Анастасия Мишина и Александр Галлямов:
ФЕНОМЕНАЛЬНЫЙ ДЕБЮТ |
|
Фото © Александр Вильф
Стокгольм. Анастасия Мишина и Александр Галлямов |
25 марта 2021
Анастасия Мишина и Александр Галлямов выиграли турнир спортивных пар на чемпионате мира в Стокгольме. Занимавший третье место после короткой программы российский дуэт безошибочно откатал произвольную и обошёл не только именитых китайцев Суй Вэньцзин и Хань Цуня, но и соотечественников Александру Бойкову и Дмитрия Козловского.
Вечерняя «Глобен-Арена» — зрелище завораживающее. Громадный круглый купол, подсвеченный космическим синим цветом с иллюминаторами окон по экватору как бы по умолчанию подразумевает: внутри обязательно должно происходить что-то невероятное, нездешнее, из другой жизни.
Таким, собственно, и получился первый мировой чемпионат ковид-сезона. Красивым и крайне странным по ощущениям. С затянутым строгой синей тканью нижним ярусом трибун, чтобы фоном выступлений сильнейших фигуристов мира не маячили пустые красные кресла.
А ещё это, наверное, первый чемпионат в истории, где спортсменам аплодируют даже немногие аккредитованные на мероприятии журналисты: слишком остро ощущается чувство несправедливости: на льду творят историю выдающиеся мастера, и никто не видит этого своими глазами.
Может ли компенсировать это телевизионный показ? Когда-нибудь это наверняка произойдёт. Появятся новые технологии, позволяющие выводить на экран множество интересных данных типа скорости скольжения и вращений, высоты выбросов и подкрутов, а, так же, всего прочего, что можно выжать из спортивного состязания. Пока же телевизионная картинка в большинстве случаев просто суррогат, лишь частично передающий впечатление живого катания.
Но так ли уж нужны зрители? От тех, кто становится чемпионами, нередко можно услышать, что мгновение, когда зал встаёт в едином порыве и аплодирует стоя, до такой степени эмоционально, что с ним не может сравниться никакая медаль. Парадокс в том, что говорят такое как раз те, кто победил. А вот если задать вопрос проигравшему, что именно он предпочёл бы — победу или овацию, ответ, боюсь, будет очевиден. Иначе говоря, если кто и потерял в Стокгольме от отсутствия зрителей — это точно не те, кто приехал на чемпионат мира биться за медали. Не случайно чемпионка мира-2015 Елизавета Туктамышева, показавшая в среду второй результат в короткой программе, отметила: кататься при пустых трибунах значительно спокойнее.
Не знаю, насколько разделяли точку зрения Лизы двукратные чемпионы Европы Евгения Тарасова и Владимир Морозов, не сумевшие совладать с нервами в короткой программе, но когда на лёд в четверг осиным роем вылетела и мгновенно заполнила всю площадку заключительная группа финалистов, стало как-то враз понятно, что эту компанию вообще не интересует, что происходит вокруг: каждая из пар была способна как завоевать чемпионскую корону, так и вообще не попасть на пьедестал.
Двукратная чемпионка мира в парном катании Меган Дюамель сказала накануне чемпионата мира, оценивая шансы Тарасовой и Морозова, что на её взгляд, этой паре всегда не хватало по-настоящему классных программ. И что сейчас у Жени и Владимира такие программы есть, а, значит, и борьба с фаворитами турнира — китайцами Суй Вэньцзин и Хань Цунем скорее всего будет вестись на равных.
Канадка не могла предположить одного: что в короткой программе Женя сорвёт прыжок и действующих чемпионов России обойдут даже дебютанты мирового первенства Анастасия Мишина/Александр Галлямов, а от лидеров — Александры Бойковой/Дмитрия Козловского — Женя с Владимиром отстанут почти на девять баллов.
«В произвольной программе будем кататься чисто, как умеем, в свое удовольствие. Каких-то ожиданий и надежд больших возлагать не будем, — прокомментировал ситуацию Морозов. Но сохранить победный настрой, не говоря уже о кураже, понимая, что впервые за последние пять лет можно остаться на мировом первенстве вообще без медали, для фигуристов было бы чудом. Наверное, поэтому чуда не случилось: Тарасова совершила вторую грубую ошибку — на этот раз в каскаде прыжков, и первая пара России завершила выступление с результатом 212,76 — слишком низким, чтобы рассчитывать на медаль..
Наиболее кинематографически-красивым конечно же виделся сюжет не с российской, а с китайской победой: по совокупности спортивных заслуг вряд ли кто заслуживал золота в большей степени, нежели Суй Вэньцзин/Хань Цунь, пережившие за свою жизнь столько драм, травм и прочих потрясений, что с лихвой хватило бы на десятерых. Но запас прочности оказался недостаточен: старая, 2019 года программа, которая казалась на мировом первенстве в Шанхае шедевром хореографического искусства, а сейчас заметно потеряла свежесть, плюс два недокрута в прыжковых элементах, и легендарная, харизматичная пара ушла под Мишину и Галлямова. Молодых, по-спортивному наглых, а главное — безошибочных. И стало ясно, что у России уже гарантированно есть первое золото.
Просто в тот момент, когда новички закончили свой прокат, вряд ли кому приходило в голову, что обладателями этого золота станут именно они. С другой стороны, программа под легендарную композицию группы Queen «We Are The Champions» обязывала ко многому.
Когда дебютанты вот так нахрапом врываются в элиту и выигрывают главный трофей, это принято называть прежде всего триумфом тренеров: в этом плане Тамара Москвина и Артур Минчук стали одними из главных героев вечера. Но ровно в такой же степени поздравления могли принимать и прежние наставники фигуристов: Людмила и Николай Великовы, которые в свое время создали один из самых харизматичных дуэтов парного катания — Ксению Столбову/Федора Климова, поставили Настю и Александра в пару и за достаточно короткий срок сделали как раз ту техническую работу, которая считается черновой, но на самом деле создает колоссальный фундамент для прогресса.
Досадным штрихом финала стала бронза чемпионов Европы Бойковой и Козловского: Саша упала с прыжка, оставшись без каскада, затем оступилась на приземлении с выброса. И преимущество в 4,37, завоеванное в короткой программе, уже не спасло.
|