Елена Вайцеховская о спорте и его звездах. Интервью, очерки и комментарии разных лет
Главная
От автора
Вокруг спорта
Комментарии
Водные виды спорта
Гимнастика
Единоборства
Игры
Легкая атлетика
Лыжный спорт
Технические виды
Фигурное катание
Футбол
Хоккей
Олимпийские игры
От А до Я...
Материалы по годам...
Translations
Авторский раздел
COOLинария
Telegram
Блог

Фигурное катание - Гран-при России-2022/23
ПЯТЬ ЧЕТВЕРНЫХ МАЛИНИНА
И СОПЕРНИЧЕСТВО АКАТЬЕВОЙ С ВАЛИЕВОЙ
Софья Акатьева
Фото © Александр Вильф
Москва. Софья Акатьева

24 октября 2022

Стартовые этапы серий Гран-при по фигурному катанию «Золотой конёк Москвы» и Skate America дали достаточно пищи для размышления, несмотря на отсутствие в большинстве видов серьёзной конкуренции. Илья Малинин исполнил сразу пять четверных прыжков, в том числе и аксель, которым долгие годы грезил Юдзуру Ханю. А Софья Акатьева не только представила свои программы лучше Камилы Валиевой, но и не уступила последней в части исполнения элементов и владения коньком

Первый этап российского Гран-при «Золотой конёк Москвы» проходил в «Мегаспорте» ровно в те сроки, что за океаном первый из шести турниров мировой чемпионской серии Skate America и в каждом из четырёх видов программы было, на что посмотреть: в женском турнире выступила и едва не проиграла самая обсуждаемая фигуристка последнего сезона Камила Валиева, в состязаниях спортивных пар совсем юные Наталья Хабибуллина/Илья Княжук опередили вице-чемпионов Игр в Пекине Евгению Тарасову/Владимира Морозова.

Сравнивать результаты «там и здесь» бессмысленно хотя бы потому, что российские судьи по отношению к собственным фаворитам устроили аттракцион невиданной щедрости.

В короткой программе Тарасова и Морозов набрали 86,08, что оказалось более чем на полтора балла выше безупречного олимпийского проката чемпионов пекинских Игр Суй Веньцзин/Хань Цуна. Запредельные для понимания оценки были выданы в короткой программе  Михаилу Коляде, которую фигурист откатал с каскадом, какой по нынешним временам не прыгают даже девочки-юниорки. В произвольной части соревнований то же самое было сделано по отношению к Камиле Валиевой, и даже дебютирующие в новом составе Анабель Морозов/Девид Нарижный (несколько месяцев совместного стажа катания) закончили соревнования с результатом, который позволил бы фигуристам войти в шестёрку на последнем чемпионате мира. Если российская федерация фигурного катания стремилась таким образом показать, как хорошо обстоят дела во вверенном хозяйстве, она просчиталась. Эффект оказался ровно противоположным: объективно неплохой по многим показателям турнир был превращён стараниями арбитров в потёмкинскую деревню.

Работа арбитров ISU на Skate America выглядит в этом плане куда более приближённой к действительности. Но если отвлечься от цифр, виртуальный поединок России и «остального мира» вполне позволяет выстроить некий неофициальный рейтинг. Итак, открываем счёт.

Сентябрьские прокаты российских фигуристов оставили ощущение, что своим нынешним составом те способны закрыть любое количество турниров и каждый из стартов наверняка будет не менее интересен, нежели любой из этапов «большого» Гран-при. Но первый же турнир российской серии показал, что это не совсем так.

Ошибочно написав в превью к турниру, что в категории спортивных пар на «Золотом коньке Москвы» ожидается дуэль Тарасовой/Морозова и чемпионов мира Анастасии Мишиной/Александра Галлямова, я на самом деле выдала желаемое за действительное. Уже в первый день соревнований стало очевидно, что единичные звезды не способны держать интригу соревнований, как бы классно спортсмены ни катались. Тем более, что классные прокаты в октябре случаются у фигуристов не слишком системно.

Но та же самая проблема коснулось и турнира Skate America в Норвуде. Во всех видах, помимо парного катания, имелись свои звезды: первый исполнитель четверного акселя Илья Малинин, чемпионка мира Каори Сакамото и старейшая из американских танцевальных пар Мэдисон Чок/Эван Бейтс. Но, как говорится, для танго всегда нужны двое. Вместе с российскими участниками из турниров большого Гран-при в значительной степени ушёл нерв, и соревнования превратились в довольно пресное действо.

