ЛЕДОВЫЙ «ОСКАР»:
Характер Муравьёвой, дебют Дикиджи и программа Гуменника
|
|
Фото © Александр Вильф
Челябинск. Пётр Гуменник |
24 декабря 2023
Чемпионат России, завершившийся в воскресенье в Челябинске за считаные дни до Нового года , стал хорошим поводом несколько отвлечься от оценок и результатов и раздать заслуженные «подарки» — номинации лучшим из лучших. Причём, наш список, в сравнении с международным стандартом, вышел несколько более расширенным.
Самый ценный фигурист — Анастасия Мишина/Александр Галлямов
Претендентов на главную номинацию сезона было сразу трое: Аделия Петросян, которая выиграла в этом сезоне два этапа Гран-при России и впервые стала чемпионкой страны, Пётр Гуменник, набравший в этом сезоне гроссмейстерскую (300,66) сумму баллов в Самаре победивший в Челябинске в произвольной программе, и экс-чемпионы мира в парном катании, которые, собственно, и побеждают в номинации.
Во-первых, это сохраняет столь модное ныне гендерное равновесие. Во-вторых, если отбросить шутки в сторону, Мишина и Галлямов победили во всех основных стартах сезона, где участвовали (два этапа Гран-при и национальный чемпионат), причём каждый раз их результат оказывался выше предыдущего. Было бы не совсем верно написать, что это единственная пара, у которой в трёх турнирах не случилось ни одного заминусованного элемента: на этапе Гран-при в Омске фигуристы начали прокат с обнулённого тройного сальхова. Но ошибка выглядела настолько одиозной, что лишь подчёркивала абсолютную надёжность пары: отсутствие в программе дорогостоящего прыжка не помешала Насте и Александру оставить даже тот прокат за собой.
Лучший тренер — Олег Татауров
По логике лучшим наставником года следовало бы признать того, кто привёл к победам наиболее ценного фигуриста. То есть, Тамару Москвину. Или её партнёра по спортивным выступлениям, выдающегося специалиста Алексея Мишина, чей ученик Евгений Семененко выиграл мужской турнир. Но как тогда оценить вклад Артура Минчука, работающего вместе с Москвиной с чемпионской парой, или Татьяны Мишиной, вложившей в подготовку Семененко ничуть не меньше усилий, нежели супруг?
В минус Мишину можно занести и тот факт, что сразу два его спортсмена — Матвей Ветлугин и Глеб Лутфуллин — на чемпионате откровенно провалились. Поэтому номинация достаётся Олегу Татаурову, выдавшему в этом сезоне невероятный тренерский результат с Владиславом Дикиджи.
На упрёки в отсутствии у подопечного какой-то особенной выразительности тренер объяснил: задачей в первом полноценном взрослом сезоне было ввести в обе программы четверные прыжки (общим числом пять) и постараться с ними справиться. Соответственно на трёх стартах сезона Дикиджи показал уникальный для новичка результат — 15 раз исполнил свои квады, не сорвав ни одного из них. Он выиграл два этапа Гран-при и стал в Челябинске вторым из-за достаточно нелепой ошибки в конце программы — всего лишь одинарного акселя в секвенции с тройным лутцем. Но резко пресёк попытку журналистов высказать на этот счёт соболезнования: «Проиграл? Значит, так и должно быть!»
Тоже в определённом смысле штрих к портрету тренера, кстати.
Лучший хореограф — Даниил Глейхенгауз
Тот самый случай, когда хореограф получает приз не по совокупности заслуг (как мог бы получить её Сергей Плишкин за удивительно запоминающуюся работу с тремя пермскими парами Павла Слюсаренко), а за совершенно конкретную постановку. «Дориан Грей» Петра Гуменника — совершенно выдающееся творение Глейхенгауза, очень своевременно разглядевшего в фигуристе именно этот образ и попавший с ним в «десятку».
Понятно, что в восприятии программы всегда велика роль самого фигуриста. Пётр настолько органично важился в предложенную ему канву литературного героя, что порой было совершенно невозможно понять, где в этой программе сам Гуменник, а где — Дориан Грей. Но всё это лишний раз говорит о том, что предложенный хореографом образ сел на спортсмена, как влитой.
Лучшая программа — Пётр Гуменник
Не удивляйтесь, но это всё тот же «Дориан Грей». Наверное, не совсем правильно дважды отмечать одну и ту же постановку, но на самом деле в этой номинации речь уже не о работе постановщика и не о программе, как таковой. А о способности фигуриста преподнести свой прокат публике, причём в совершенно шедевральном исполнении.
