным образом 30 с лишним лет назад, исполняла заднее сальто лучше.
Наиболее короткий путь к чемпионству могли бы зафиксировать в парном катании Анастасия Метёлкина/Лука Берулава, вставшие в пару менее года назад и выступающие за Грузию, и тогда это стало бы иллюстрацией много раз озвученной фразы: возьми любую из экс-российских пар, и она без труда справится с любым из нынешних чемпионов. Но сюжет не сложился по вине самих фигуристов: короткую программу они выиграли, а на произвольную не хватило накатанности.
Гораздо интереснее было наблюдать за ещё одним грузинским дуэтом — в танцах. Диана Дэвис/Глеб Смолкин после дебютировали в Каунасе за новую страну, с новым тренером Алексеем Киляковым и опустились на одну позицию в сравнении с позапрошлогодним выступлением на континентальном первенстве — стали лишь восьмыми, при том, что впереди оказались сразу четыре дуэта, которые в олимпийском сезоне Дэвис/Смолкину проигрывали.
Можно, конечно, поёрничать, сказать, что Грузия — это не Россия, а Киляков — не Игорь Шпильбанд, под руководством которого Диана и Глеб готовились к Играм в Пекине ещё под российским флагом. Звучать будет жёстко, но определённая правда в этом есть. По итогу ритм-танца Дэвис/Смолкин остановились на седьмой позиции, при этом разница в баллах с тремя вышестоящими дуэтами была совсем небольшой и давала надежду, что фигуристы сумеют побороться минимум за то, чтобы оказаться в шестёрке.
Эти надежды разрушил произвольный танец.
Балетная тема на льду вообще неимоверно сложна для интерпретации. Один из наиболее интересных на текущий момент российских ледовых хореографов Сергей Плишкин рассказывал, как в своё время ему довелось поработать над постановкой «Шопенианы» с Николаем Цискаридзе. В один из дней тот пришёл на тренировку к фигуристам, взглянул на уже проделанную Сергеем работу и сказал:
«Всё очень хорошо. Но «Шопениана» — это звенящая классика балетного танца. У тебя кое-где скрещиваются руки, а это уже «Дон Кихот». Так что убирай эти движения, если хочешь, чтобы человек, который разбирается в балете, сказал, что вы молодцы».
«Чёрный лебедь» в исполнении Дианы Дэвис уже постановочно сильно грешил аналогичным несоответствием. Отсутствием балетных спины и рук, не самой удачной причёской, неряшливо натянутыми на ботинок колготами.
Да и чисто технических претензий по ходу катания оказалось немало: сложная поддержка, не вписанная в музыку и выпадающая из программы, не слишком чёткое исполнение шагов — партнёршей и твиззлов — партнёром. Как следствие — десятибалльный проигрыш самим себе в личном результате и восьмое место без видимой перспективы подняться выше в ближайшем будущем.
Абсолютная противоположность во всех отношениях — Евгения Лопарёва/Жоффре Бриссо. Два года назад на континентальном первенстве дуэт был девятым, в прошлом году занял пятое место, в нынешнем продвинулся на позицию вверх. Когда-то спортсмены начинали кататься у Екатерины Рублёвой и Ивана Шефера, из-за пандемии были вынуждены уехать во Францию, сейчас тренируются в монреальской академии танцев на льду и выглядят, как пара, почти не имеющая слабых мест с великолепными, характерными для Монреаля постановками. Добавить к этому судейский ресурс, который, вне всякого сомнения, у канадской школы велик, и можно будет говорить о том, что уже на ближайшей Олимпиаде Франция способна оказаться на пьедестале командного турнира.
Звучит непривычно, но в одиночном катании у страны есть Сяо Хим Фа и Лорен Шилд, в парном — Камиль и Павел Ковалёвы, которым, правда, не повезло: на прошлом чемпионате фигуристы были шестыми, но в в Каунасе были вынуждены отказаться от выступления в произвольной программе из-за травмы партнёрши. А ведь всего два года назад в Пекине фигурнокатательный ресурс страны вообще не позволял собрать мало-мальски боеспособную команду.
|