Зато запоздало пришло понимание, что решить проблему как внутри России, так и вне её, мог бы элементарный организационный приём. Для этого нужно было вернуться к давно забытому старому и предоставить спортсменам возможность выступать не в двух, а минимум в трёх этапах. Подобный формат в фигурном катании уже существовал, причём не только в России, но и в большом Гран-при, о чём в «Мегаспорте» вспомнил чемпион мира-2000 в парном катании Алексей Тихонов. Экс-фигурист со смехом заметил, что два этапа давались фигуристам для того, чтобы завоевать зачётные очки, а третий — чтобы не позволить завоевать эти очки соперникам. Но это лишь придавало состязаниям дополнительную остроту.

Главный возмутитель спокойствия Илья Малинин одержал в Норвуде свою первую взрослую победу в серии Гран-при, исполнив в произвольной программе пять четверных прыжков, включая очень качественный четверной аксель, за которым на протяжении лет безуспешно гонялся легендарный Юдзуру Ханю.

Достижение следует, безусловно, считать историческим, поэтому именно Малинин возглавляет текущий мужской рейтинг.

Означает ли эта победа, что Илья теперь приберёт к рукам всё мировое одиночное катание? Не факт. В свое время революционером в области четверных прыжков называли Кевина Рейнольдса: канадец стал первым фигуристом в мире, рискнувшим включить два четверных в короткую программу и три — в произвольную. Однажды Кевин с этим набором справился, благодаря чему обошёл в чемпионате Четырёх континентов-2013 будущего двукратного олимпийского чемпиона Ханю. Но там японец, в отличие от Рейнольдса, был далёк от своего лучшего состояния: в короткой программе он сделал одинарный лутц вместо тройного, а в произвольной исполнил «бабочку» вместо четверного сальхова и ещё одну на лутце во второй половине программы. Причём даже при таком прокате японец проиграл Рейнольдсу всего 13 с половиной баллов.

Та победа в биографии канадца так и осталась единичной: для того, чтобы бороться за солидные награды прыжковых качеств откровенно недоставало. А никаких других по большому счёту и не имелось.
Малинин более выразителен, но, несмотря на прыгательную уникальность, катание американца пока еще остается мальчишеским, а не мужским. Единственный его козырь — прыжки. Весьма наглядной в этом плане стала короткая программа в Норвуде: Илья заявил четверные лутц (в каскаде) и тулуп, не справился со вторым прыжком и улетел на четвёртую позицию в том числе и по оценке за компоненты.

По составу участников московский турнир вполне мог бы поспорить с американским, но, к сожалению, в «Мегаспорте» у трёх лидеров российской команды — Дмитрия Алиева, Михаила Коляды и Александра Самарина — не случилось ни одного чистого проката.

Выбор претендентки на первую рейтинговую позицию до начала соревнований казался вполне очевидным: Камила Валиева с российской стороны и чемпионка мира Каори Сакамото — с заокеанской. На деле обеих как очно, так и заочно превзошла Софья Акатьева, открывшая свой первый взрослый сезон. В общем зачёте она проиграла Валиевой, но чемпионские баллы здесь достаточно условны: в реальности Камила уступила юной подопечной своего же тренера сразу по нескольким параметрам: обе программы Акатьевой воспринимались настолько более интересными по постановке, словно именно на неё, а не на Валиеву, тренерский штаб перед началом сезона примерял мантию примы. Технически Софья противопоставила единственному (с грубым падением) четверному тулупу соперницы тройной аксель и два четверных прыжка и при этом совершенно не уступила Камиле в части катания и презентации. По лёгкости исполнения элементов она тоже выглядела намного убедительнее.

О виртуальной дуэли юной россиянки с Сакамото говорить и вовсе не приходится: японка отработала в Норвуде по максимально высокой планке качества, но по техническому набору достаточно простых по нынешним временам прыжков она воспринимается как человек из прошлой жизни. Это совершенно не должно стать препятствием для того, чтобы Сакамото продолжала побеждать в рамках Гран-при, но не в нашем рейтинге.  

