|
Фото © Александр Вильф |
5 февраля 2021
Елизавета Туктамышева, Анна Щербакова, Александра Трусова и Камила Валиева выиграли прыжковый турнир в рамках Кубка Первого канала по фигурному катанию. Девичий квартет на столичной арене «Мегаспорт» уверенно обыграл Михаила Коляду, Дмитрия Алиева, Макара Игнатова и Андрея Мозалёва. Несмотря на то что действо выдалось малоинтригующим и достаточно скучным, по мнению известного спортивного продюсера Ари Закаряна, идея таких выступлений в целом может быть достаточно перспективной.
Формат прыжковых соревнований, предложенный публике «для разогрева» в рамках командного Кубка 1 канала, стал повторением хорошо забытого старого: ровно 30 лет назад в Париже был впервые проведен международный командный турнир Masters Miko. Проводились те соревнования в знаменитом спортивно-выставочном комплексе «Берси», программа, помимо спортивного и артистического прокатов, включала в себя турнир по прыжкам, и собирало это мероприятие всех сильнейших по тем временам атлетов от двукратной олимпийской чемпионки Катарины Витт и пятикратной чемпионки Европы Сюрии Бонали до победителя Игр в Альбервилле Виктора Петренко и призёра Игр в Лиллехаммере Пола Уайли. Более того, рейтинг, завоеванный лидерами сезона по итогам всех главных выступлений и являлся основным критерием для рассылки приглашений.
Командным турнир был не всегда, его формат постоянно претерпевал изменения, но не менялось главное: несмотря на то, что мероприятие было регламентировано Международным союзом конькобежцев (ISU), это было прежде всего шоу со всей прилагающейся спецификой: сценической подачей и светом, театрализованными эффектами, костюмами и соответствующим музыкальным сопровождением.
Проводился Masters Miko в апреле, когда основной сезон был у фигуристов уже завершен. Соответственно для зрителей то шоу было своего рода заключительным аккордом без какой бы то ни было серьезной спортивной подоплёки. Турнир просуществовал 12 лет, после чего зрительский и спонсорский интерес как-то незаметно сошёл на нет.
Известный спортивный продюсер Ари Закакрян, который в те годы сам принимал участие в Masters Miko в качестве приглашенногог гогстя, сказал в пятницу в «Мегаспорте»:
— Людям всегда было интересно смотреть на то, кто лучше прыгает, кто лучше вращается, всё это очень зрелищно, потому и пользовалось популярностью во Франции на протяжении многих лет, тем более, что в одиночном катании у французов были свои звезды — Бонали и Филипп Канделоро. Ну а насколько интересно это будет выглядеть в России, мы увидим уже сегодня.
Можно ли было воплотить в «Мегаспорте» нечто подобное тому, что когда-то собирало толпы зрителей в Берси? Наверное, всё-таки нет. Из-за ковидных ограничений зал главного катка страны не был заполнен и на треть, а всё, что происходило на льду, где «команда мальчиков» состязалась с «командой девочек», напоминало разве что дружеский и порядком затянутый тренировочный междусобойчик с весьма прогнозируемым исходом и не воспринималось как самодостаточное шоу, несмотря на присутствие на льду в качестве капитанов команд Алины Загитовой и Евгении Медведевой, а за судейскими столами первой российской олимпийской чемпионки в индивидуальном первенстве Аделины Сотниковой, патриархов ледового цеха Татьяны Тарасовой, Елены Чайковской и Тамары Москвиной, а также обладателей двух золотых олимпийских наград в парном катании Максима Транькова.
С другой стороны, именно Первый канал спас в этом сезоне российское фигурное катание, как вид спорта, и уже за это столо сказать организаторам мероприятия «Спасибо» и закрыть глаза на какие бы то ни было организационные недостатки. Не говоря уже о том, что играть со световыми и сценическими эффектами в прыжковом турнире было бы просто неразумно: битва участников за призовой миллион рублей, предполагавшая четверные прыжки и каскады с ними, и без того представлялась слишком рискованной. в плане возможных падений. Особенно с учетом того, что в конце февраля в рамках финала Кубка России фигуристам надо во чтобы то ни стало быть во всеоружии, чтобы продолжить отбор на мартовский чемпионат мира.
Итог прыжкового турнира удивил не столько расстановкой (в том, что российские фигуристки на голову превосходят сильный пол, давно не является ни для кого секретом), сколько что дистанцией, на которую девичья команда в составе Елизаветы Туктамышевой, Александры Трусовой, Анны Щербаковой и Камилы Валиевой оторвалась от мужского квартета (Михаил Коляда, Дмитрий Алиев, Макар Игнатов, Андрей Мозалёв) — 246,30:194,78. Главными творцами столь бесславного счета стали наиболее опытные из парней Михаил Коляда и Дмитрий Алиев, сорвавшие третий раунд, в котором участникам предписывалось выполнить каскад из пяти прыжков. Тревожным звоночком могло бы прозвучать то, что Коляда вновь вернулся к своей прежней проблеме — замене сложных прыжков «бабочками», но на самом деле вряд ли стоит придавать этому значение: подопечный Алексея Мишина, в отличие от всех своих соперников, успел добиться в этом сезоне главного — завоевал право выступить в конце марта на мировом первенстве в Стокгольме.
В пятницу хотелось порассуждать о другом: какие еще формы выступлений возможно придумать и реализовать, раз уж фигурное катание столь прочно заняло на телевидении нишу развлекательных шоу?
— В свое время мы с моим партнером Акопом Манукяном достаточно успешно выступали в акробатическом дуэте, и даже выступали в знаменитом туре Тома Коллинза. — вспоминал Закарян. — Мне кажется, идея таких выступлений может быль достаточно перспективной, поскольку открывает фигуристам множество технических и артистических возможностей. Соревнования такого плана зрители всегда принимают с восторгом — сам я убедился в этом, когда проводил в Америке чемпионат по экстремальному катанию. Женские дуэты и трио на льду тоже могут быть интересны. Они очень популярны в Stars on Ice, да и вообще подобный формат часто используется во всевозможных шоу.
Еще одним возможным видом программы по мнению Закаряна мог бы стать турнир по вращениям. Причём проводить его следовало бы не в рамках существующих правил, требующих от фигуриста непрерывной смены рёбер и позиций, а по старой доброй классике: на длительность и скорость оборотов.
— Это ведь и есть самое интересное во вращениях, — объяснил собеседник. — Я часто бываю на катках и иногда прошу того или иногог фигуриста: «Покажи мне либелу со сменой ноги». Парадокс в том, что сейчас в фигурном катании уже почти никто этого не умеет. В лучшем случае, исполняет в либеле один оборот в комбинированном вращении — и на этом всё заканчивается. А ведь вращение в либеле — это не только сложно, но и завораживающе красиво. Сохранить такие элементы в нашем виде спорта мне кажется важным. Особенно на фоне большого количества не самых эстетичных поз в тех же вращениях, которые демонстрируются в соревнованиях только ради того, чтобы получить более высокий уровень сложности.
— Единственное, чего очень хотелось бы избежать, чтобы не происходило подмены понятий. И шоу не смешивали со спортом и реальными соревнованиями типа чемпионатов мира или Олимпийских игр, — заключил Закарян.
Последняя фраза экс-фигуриста как нельзя лучше определила, как следует относиться к Кубку Первого канала. Понятно, что на фоне общего соревновательного «безрыбья» всем хочется увидеть, в какой форме находятся главные претенденты на поездку в Стокгольм, но не стоит забывать, что любое шоу — это всего лишь игра.
|