Елена Вайцеховская о спорте и его звездах. Интервью, очерки и комментарии разных лет
Главная
От автора
Вокруг спорта
Комментарии
Водные виды спорта
Гимнастика
Единоборства
Игры
Легкая атлетика
Лыжный спорт
Технические виды
Фигурное катание
Футбол
Хоккей
Олимпийские игры
От А до Я...
Материалы по годам...
Translations
Авторский раздел
COOLинария
Telegram
Блог

Фигурное катание - Чемпионат мира - 2021(Стокгольм, Швеция)
ЗВЁЗДНЫЕ ВОЙНЫ:
Юдзуру Ханю
Фото © Reuters
Стокгольм. Юдзуру Ханю

24 марта 2021

Мужская короткая программа завершилась сенсацией: двукратный чемпион мира Нейтан Чен упал при исполнении четверного прыжка и занимает третью позицию, уступая 8,13 олимпийскому чемпиону Юдзуру Ханю. Вторым, опережая американца на 2,11, идёт 17-летний японский дебютант Юма Кагияма

Профессиональные биатлонные тренеры любят говорить, что успех дела в их виде спорта определяет стрельба стоя. В фигурном катании есть своя лакмусовая бумажка — это короткая программа. Если собираешься жить на ледяной полянке долго и счастливо, короткую программу нужно катать чисто. В точности по четырёхкратному чемпиону мира Курту Браунингу, который в годы расцвета своей карьеры сформулировал основополагающий принцип: «Короткой программой соревнования не выиграть. Но проиграть можно запросто!»

В те времена фигуристы состязались по иной системе оценок, где итоговая позиция фигуриста выводилась по сумме мест и «улетев» в короткой программе за пределы первой тройки, спортсмен почти гарантированно лишался шанса продолжать борьбу за золотую медаль. Сейчас система стала более лояльна, но значимость короткой программы по-прежнему остается высокой. Кроме того, она — то самое первое впечатление, которое невозможно произвести второй раз. Не справился — ярлык непредсказуемого и ненадёжного бойца может прилипнуть надолго, как он прилип в своё время к Михаилу Коляде. На своём первом чемпионате Европы в 2016-м в Братиславе фигурист сорвал два прыжковых элемента из трёх. Год спустя в Остраве сделал «бабочку» вместо тройного акселя, в 2018-м не сделал четверной лутц и каскад, и лишь на четвертый год своей большой международной карьеры сумел собрать всё воедино и установить в короткой программе личное достижение — 100,49, которое не превзошёл до сих пор.  При этом на мировых первенствах у Михаила получалось справляться с собой в короткой программе не в пример лучше.

С переходом к Алексею Мишину Коляда сильно подправил технические огрехи, стал стабильнее, постоянный хореограф группы Татьяна Прокофьева сделала фигуристу превосходную постановку Let's Get Loud, и, казалось бы, личный рекорд должен, наконец, пасть. Но не вышло: в каскаде из четверного и тройного тулупов Михаил не слишком хорошо приземлился после первого прыжка, выполнил второй через «тройку», крутанувшись на одной ноге, и получил за элемент небольшой, но «минус». Общая сумма составила 93,52 — не самый солидный задел, чтобы продолжать борьбу за медали.

Второй спортсмен российской сборной Евгений Семененко справился с программой не хуже Коляды (86,86), но получил за компоненты программы всего 38,06. Для дебюта результат вышел неплохим, но его затмил другой дебютант — третий номер японской сборной и победитель прошлогодних юношеских Олимпийских игр (которые, к счастью, успели разыграть до начала пандемии) Юма Кагияма. 17-летний японец почти на десять баллов превысил личный рекорд, перемахнул за гроссмейстерскую «сотню» (100,96) и отодвинул обоих россиян, поставив под вопрос вероятность попадания Коляды в сильнейшую финальную разминку, которая во все времена считалась в мужском одиночном катании некой вип-зоной мужского катания, уделом избранных.

Этим «избранным», как это уже не раз случалось на других чемпионатах, в Стокгольме негласно предписывалось отыграть роль свиты при двух королях — двукратном олимпийском чемпионе Юдзуру Ханю и двукратном чемпионе мира Нейтане Чене.

Возможно, кто-то посчитает фразу обидной, но от реальности никуда не деться: с тех пор, как американский ученик экс-российского тренера Рафаэля Арутюняна начал свой победный марш в марте 2018-го, все прочие соперники перестали для японца существовать. О Ханю продолжали говорить, как об инопланетянине, способном слышать и интерпретировать музыку совершенно неземной, нездешней пластикой, его тренер Брайан Орсер признавался, что даже он не всегда способен понять, что у спортсмена в голове, Юдзуру же просто рвался быть лучшим. Когда в спортсмене это заложено на генном уровне, не имеют значения ни травмы, ни возраст — просто становится больнее проигрывать и понимать, что уже не всё зависит от тебя.

Есть и психологический аспект: вроде бы всего два года назад мир был убеждён в том, что лишь один спортсмен способен встать вровень с Ханю — это Хавьер Фернандес, но в последние пару лет впору было задуматься о том, что лишь один спортсмен способен состязаться с Ченом. И это — Ханю. Почувствуйте, как говорится, разницу...

Свой лучший результат в короткой программе (111,82) японец показал год с небольшим назад на турнире Четырех континентов в Сеуле. Чен набрал 110,38 парой месяцев раньше — в декабрьском финале Гран-при в Турине. С тех пор эти два фигуриста нигде не пересекались, что делало стокгольмский поединок ещё более интригующим.

Под Let Me Entertain You Ханю поднял в четверг виртуальный зал, грандиозно исполнив все элементы, и, честно говоря, стало отчаянно жаль, что несколько лет своих выступлений двукратный олимпийский чемпион потратил на то, чтобы доводить до инопланетного совершенства одни и те же постановки: Otonal и Балладу Шопена - в короткой программе, и знаменитый Seimei — в произвольной . С точки зрения высокого искусства это, возможно, и было оправдано, но с точки зрения спорта — категорически нет. Слишком силён стереотип: если фигурист, неважно по каким причинам, возвращается к прежним постановкам, значит, ничего лучшего он просто не в состоянии придумать и воплотить на льду. Под сводами «Глобен-Арены» Ханю реабилитировался за всё сразу (106,98).

Сенсация грянула там, где её никто не ждал: Чен, имевший предпоследний стартовый номер, упал с первого же прыжка — четверного лутца, который в предварительной заявке стоял в каскаде с тулупом. А сразу после тройного акселя фигурист чуть не сорвал вращение, получив за него  лишь второй уровень сложности. Словом, отжёг на все деньги, откатившись под Кагияму —98,85. Теоретически, отрыв в восемь с небольшим баллов вполне возможно отыграть. Пока же остается делать ставки.

Интересно, видел ли это Браунинг?

 

 

  
 

 


 

© Елена Вайцеховская, 2003
Размещение материалов на других сайтах возможно со ссылкой на авторство и www.velena.ru