ОТСУТСТВИЕ ПРОГРЕССА И РАЗДРАЖИТЕЛЕЙ
|
|
Фото © Александр Вильф
Алёна Косторная и Георгий Куница |
19 сентября 2023
Удивительная штука: контрольных прокатов фигуристов сборной России журналисты ждали в этом сезоне, как дети ждут в декабре наступления Рождества и Нового года, но уже в субботу вечером общая тональность лучше всего передавалась фразой: «Где бы взять сил, чтобы пережить ещё один день?»
Это вопрос не к фигуристам. В большей степени — к формату. Задача у телевидения изначально была непростой: превратить в шоу очень нервное и ответственное для фигуристов мероприятие. В итоге что-то получилось, что-то — категорически нет.
На конферанс и интервью-перебивки между выступлениями участников ушло за два дня почти три часа времени. Подобная шоу-находка, назовём это так, была бы оправдана лишь в одном случае: если бы эта часть программы по своему качественному уровню не уступала тому, что происходит на льду. В итоге зрители получили совсем другое. Причём если с уровнем комментаторской работы Алины Загитовой поклонники фигурного катания уже давно смирились, то в отношении Максима Транькова было даже не разочарование, а глубокое сожаление: для человека, способного блистательно комментировать соревнования, вести интервью и быть органичным в кадре, не придумали ничего лучшего, нежели отрабатывать под суфлёра штампованные фразы и несмешные шутки. При отвратительном качестве акустики, к тому же.
Нужно ли вообще превращать в шоу чисто рабочее предсезонное мероприятие? Тоже непростой вопрос. Кататься при зрителях в «Мегаспорте» определённо лучше и полезнее для фигуристов, нежели демонстрировать программы на закрытом катке подмосковного Новогорска. Но если это всё-таки шоу, оно (с учётом количества тех, кто в нём учиствует) должно быть максимально динамичным и компактным и, возможно, подразумевать хотя бы символические призы и гонорары для тех, кто катается. Не ради денег, как таковых. Просто в ситуации, когда мотивация большинства спортсменов стремится к нулю, надо использовать любые доступные возможности добавить выступлениям азарта и позитива.
Понятно, что на любые критические замечания всегда находится аргумент: «Не нравится — не смотри», но парадокс в том, что часть двухдневного зрелища получилась по-настоящему высококлассной. Я про парное катание, ставшее иллюстрацией того, что всё всегда происходит к лучшему.
Уход Александры Бойковой/Дмитрия Козловского от Тамары Москвиной спровоцировал сразу двойное и очень острое соперничество как ушедших фигуристов с оставшимися, так и их тренеров. К аналогичному эффекту, хоть и не на столь высоком уровне, привело разъединение тренерской бригады наставников Сергея Доброскокова и Сергея Рослякова. Добавьте сюда решение Алёны Косторной/Георгия Куницы встать в пару и включиться в серьёзную борьбу, и можно уже сейчас говорить о том, что эпицентром российского фигурного катания в этом сезоне станет именно этот вид программы. В котором у действующих лиц всё в порядке и с мотивацией, и с постановками, и с настроем на долгосрочную работу.
Об одиночниках этого не скажешь. Дело здесь даже не в степени готовности. Контрольные прокаты никогда не подразумевали максимальной физической формы, но почти всегда позволяли увидеть и оценить прогресс, которого те или иные спортсмены сумели добиться за несколько месяцев межсезонья. Неважно в чём — прыжках, вращениях, катании, презентации.
Самое сильное (от которого прям не отделаться) ощущение по первому дню прокатов — что никто, кроме спортивных пар, к сезону толком не готов. Ни танцоры, ни одиночники. Понятно, что до первого этапа Гран-при России ещё целый месяц, что сезон длинный и не время, но вот всё-таки совершенно не случайно сезону Гран-при в международном календаре предшествует целая россыпь «бэшек», на которых серьёзные спортсмены катаются уже абсолютно по-взрослому.
Смотришь, как на одном из таких турниров Илья Малинин тащит короткую программу на 100 с лишним баллов, и понимаешь, что это какой-то совершенно иной уровень. Не прыжков — сознания. Отношения к себе, к тому, что и как ты делаешь. Видно, как человек прибавил, хотя точно так же видно, что программа по большому счёту толком не накатана. Что от этой своей сотни баллов (абсолютно заслуженной, к слову) Илья по ходу сезона будет карабкаться ещё выше.
Применительно к российским парням пока радует одно : базовый технический уровень нынешнего поколения одиночников выглядит настолько ровно и качественно, что непременно должен хорошенько вытолкнуть кого-то наверх, причём не на один сезон.
Выделить кого-то одного в «Мегаспорте» оказалось непросто. Возможно, сказалось, что вторую половину прошлого сезона, да и часть лета, многие провели в формате разнообразных шоу и начинают набирать кондиции только сейчас. К тому же выдерживать второй подряд сезон, не имея реальной перспективы вернуться на международный лёд — тоже испытание не из простых, у кого угодно могут опуститься руки.
Но факт остаётся фактом: когда нет прогресса, начинается стагнация.
Давайте попробуем побыть оптимистами. К вопросу допуска российских фигуристов на мировой уровень ISU (Международный союз конькобежцев) намеревался вернуться в октябре. Даже если допустить, что решение окажется позитивным, оно будет означать, что первая половина международного сезона по-прежнему пройдёт без россиян, а количество квот на главные старты сократится для России до минимальной. Кого из мужчин-одиночников можно отправить добывать эти квоты, при том, что едва ли не все, кто выступал в «Мегаспорте», сейчас выглядят хуже себя прошлогодних?
То же самое можно сказать о девочках, хотя в этой дисциплине у нас пока ещё есть некоторая подушка безопасности под названием «четверные прыжки». На прокатах их показали только Вероника Жилина и Аделия Петросян, но совершенно очевидно, что по ходу розыгрыша отечественного Гран-при, на этот максимум начнут замахиваться и другие.
А ещё в «Мегаспорте» было очень сложно не думать о том, что российскому женскому катанию сейчас больше всего не хватает по-настоящему харизматичного, заряженного на выступления лидера-раздражителя, способного взбудоражить компанию, завести её на борьбу. Такого, каким совсем недавно была Александра Трусова.
Собственно, уход этой фигуристки со сцены — и есть главная потеря нынешнего сезона. Камила Валиева в своём нынешнем состоянии с этой ролью пока ещё не справляется.
|