Тарасова и Морозов проиграли произвольную программу дебютантам сезона Наталье Хабибуллиной/Илье Княжуку, проиграли катастрофически, и это не фигура речи. Когда спортсмены начинают допускать такое количество совершенно нехарактерных для себя ошибок (в мужском турнире точно таким же выступлением отметился Михаил Коляда) — это не поражение, а реальная катастрофа, беда, несчастный случай. В общем зачёте вице-чемпионы ОИ тоже остались вторыми, но это совершенно не отменяет факта, что на текущий момент по классу своего катания Женя с Владимиром представляют недосягаемую для большинства соперников лигу.

Короткую программу фигуристов Ave Maria в очень интересной музыкальной обработке я назвала бы одной из двух абсолютно лучших  программ российского турнира (о второй позже). Комплименты в адрес олимпийской произвольной Тарасовой/Морозова уже неоднократно озвучивались, так что обойдёмся без повторений. Хотя, будь у фигуристов побольше времени на вхождение в сезон, возможно, им стоило поменять и вторую программу.

Объяснение тут простое: позиция первых всегда сильно обязывает. Очень правильную стратегию в этом отношении на мой взгляд занимают российские тренеры по синхронному плаванию, чьи подопечные не потерпели ни одного поражения на ОИ, начиная с 2000 года. В понимании синхронисток, эксплуатировать уже отработанные идеи — это признание слабости и, соответственно, шаг назад. И лидер просто не должен без крайней нужды себе это позволять.

Рейтинг спортивных пар — категория, где России можно заведомо записать победы во всех предстоящих турнирах серии. Сравнивать уровень отечественных дуэтов с теми, кому предстоит выступать в международном Гран-при настолько бессмысленно, что этот вид впору вообще убирать из программы дабы не наносить международному имиджу непоправимый ущерб. Ну а если серьёзно, полагаю, что ни одна из выступающих ныне иностранных пар не пробилась бы в призовую тройку не только на взрослом Гран-при России, но и в юниорском. 

Самая прогнозируемо-слабая из дисциплин «Золотого конька Москвы» неожиданно стала едва ли не самой интересной. У России на взрослом уровне появились сразу два новых дуэта, за которые не было бы стыдно ни на одном из международных турниров. И это при том, что у обеих пар толком нет никакого серьёзного совместного опыта: Анабель Морозов/Девид Нарижный объединились лишь весной, Василиса Кагановская Валерий Ангелопол катаются вместе три года, но никогда ещё не выступали во взрослом разряде.

В итоговом протоколе они расположились в перечисленной выше последовательности, но исполнение произвольного танца учениками Анжелики Крыловой стало более впечатляющим.

Если бы Василиса и Валерий показали свой танец под музыку Вангелиса в менее камерной обстановке (читай — за пределами страны), он наверняка вошёл бы в список лучших постановок сезона: Крыловой удалось найти идеально подходящую паре и совершенно незаезженную музыку и «обвесить» её уникальными авторскими поддержками и множеством иных находок. Так что дебютантам можно смело ставить жирный плюс: в виртуальном сравнении с теми, кто катался за океаном, они перекатали очень и очень многих.

С учётом современных правил, танцорам вообще не часто удаётся представить миру хореографический шедевр. Таким, например, была прошлогодняя «Баядерка» японцев Каны Мурамото и экс-чемпиона мира в одиночном катании Дайсуке Такахаси. Балетный танец пары стал предметом гордости для тренера и постановщика Марины Зуевой, но с исполнением фигуристы подкачали: проиграли второму дуэту страны, не сумели поехать на Олимпиаду, а на чемпионате мира показали лишь 16-й результат.

В Норвуде Мурамото/Такахаси вроде бы должны были обратить на себя внимание, но в техническом плане они уже привычно растеряли уровни сложности — остались шестыми.  

Главными действующими лицами американского турнира стали Кейтлин Гавайек/Жан-Люк Бейкер, которые выиграли произвольный прокат у долгожителей звёздно-полосатого танцпола Мэдисон Чок/Эвана Бейтса, которых, похоже, сильно обескровила Олимпиада.

Общая победа ушла более опытному дуэту большей частью за выслугу лет: техническая оценка Гавайек/Бейкера оказалась в обоих танцах более высокой. Так что свой рейтинговый «плюс», в противовес российскому, эта пара заработала честно.
 

 

 
 

© Елена Вайцеховская, 2003
Размещение материалов на других сайтах возможно со ссылкой на авторство и www.velena.ru