СТО БАЛЛОВ АЛИЕВА И ОШИБКА БОЙКОВОЙ:
|
|
Фото © Александр Вильф
Красноярск. Александра Бойкова и Дмитрий Козловский |
28 октября 2023
Дмитрий Алиев выиграл короткую программу на этапе Гран-при России в Красноярске. Фигурист чисто выполнил все заявленные элементы и первым среди соотечественников в новом сезоне преодолел рубеж в 100 баллов. Пётр Гуменник провалил дебютное выступление под кавер песни Rammstein, не сумев исполнить ни одного прыжка. У девушек сенсационно победила 15-летняя Мария Агаева, обошедшая Анну Фролову, в то время как Майя Хромых осталась лишь восьмой. В соревнованиях спортивных пар лидерство захватили Александра Бойкова и Дмитрий Козловский, а в ритм-танце намного сильнее конкурентов оказались Александра Степанова и Иван Букин.
6 мая 1807 года император Александр I учредил медаль «За спасение сограждан». Награда чеканилась из чистого золота и предполагалось, что награждать ей будут тех, кто совершил «подвиг человеколюбия, связанный со спасением утопающих от неминуемой гибели».
Дмитрию Алиеву и Александру Самарину следовало вручить в субботу именно такую медаль: до их выхода на лёд под двумя последними номерами складывалось стойкое ощущение, что мужское одиночное катание неминуемо тонет прямо на красноярском льду в режиме онлайн. Семеро из десяти участников осталось без двух прыжковых элементов, включая Пётра Гуменника, у которого не получилось вообще ни одного прыжка. В результате вице-чемпион России остался пятым с результатом 70,41, и это, конечно же, сильно помешало восприятию интереснейшей по постановке программы, вокруг которой в ожидании сезона было сломано столько копий. Возможно, как раз это не позволило Петру накатать программу в достаточной степени. Сам фигурист пытался отшутиться, сказав в эфире первого канала:
«Люблю иногда завалить короткую, многие так любят, чтобы потом попытаться выкарабкаться».
Но факт остаётся фактом: дебют Гуменника с «Раммштайном» на соревновательной сцене вышел провальным.
Объяснения в стиле «Парни просто не привыкли кататься так рано» здесь годятся плохо. Короткая программа — это дисциплина, которую профессиональный спортсмен обязан уметь катать в любое время суток. Если конечно же он ставит перед собой сколь-нибудь высокие цели.
Понятно, что рубеж в сто баллов, которого в Красноярске второй раз в своей карьере достиг Алиев, результат элитный. Но перед глазами полезно иметь именно этот ориентир. Совершенно нормальный, по словам бронзового призёра ЧМ-2011 Артура Гачинского, при хорошем прокате программы с двумя четверными прыжками. Гачинский, правда, добавил, что прыжки должны быть «сложными», имея в виду лутц, флип или риттбергер, но в Красноярске, Алиев справился с задачей, имея в арсенале не слишком сложные по нынешним временам тулуп и сальхов. Самарин ограничился одним четверным, но тоже набрал весьма добротную сумму (93,92).
Открытием турнира стал 18-летний Фёдор Зонов, благодаря которому мы снова увидели у борта серьёзных мужских соревнований Валентину Чеботарёву. Питерский фигурист запомнился тем же самым, что и Михаил Коляда, который стал вторым на чемпионате России-2015 под руководством того же тренера: прекрасным владением коньком, лёгкостью скольжения и очень качественной прыжковой техникой. В соревнованиях Зонов справился с прыжками не слишком хорошо (упал с четверного риттбергера и сделал каскад через тройки), но пока ещё это можно списывать на дебют, чрезмерное волнение и недостаток опыта. Фигурист и сам подытожил в микст-зоне:
«Удивлен, что в тройке. Я ведь еще и откатался не чисто. Полная неожиданность! Это мой первый этап Гран-при, новые эмоции, на юниорских турнирах нет такого количества зрителей. Ошибка была обидная, завтра будем исправлять»
В турнире спортивных пар уровень предстоящей конкуренции стал очевиден уже с первой разминки, которую замыкали Ясмина Кадырова и Валерий Колесов. Тренер пары Тамара Москвина в Красноярск не приехала, но присутствие легендарного специалиста чувствовалось как в чистоте исполнения, так и во множестве чисто москвинских «фишечек», создающих внутри программы совершенно особенное настроение.
По настоянию Москвиной фигуристы поменяли музыку к программе — заменили тему из «50 оттенков серого» на саундрек из «Шоу Трумэна». По общей сумме баллов Кадырова/Колесов расположились на третьем месте, незначительно пропустив вперёд Александру Бойкову/Дмитрия Козловского и Елизавету Осокину/Артёма Грицаенко.
Волей жребия эти две пары выступали друг за другом, и выглядело абсолютнейшей нелепицей то, что и те, и другие катают в этом сезоне одну и ту же музыкальную композицию — «Богемию» Шарля Азнавура. Подобные прецеденты в фигурном катании не редкость, просто в конкретном случае это выглядело странным: оба дуэта провели значительную часть предсезонной подготовки под контролем Павла Слюсаренко (то есть, должны были быть прекрасно осведомлены, у кого какие постановки), затем Осокина/Грицаенко уехали с тренером в Пермь, в то время как Бойкова/Козловский остались в школе «Хрустального» под присмотром целого букета специалистов во главе с Этери Тутберидзе.
