Елена Вайцеховская о спорте и его звездах. Интервью, очерки и комментарии разных лет
Главная
От автора
Вокруг спорта
Комментарии
Водные виды спорта
Гимнастика
Единоборства
Игры
Легкая атлетика
Лыжный спорт
Технические виды
Фигурное катание
Футбол
Хоккей
Олимпийские игры
От А до Я...
Материалы по годам...
Translations
Авторский раздел
COOLинария
Telegram
Блог

Фигурное катание - Чемпионат мира - 2021(Стокгольм, Швеция)

ПОЛЁТЫ В КОСМОС:
Как Нейтан Чен стал трёхкратным чемпионом мира

Нейтан Чен
Фото © Александр Вильф
Стокгольм. Нейтан Чен

27 марта 2021

В финале мужского катания американец Нейтан Чен завоевал третий подряд высший мировой титул, опередив дебютанта Юму Кагияму и двукратного олимпийского чемпиогна Юдзуру Ханю. Российские фигуристы Михаил Коляда и Евгений Семененко остановились на пятом и восьмом местах, обеспечив России три олимпийские квоты.

Когда мужчины начали свой заключительный штурм наград чемпионата на «Глобен Арене», в России, Америке, Японии и куче других стран болельщики продолжали активно обсуждать финал предыдущего вечера. И прежде всего — Александру Трусову, юную Русскую ракету, сумевшую стартовать с 12-го места и приземлиться на третьем.

Респондентов штормило от восторгов до полного неприятия, но чем более критично звучали высказывания о том, что катание Трусовой — это голая сложность и ничего больше, тем чаще на ум приходила фраза из известного фильма: «Хорошие сапоги. Надо брать...»

Человеческая память коротка и избирательна. С тех пор, как фигурное катание превратилось в реальный спорт, его начали сотрясать дискуссии: должно ли происходящее на льду оставаться лишь спортом, или это всё-таки высокое искусство, требующее иного отношения и иных критериев оценки.   Хотите примеры? Пожалуйста!

Когда в начале 70-х прошлого века великий стратег Станислав Жук создал в парном катании не менее великую Роднину, чья беспроигрышная серия на чемпионатах Европы, Мира и Олимпийских играх вряд ли когда будет кем-то повторена, её первый партнер Алексей Уланов с раздражением говорил:

«...Я категорически не приемлю, когда балетмейстер, составляя программу, берет из симфонии Моцарта три такта начала, четыре такта главной темы, восемь побочной и 25 - финала. Это варварство. Но это сплошь и рядом практикуется в фигурном катании. И то, что меня вынуждали делать на льду, очень часто казалось просто диким...»

В начале 90-х в мужском одиночном катании появился Элвис Стойко. Ширококостный, коротконогий, невыразительный каратист, но обладающий прекрасной координацией и взрывной силой. На чемпионате мира-1906 в Эдмонтоне Стойко, выступавший в ранге двукратного обладателя высшего мирового титула, завалил короткую программу и в лучшем случае (при идеальном прокате произвольной) мог бы стать только третьим. Тем не менее фигуристу даже не пришло в голову выбросить из произвольной программы какой-либо ультра-сложный элемент. Там же после выступления канадец сказал:

«Хочу дожить в спорте до того момента, когда одним из обязательных элементов короткой программы станет каскад 4+3. Тогда мы и посмотрим, кто есть кто».

Ещё через год Элвис вернул себе титул чемпиона. За несколько месяцев до этого он выиграл финал Гран-при  у Алексея Урманова и Ильи Кулика, но когда я привычно заговорила с Татьяной Тарасовой о том, что канадцу недостает артистизма, тренер резко оборвала:

«Какой, к чёрту, артистизм, когда он ТАК прыгает!»

Те же самые споры велись на Играх-2006 в Турине. Четырёхкратный чемпион мира Курт Браунинг, обладавший феноменальными способностями выражать музыку на льду, сказал тогда перед мужским финалом:

«Плющенко катается, словно плотник, который строит дом. Устанавливает каркас, обшивает его досками, заколачивая гвозди тут и там. В то время как Джонни Вейр и Стефан Ламбьель выглядят скорее как художники, расписывающие свои дома самыми разными красками...»

