Елена Вайцеховская о спорте и его звездах. Интервью, очерки и комментарии разных лет
Главная
От автора
Вокруг спорта
Комментарии
Водные виды спорта
Гимнастика
Единоборства
Игры
Легкая атлетика
Лыжный спорт
Технические виды
Фигурное катание
Футбол
Хоккей
Олимпийские игры
От А до Я...
Материалы по годам...
Translations
Авторский раздел
COOLинария
Telegram
Блог

Фигурное катание - Чемпионат России 2021/22 (Санкт-Петербург)
СРЫВ ТРУСОВОЙ, ДРАМА ТУКТАМЫШЕВОЙ
И ПРЕВОСХОДСТВО ВАЛИЕВОЙ
Елизавета Туктамышева
Фото © Александр Вильф
Санкт-Петербург. Елизавета Туктамышева

24 декабря 2021

Камила Валиева не оставила шансов соперницам в короткой программе на чемпионате России по фигурному катанию в Санкт-Петербурге. Она набрала 90,38 балла и создала внушительный задел, позволивший ей оторваться от основных преследовательниц в лице Анны Щербаковой и Софьи Муравьёвой. А вот Александра Трусова и Елизавета Туктамышева потерпели неудачу — обе упали с тройных акселей и всерьёз осложнили себе жизнь в борьбе за путёвку на Олимпийские игры.

Предвкушение первого девичьего выхода начало накалять атмосферу «Юбилейного» задолго до начала соревнований. Необычным в этом турнире было всё, начиная с первого стартового номера Камилы Валиевой. Жеребьевка вообще сложилась причудливо: в первой группе значились Валиева, Софья Самоделкина и Александра Трусова, все с тройными акселями, то есть, предельно заряженные на битву. Во второй шестёрке расположились чемпионки мира Анна Щербакова и Елизавета Туктамышева, плюс Софья Самодурова, хотя причислить к сильнейшим чемпионку Европы-2019 можно было разве что из вежливости: среди всех участниц чемпионата России Самодурова имела самый низкий личный результат, зафиксированный в текущем сезоне.

Ровно для половины спортсменок (из 18-ти) чемпионат стал дебютным, но это было, скорее, второстепенным штрихом. Главная интрига турнира предсказуемо заключалась в том, кто именно из российских одиночниц сумеет завоевать три олимпийских путёвки. В отличие от мужских соревнований, достойных претенденток на заветные вакансии просматривалось так много, что итог женского турнира при любом раскладе можно было уже в пятницу начинать считать трагичным.

Американский танцевальный тренер Игорь Шпильбанд прекрасно объяснил накануне, чем сложна для спортсмена ситуация, когда приходится первым выходить на лёд.

— Первый стартовый номер обычно не очень помогает восприятию. Как и выступлению. Атмосфера в зале не успевает дойти до того уровня, когда это начинает ощущаться в воздухе. Ты выходишь на лёд, а в зале продолжается движение: зрители заходят, ищут свои места, садятся, переговариваются… Хочется воспользоваться энергией зала, а ее нет. Когда один спортсмен хорошо выступает, за ним то же самое делает другой, это рождает и интерес, и азарт, и создает то, что мы называем атмосферой соревнований. Атмосферой, внутри которой свершается что-то необычное и интересное.

Эти слова Шпильбанд говорил в отношении своей танцевальной пары Дианы Дэвис/Глеба Смолкина, которые в четверг открывали программу в ритм-танце и катались там немножко скованно, но Валиевой проклятие первого номера не грозило вовсе: к появлению девушек на льду зал был прилично разогрет подтанцовкой в виде финала парней-одиночников.

Выступление главной российской примы по обыкновению вышло безупречным: запредельная сумма в 90,38 за программу с тройным акселем означала, что Камилу не достанет уже никто и что этого запаса фигуристке хварит даже в том случае, если в произвольном прокате она ограничится одним четверным прыжком. Отчасти недосягаемость была тут же наглядно подтверждена: Самоделкина очень добротно (в части тройного акселя в том числе) и очень проникновенно  выполнила свою программу, почти не уступающую валиевской по базовой сложности, но набрала лишь 76,74.

Первая драма не заставила долго себя ждать: Александра Трусова, вопреки предстартовым намерениям ограничиться в короткой программе двойным акселем, пошла на тройной прыжок и в очередной раз с ним не справилась — упала. Понятно, что имея в произвольной внушительный запас из ультра-си, можно отыграть многое, но уже в пятницу виделась некоторая опасность, что Саша со свойственным ей азартом начнёт в финале отыгрываться, как это происходило не раз, и ничего путного из этого не получится.