В мужском катании с тремя четверными прыжками, двумя тройными акселями и остальным прыжковым «фаршем» это крайне непростая задача. Но с ней ученик Вероники Дайнеко справился блистательно: ни одного непродуманного шага, ни одной секунды на льду, когда спортсмен выпал бы из образа. Так что программу можно смело заносить в Золотой фонд отечественных постановок — никого другого из российских фигуристов-одиночников в этой категории нельзя поставить рядом.
Однако если говорить о других дисциплинах, в тройку номинантов я бы включила Ксению Синицыну с её упомрачительной произвольной Quizas— Quizas— Quizas (хореографы Мария Касумова и Илона Протасеня), а также танцевальный дуэт в составе Варвары Ждановой и Тимура Бабаева-Смирнова.
Подопечные Ксении Румянцевой и Екатерины Волобуевой заняли всего лишь восьмое место, но их ритм-танец в индийском стиле и ещё в большей степени — произвольная постановка «Севильский цирюльник» по музыкальности, танцевальности и количеству интересных технических «фишечек» превзошли очень многие дуэты из тех, кто в протоколе оказался выше.
Лучший костюм – Светлана Гачинская («Дориан Грей»)
Бог любит троицу, так что ещё раз «Дориан Грей».
Когда в фигурном катании только родилась традиция награждать специальными призами наиболее отличившихся, выдающаяся художница и модельер Нателла Абдуллаева сильно расстраивалась по тому поводу, что награды за лучший костюм вручаются фигуристам, а не тем, кто разработал и реализовал идею.
Исправляем эту оплошность. Задумку наряда к произвольной программе предложил всё тот же Даниил Глейхенгауз, а воплотила её, причём, совершенно блистательно, Светлана Гачинская — мама известного в недавнем прошлом фигуриста, а ныне тренера Артура Гачинского.
При выраженном и очень пристальном внимании к деталям (богатое сочетание цветовой палитры, имитация разбитого зеркала в аппликации, ассиметричный, тонко- кружевной манжет на левой руке), костюм создаёт настроение, но совершенно не отвлекает от катания. Как и хореографический образ, он идеально соответствует настроению и стилю героя, причём в данном случае речь не о мифическом Дориане, а о Петре: достаточно вспомнить, что в очень схожем по стилю одеянии фигурист предстал перед публикой на официальной церемонии жеребьёвки.
Словом, «упаковка» постановки получилась не менее яркой, чем выдающееся исполнение.
Открытие сезона — Владислав Дикиджи
Появление этого фигуриста в стане сильнейших не назвать дебютным. Формально Дикиджи уже принимал участие во взрослом чемпионате страны в декабре 2021 года в Санкт-Петербурге. Более того, если вести речь о наиболее ярком дебюте чемпионата, в номинанты скорее просятся Алёна Косторная с Георгием Куницей, вставшие в пару считанные месяцы назад, и сумевшие показать пятый результат в произвольной программе.
Но истинным открытием сезона стал всё же подопечный Олега Татаурова. За внешним обликом мальчика из «Тик-тока», которому совершенно не требуются коньки, чтобы собирать миллионы просмотров, стоит незаурядный технический бэкграунд. Всего лишь одна деталь: именно этот фигурист стал в нынешнем сезоне автором абсолютно лучшего по исполнению четверного прыжка. В короткой программе шестого этапа Гран-при России Владиславу за четверной лутц начислили 15,64, а в Челябинске при более строгом, как и полагается на национальном первенстве, судействе, этот же прыжок был оценен арбитрами в 15,28.
Подобный прыжковый талант, как ни крути, солидный аргумент в пользу того, что Дикиджи способен не только побеждать, но и повторить в перспективе достижение Ильи Малинина — собрать в программе все существующие четверные прыжки, включая аксель. Чего и желаем.
Возвращение года — Александра Степанова
В марте этого года трёхкратная (уже) чемпионка России родила дочь, в связи с чем пропустила весь предыдущий сезон, но уже в сентябре радовала болельщиков почти безупречной физической формой. В этом плане Саша заметно превзошла своего партнёра Ивана Букина, который провёл прошлый год в телевизионном проекте, где сильно подрастерял кондиции. И до сих пор с переменным успехом пытается довести их до идеальных.
Возвращение пары в обойму соревнований произошло уже под руководством другого тренера: от Ирины Жук и Александра Свинина танцоры перешли к Александру Жулину. При том, что столь быстрые возвращения фигуристок в строй — нечастое явление в спорте, говорить о каком-то качественном скачке, связанном с переходом в новый тренерский штаб пока рано: в Челябинске Степанова и Букин победили с танцем, который был им поставлен ещё в «прошлой» жизни.
