Елена Вайцеховская о спорте и его звездах. Интервью, очерки и комментарии разных лет
Главная
От автора
Вокруг спорта
Комментарии
Водные виды спорта
Гимнастика
Единоборства
Игры
Легкая атлетика
Лыжный спорт
Технические виды
Фигурное катание
Футбол
Хоккей
Олимпийские игры
От А до Я...
Материалы по годам...
Translations
Авторский раздел
COOLинария
Telegram
Блог

Фигурное катание — Гран-при России - 2024 (Красноярск)
ИНТЕРЕСНО ДЕВКИ ПЛЯШУТ:
Кагановская и Некрасов ворвались в элиту
Василиса Кагановская и Максим Некрасов
Фото © Илья Наймушин
на снимке Василиса Кагановская и Максим Некрасов

11 ноября 2024

Если взглянуть на танцевальные протоколы третьего этапа Гран-при, завершившегося накануне в Красноярске, в них нет, на первый взгляд, ничего такого, что могло бы взбудоражить воображение: разница в 8,47 балла между первым результатом и вторым и 6,98 — между вторым и третьим. Ни соперничества толком, ни интриги.

Самое яркое, что произошло в Сибири, — соревновательный дебют Василисы Кагановской и Максима Некрасова, вставших в пару в сентябре прошлого года. Дуэт получился скоростным, ярким, не похожим ни на какой другой, оба танца изобиловали интереснейшими акробатическими перестроениями и находками, но оценили их далеко не все. Достаточно пробежаться по комментариям в интернете, чтобы увидеть разброс мнений — от «это гениально» до «сплошная акробатика, не на что смотреть». Но так ли однозначны такие определения?

В танцах на льду не так часто появляются дуэты, способные вклиниться в устоявшуюся очередь. Если заглядывать в совсем уж давние времена, такими были Джейн Торвилл — Кристофер Дин, потом Шэ-Линн Бурн — Виктор Краатц (если кто не помнит, эта пара сумела за два сезона перепрыгнуть из второй десятки на четвёртое место в мире). Канадцев с их «шорт-треком» приняли  далеко не сразу в силу того же самого разброса мнений, но совершенно очевидно, что они взяли публику прежде всего количеством всевозможных находок и их оригинальностью.

Собственно, и Торвилл — Дин, которые ныне считаются легендами и немеркнущей классикой этого вида катания, начинали с акробатики. В 1983-м (за год до того, как стать олимпийскими чемпионами в Сараево) они сделали темой произвольного танца композицию «Цирк Барнума», о которой известный тренер и постановщик Елена Масленникова много лет спустя вспоминала с восхищением.

«После того как закончили кататься Ирина Моисеева и Андрей Миненков, я решила, что полностью прекращу работать с фигуристами: слишком устала от постоянного напряжения, хотя Наталья Дубова очень просила меня остаться в её бригаде — помочь в работе с Мариной Климовой и Сергеем Пономаренко. И в этот момент увидела по телевизору трансляцию с каких-то соревнований и новую программу Торвилл и Дина. Я немедленно позвонила Дубовой и сказала, что согласна на её предложение — столько нового и неожиданного показали в своём танце англичане. За последние годы я не видела ничего, что произвело бы на меня столь же яркое впечатление».

Из более поздних примеров ярких взлётов можно вспомнить Тессу Вертью — Скотта Моира и Габриэлу Пападакис с Гийомом Сизероном. И снова увидим прежний алгоритм: удивить необычным, поразить невозможным, но главное — запомниться, заставить говорить о себе.

Именно это сделали в Красноярске Василиса и Максим. 

Сумеют ли они в этом сезоне навязать соперничество Ирине Хаврониной и Дэвиду Нарижному? Те произвели фурор на первом этапе Гран-при России в Магнитогорске, незначительно отстав от главной пары страны Александра Степанова — Иван Букин. Тогда они набрали в сумме почти 205 баллов, и, если сравнивать результаты, ситуация явно играет в пользу подопечных Дениса Самохина (результат Кагановской и Некрасова в Красноярске — 200,93). Но очное соперничество вполне может сложиться как в ту, так и в другую пользу.