Второй тревожный звоночек чуть слышно звякнул после выступления Щербаковой. Правильнее было бы сказать, что прозвенел он чуть раньше, когда совершенно блистательно справилась со своим прокатом (великолепный тройной аксель там тоже имелся)  одна из девяти дебютанток Софья Муравьёва. Она вышла на второе место за Валиевой с результатом 81,87. Щербакова уступила 0,46, но на самом деле разрыв должен был оказаться заметно больше, поскольку юную подопечную Евгения Плющенко судили, как есть, а чемпионке мира при не самом лучшем по скорости и скольжению прокате, без ультра-си и с очень проблемным ребром на тройном лутце (момент отталкивания очень хорошо показали на экране в замедленном повторе) отсыпали более чем щедрые баллы. При этом по базовой технической сложности Анна проиграла Валиевой, Муравьевой, Трусовой и Самоделкиной порядка четырёх баллов.

К счастью для более опытных и взрослых фигуристок, Муравьева не проходит во взрослый сезон по возрасту и, соответственно, даже со своими высоченными баллами не представляла никакой опасности для тех, кто в пятницу вовсю делил на льду питерского катка олимпийские медали.

Судьба любит троицу, и третий пинок от нее получила Туктамышева: её, как и Трусову, подвёл тройной аксель, с которого спортсменка упала. 71,28 — и всего лишь седьмой результат перед финалом. Просто если для Саши всё ещё могло решиться в её пользу в произвольной программе, то олимпийские шансы Лизы стали представляться после сорванного акселя куда более туманными. Хотя третья вакансия по-прежнему остаётся доступной как для одной спортсменки, так и для другой.

Совсем не удалось первое выступление Майе Хромых: помарка и двойной прыжок в каскаде принесли ей лишь девятое место.

Под занавес дня стало известно, что результаты тройки лидеров пересмотрены: Уже после окончания соревнований и послесоревновательной пресс-конференции с Муравьёвой сняли один балл за задержку старта, что позволило Щербаковой подняться на строчку выше. Искать в случившемся какие-то конспирологические теории, рассуждая о том, кому и зачем это было нужно, я не берусь. Возможно, никому и низачем, а просто протупили судьи. Примерно так, как объяснил генеральный директор российской федерации фигурного катания Александр Коган: мол, рефери (76-летний Александр Лакерник) нажал на кнопку снижения, а этот съем не ввелся.

Формально, вроде бы, всё сделано по правилам, но как-то уж слишком топорно. Не случайно ведь в спорте всегда существовало незыблемое правило: любая неочевидная ситуация должна трактоваться в пользу спортсмена. Да и потом, давайте мысленно попытаемся воспроизвести ситуацию: обе спортсменки катаются даже не в заключительной, а во второй группе, после которой объявляется перерыв на заливку льда, то есть, образуется прорва времени на то, чтобы оперативно привести протокол в соответствие. Но этого не происходит. Значит, на судейский косяк (а, точнее, на возможность использовать лазейку и пересмотреть результат) людям, облечённым властью принятия решений, было указано позже. Выражаясь скучным протокольным языком, кем-то был высказан протест, пусть даже неофициальный.

Но дело в том, что протест не может быть рассмотрен с таким опозданием, это раз. А, во-вторых, он не должен подаваться на пересмотр чужой оценки. То есть, как ни крути, ситуация вышла крайне неуклюжей, некрасивой, да и справедливости в ней не было ни на грош.

Ведь суть случившегося заключается совершенно не в том, что человек , ответственный за контроль старта, как-то не так нажал нужную кнопку. А в том, что именно в этом конкретном прокате чемпионка мира оказалась незначительно хуже, чем девочка-ноунейм, за душой у которой нет пока ничего, кроме одной победы на этапе юниорского Гран-при. Подчёркиваю, в этом конкретном прокате, что и было подтверждено оценками за прокат. Так бывает в спорте, и ничего обидного в подобной расстановке нет.

Тем более, что Софья оказалась в короткой программе просто великолепна — по контенту, по технике, по взрослости катания, по умению презентовать себя на льду, по лёгкости исполнения. А выдающийся, несгибаемый боец Аня не столько каталась, сколько билась за собственное выживание. Билась натужно и тяжело — за право устоять в числе сильнейших, не обладая достаточным для этого техническим арсеналом, за право поехать на Олимпиаду, которую она, возможно, заслужила больше, чем кто-то другой.

Просто оценки, тем более текущие, а не итоговые, вряд ли должны отражать критерий «заслужила». И та перестановка, которая в итоге случилась, на самом деле меньше всего была нужна самой Ане.

 

 

 

 

 

 
 

© Елена Вайцеховская, 2003
Размещение материалов на других сайтах возможно со ссылкой на авторство и www.velena.ru