Отчасти поэтому Жулин на этот раз не рассматривается в тренерской номинации, несмотря на то, что представил на чемпионате страны наибольшее количество дуэтов
Характер года — Софья Муравьёва
Пойти на главном для себя старте на сложнейший прыжок, который до этого упорно не получался в соревнованиях и не слишком поддавался в тренировках — это, безусловно, поступок. Я про новую вице-чемпионку страны Софью Муравьёву и её тройной аксель.
В равной степени на номинацию могла бы претендовать Аделия Петросян: способность этой спортсменки завалить в произвольной программе первый из четверных прыжков, но блистательно собраться на исполнение всех прочих элементов программы — отдельное и очень ценное качество характера, но наш выбор всё-таки падает на Муравьёву.
Подопечная Евгения Плющенко всего на год старше нынешней чемпионки России, но один год в этом возрасте иногда выглядит пропастью. Сохранять сложнейшие прыжки при уже взрослом телосложении, равно как и сохранять холодную голову и умение держать под контролем каждую секунду программы — это совершенно особенное качество, которым обладают далеко не все фигуристки.
Соне это удалось в Челябинске блестяще. При том, что сама она наверняка понимала: в компании таких соперниц, как Петросян и Камила Валиева рассчитывать на какое бы то ни было судейское снисхождение в случае ошибки не приходится.
По сути, она совершенно сознательно пошла ва-банк. И этот шаг оправдал себя.
Разочарование года — Марк Кондратюк
Здесь точно стоит поставить плачущий смайлик, поскольку речь идет не просто о фигуристе, а о человеке, который в момент влюбил в себя страну в олимпийском сезоне два года назад, наотмашь выступив сначала в чемпионате Европы, а затем и в олимпийском команднике Пекина. Именно Кондратюк открывал те соревнования, именно на нём лежала негласная обязанность создать всем участникам российской команды победное настроение, и, надо сказать, с задачей он справился блестяще.
Как раз после тех выступлений Светлана Соколовская сказала об ученике: мол, у Марка появилось очень много персональных поклонников. И разве не цель — продолжать их радовать?
Возможно, импульсивному и очень сильно зависящему от собственного настроения фигуристу перестало хватать мотивации. Возможно, его слишком увлекли многочисленные шоу и прочие мероприятия. Но на льду челябинского «Трактора» чемпион Европы порой выглядел, как человек, которому среди ночи вдруг включили яркий свет, а, вскочив с кровати, он вдруг обнаружил, что под ногами не паркет, а лёд.
10-е место Кондратюка в чемпионате страны особенно обидно ещё и потому, что в порядком минорной общей картине двух выступлений порой проскакивали яркие ностальгические всполохи. Например, прекрасно выполненные в произвольной программе два первых четверных прыжка, включая наиболее сложный — лутц.
Лучший комментатор — Татьяна Тарасова
Вернувшись в эфир после значительного перерыва, Татьяна Анатольевна заставила всех почувствовать, до какой степени соревнованиям не хватало именно такого комментатора: знающего, независимого, эмоционального, умеющего разобрать любой элемент по косточкам, и, что важно, готового предметно аргументировать любое из собственных критических замечаний.
Довольно показательным стал воскресный рейс из Челябинска в Москву, когда чуть ли не каждый второй пассажир, заходя в самолёт, притормаживал возле сидящей в первом салоне Тарасовой, чтобы высказать легенде фигурного катания слова благодарности за её работу на чемпионате.
Примечательно, что творческий бенефис Татьяны Анатольевны на комментаторской позиции стал чистой воды импровизацией — прямым следствием того, что Михаил Коляда и Никита Кацалапов оказались заняты в сроки чемпионата в новогодних спектаклях, а Максиму Транькову и Алексею Тихонову приходилось отвлекаться на подготовку к выступлениям Александры Бойковой/Дмитрия Козловского.
Человек года — Оксана Домнина
В номинации Международного союза конькобежцев есть отдельный приз, который вручается за особые достижения — человеку, ставшему ролевой моделью для мира фигурного катания. Чем больше думаю под конец года о героях, поступках и событиях, тем отчётливее понимаю, что Человек года — это не Роман Костомаров, при всей к нему любви, уважении и восхищении, а его жена Оксана Домнина. Не предавшая, не сломавшаяся, не усомнившаяся ни на миг. Именно она и только она вытащила Романа из небытия в жизнь, и никто не убедит меня в обратном.
Восхищаюсь и преклоняюсь. Честно...
|