А потом было награждение, где Плющенко получил золотую медаль, и впору было писать на пьедестале: «Побеждать нужно тем, что ты умеешь делать лучше, чем остальные»

О выступлении Трусовой в Стокгольме Тарасова высказалась без восторга. Заметила, что не понимает, зачем было нужно идти на подобную сложность в финале. И добавила: «Она (Саша) делает неразумные вещи. Ей не нужно прыгать пять четверных прыжков».

В 2013-м та же Тарасова, под началом  которой тогда с пятью четверными прыжками в двух программах катался Максим Ковтун, говорила иное:

«Молодые должны рисковать и идти вперед. Это единственный путь сделать себе имя. Никаким другим образом фигурное катание вперед не продвинешь...»

Возможно, что применительно к нынешней ситуации тренер просто озвучила собственное желание увидеть в исполнении Трусовой чистый и красивый прокат. Для этого, возможно, Саше и стоило пожертвовать сложностью, но не стоит забывать о том, что она каталась первой в предпоследней разминке, впереди всех, кто сохранял шансы её обойти, и была просто вынуждена идти ва-банк, что полностью оправдало себя. Что до неудачных приземлений — ну так даже величайший из величайших катальщиков мира Юдзуру Ханю победил в своей первой  Олимпиаде в 2014-м с двумя падениями, завалившись  с четверного сальхова и тройного флипа. Никто не застрахован, как говорится.

Если рассуждать глобально, отвлекаясь от сиюминутных результатов, Трусова делает в женском одиночном катании ровно то же, что пару лет назад начал делать в мужском Нейтан Чен, первым освоивший и выполнивший в программе весь существующий набор четверных. Они оба таранят закостенелые рамки человеческой психологии, как бы говоря: «Ребята, это возможно! Надо просто очень сильно захотеть»

Чен, правда, при этом еще и выигрывает, но тоже не всегда. Чего стоит неудача американца на Играх в Пхенчхане, где парню втемяшилось во чтобы то ни стало вписать в короткую программу два наиболее сложных четверных прыжка — лутц и флип. В результате он упал с первого прыжка, по ходу заменил флип более простым тулупом, но рухнул и с него, и «заполировал» всё это срывом тройного акселя, улетев на 17-е место.

Ну а сейчас можно говорить о том, что именно благодаря Чену  мы наблюдаем в мужском катании целую россыпь сложных четверных прыжков. Любого фигуриста мира тот же Юдзуру Ханю способен победить, имея в арсенале лишь пару четверных. Но есть Чен, который уже дежурно прыгает в своей произвольной программе пять четверных, поэтому Ханю вынужден лезть в плане сложности выше головы. А что может быть интереснее в спортивном поединке, чем ситуация, когда два великих мастера выясняют, кто из них сильнее?

Никто другой в это противостояние в субботу вмешаться был не должен. После того, как Чен откатал произвольную программу, получив за нее 222,03 (лучше он катался только в финале Гран-при в декабре 2019-го - 224,92) , он предсказуемо возглавил ход соревнований, опередив ближайшего к нему соперника на 43,44. Почти на 30 баллов отстал от американца опередивший егог в короткой программе Юма Кагияма. Там же позади, но с чувством выполненной задачи по завоеванию квот на Пекин-2022 с четвёртым и седьмым результатами расположились Михаил Коляда и Евгений Семененко. Оставалось дождаться Ханю, перед которым стояла одна из сложнейших задач: кататься после того, как соперник получил на твоих глазах запредельные баллы.

Мог ли двукратный олимпийский чемпион в этот день соперничать с Ченом? При равных исходных позициях, наверное, всё же нет. Но поскольку после короткой программы Ханю и Чена разделяли восемь с небольшим баллов, вариант, при котором японец вернул бы себе титул был вполне возможен. Но случилась помарка в четверном риттбергере, затем — гораздо более грубая ошибка в сальхове, в тройном акселе, и говорить о каком бы то ни было соперничестве говорить уже не приходилось. В части интерпретации Ханю уступил чемпиону 3,72, хотя на предыдущем чемпионате мира проиграв Чену техникой,  опередил его в части компонентов более чем на балл.

 

 

 


 

© Елена Вайцеховская, 2003
Размещение материалов на других сайтах возможно со ссылкой на авторство и www.velena.ru