Выдающиеся баллы Елизаветы Худайбердиевой и Егора Базина — это ещё одна горячая интрига. Заочно чемпионы превзошли Степанову — Букина, что тут же породило волну размышлений: не означает ли это, что в группе Александра Жулина назревает рокировка? Сможет ли вмешаться в борьбу двух первых пар кто-то третий? И если да, кто именно им окажется?

Самый беспроигрышный вариант для трёхкратных чемпионов России — объявить накануне чемпионата страны о завершении карьеры. Тогда арбитры уж точно насыпят выдающемуся дуэту от души, как это принято в фигурном катании по отношению к уходящим звёздам. Ну а если серьёзно, в сложившихся обстоятельствах на горизонте замаячила опасность не столько для первой пары, сколько для второй.

В сознании очень многих людей (и судей в том числе) Лиза с Егором остаются вторыми прежде всего у собственного тренера. Это фактически гарантия того, что при очной встрече с главными соперниками их будут судить строже. Другими словами, ради того чтобы рокировка свершилась, догоняющим придётся прыгать выше головы: в определённом смысле идти на риск, и не факт, что он оправдает себя. При этом снизу Худайбердиеву и Базина наверняка станут подпирать сразу две молодые, сильные  и голодные до побед пары. Значит, рисковать по-любому придётся, причём всем дуэтам без исключения.

Любые танцевальные перестановки в рейтинге почти всегда трагедия для «пострадавшей» стороны. Но для зрителей — всего лишь дополнительная интрига, манок, стимулирующий желание увидеть жестокую драку своими глазами. В этом плане турнир в этом виде программы на чемпионате России обречён на аншлаг: бэкстейдж с обилием интереснейших дуэтов там тоже будет невероятно хорош.

Особняком в этой компании потенциальных лидеров стоят Екатерина Миронова — Евгений Устенко. О непохожести петербургского дуэта на столичных визави говорилось уже много. На прошлогоднем чемпионате страны фигуристы стали шестыми, летом полтора месяца тренировались в США у Игоря Шпильбанда, благодаря чему заметно прибавили в скольжении и скорости. О цели на текущий сезон сказали коротко: подняться выше, чем год назад.

Теоретически это вполне возможно. На практике может оказаться сложнее. Я бы сказала, что в иерархии отечественных танцев Миронова и Устенко занимают примерно такое же место, как когда-то занимали в мировой табели о рангах Маргарита Дробязко и Повилас Ванагас. С этим дуэтом на протяжении многих лет работала Масленникова и сделала его настолько самобытным, не похожим ни на кого другого, что в сочетании с очень высоким качеством катания и артистизмом позволило литовцам за год подняться с 11-го места в Европе на 6-е. Между этими двумя выступлениями Рита и Повилас провели довольно много времени в Англии, где работали с Кристофером Дином и его тренером Бетти Калауэй, то есть техническая подготовка фигуристов была на высочайшем уровне.

Подтверждение этому я получила в 1996-м в приватной беседе с одним из международных судей, который откровенно сказал, мол, Дробязко и Ванагаса вполне можно было поставить на третье место, но в танцах так не делается, пусть подождут хотя бы один сезон. Увы, следующий сезон был предолимпийским. В ход пошло влияние сильных федераций, и судьям стало не до Литвы.

Не правда ли, похоже? Оказываясь в одном котле с представителями довольно многочисленных московских школ, Миронова и Устенко запоминаются, обращают на себя внимание, не уступают в части элементов никакой другой паре, но как бы мешают при этом всем без исключения. Да и дома в Питере дуэт существует скорее по остаточному принципу: не благодаря, а вопреки.

С другой стороны, не о такой ли конкуренции мы мечтали на протяжении нескольких последних лет, ругая отечественные танцы за невыразительность и скудность творческих идей? Сейчас всего с лихвой, на любой вкус. И вполне возможно, что в конце декабря на чемпионате России в Омске турнир в этом виде фигурного катания выйдет не менее ярким, боевым и принципиальным, чем у мужчин.

 

 

© Елена Вайцеховская, 2003
Размещение материалов на других сайтах возможно со ссылкой на авторство и www.velena.ru