Совпадение музыкального выбора в короткой программе особенно опасно: здесь все элементы одинаковы, расположены зачастую в одном и том же порядке, и очень велик риск, что сравнение (а сравнивать начнут непременно) окажется не в твою пользу.
Примерно так и получилось: Бойкова упала с тройного риттбергера, соответственно, из программы тут же ушло настроение, и отличнейший, с очень качественными элементами прокат Осокиной/Грицаенко (они катались сразу после) засиял на этом фоне особенно ярко. Иносказательно говоря, в субботу тренер Слюсаренко объективно уложил компанию «Хрустального» на лопатки.
Экс-чемпионов Европы спасла вторая оценка, благодаря чему они остались первыми, но, положа руку на сердце, лидерство ни по какому критерию не выглядело однозначным. Собственно, сама Александра постфактум назвала собственную ошибку непростительной:
«Это было плохо, прямо скажем. Готовы мы были хорошо, и такая непростительная ошибка с моей стороны. Надеюсь, будем ее избегать».
Из тех, кто расположился за пределами первой тройки, стоит отметить Таисию Собинину/Дениса Ходыкина, для которых старт в Красноярске стал первым совместным выступлением в карьере. На оценки, реально отражающие качество элементов и катания, пара по мнению судей ещё не наработала, фигуристов отсудили по самой нижней планке, но обращать на это внимание в контексте первого турнира сезона точно не стоит: подобное так или иначе происходит со всеми, кто только начинает карьеру.
Начало женского турнира предваряло официальное открытие соревнований с участием в числе прочих Алины Загитовой и, надо сказать, что олимпийской чемпионки Пхенчхана в подобной форме вполне могла бы не затеряться на фоне фаворитов этапа. Сама Алина, разумеется, может расценивать это, как комплимент, хотя на самом деле нельзя не замечать, что общий уровень девичьих выступлений даже на тех этапах, где выступают реально сильнейшие, в этом сезоне ниже ожидаемого, причём, «сыпаться» из-за травм и, соответственно, недостаточной готовности, начали даже самые юные.
Тем, кто постарше, это дало надежду на то, что не всё ещё в этой жизни потеряно. В Красноярске сразу двое таких спортсменок — Майя Хромых и Анна Фролова получили шанс бороться за победу.
После первой разминки впору было пошутить: если в короткой программе «Там нет меня» подразумевалось отсутствие Фроловой в группе сильнейших, то это недоразумение исправлено. С результатом 70,75 фигуристка очень уверенно вышла в лидеры.
Если вывести за скобки Аделию Петросян с её тройным акселем и двумя победами на предыдущих этапах, никто из остальных российских одиночниц пока не идёт на то, чтобы исполнять в короткой программе что-то более сложное, нежели каскад из тройного лутца и тройного тулупа. Каскад из флипа с риттбергером стоял в предварительной заявке Софьи Чаплыгиной, но в прокате спортсменка с ним не справилась.
Почему не всегда бывает оправдана сложность, объяснила известная в недавнем прошлом одиночница, четырёхкратный призёр чемпионатов Европы Виктория Буцаева, выступавшая под фамилией Волчкова.
«Прыгнуть вторым прыжком тулуп можно с любого приземления. А вот риттбергер уже не сделаешь. И значит, останешься вообще без каскада — если речь идёт о короткой программе. В произвольной каскады 3+3 мы, как правило, убираем во вторую половину, и на усталости такое сочетание прыжков тоже становится проблемным».
Любопытно, что каскад «лутц-риттбергер» в отменном параллельном исполнении за день до красноярского старта показали Александра Трусова и Софья Самоделкина, выступая в шоу. Обе фигуристки ещё год назад тренировались у Светланы Соколовской, затем обе ушли в свободное плавание (первая — от усталости и недостатка мотивации, вторая — в ожидании права выступать за другую страну). А у тренера на первый план вышли две другие спортсменки — Елизавета Куликова и Софья Важнова.
Куликова проиграла лидеру всего 2,57 и вполне заслужила бы приз «Дебют турнира», если бы не выступающая следом 15-летняя малышка Мария Агаева с высоченными, а, главное, безошибочными прыжками. На этапе в Омске эта фигуристка впервые в жизни попала на подиум, разделив его с Аделией Петросян и Алиной Горбачёвой, а в Красноярске не позволила Фроловой удержаться на первой позиции, хотя разница в результатах двух спортсменок вышла микроскопической — 0,16.
Внести коррективы в эту расстановку не получилось ни у Вероники Яметовой, ни у Хромых — обе остались за пределами тройки.
Самым драматическим моментом танцевального турнира стали не сами соревнования с предсказуемым превосходством Александры Степановой/Ивана Букина (они лидируют с преимуществом в 7,65), а разминка, в ходе которой Елизавета Шанаева врезалась в Аннабель Морозов, порезав коньком лодыжку соперницы. К сожалению, ситуация уже не позволяла как-то обезболить травму, и это во многом предопределило результат. После ритм-танца разница между вторым и третьим местом составляет 3,48 в пользу дуэта Шанаева/Павел Дрозд.
|