Елена Вайцеховская о спорте и его звездах. Интервью, очерки и комментарии разных лет
Главная
От автора
Вокруг спорта
Комментарии
Водные виды спорта
Гимнастика
Единоборства
Игры
Легкая атлетика
Лыжный спорт
Технические виды
Фигурное катание
Футбол
Хоккей
Олимпийские игры
От А до Я...
Материалы по годам...
Translations
Авторский раздел
COOLинария
Telegram
Блог

Фигурное катание - Межсезонье 2021/22

ОПРАВДАННАЯ АВАНТЮРА:
Почему переход Тарасовой и Морозова к Тутберидзе
может пойти на пользу всем

Евгения Тарасова и Владимир Морозов
Фото © Globallookpress
Евгения Тарасова и Владимир Морозов

28 апреля 2021

Двукратные чемпионы Европы в парном катании Евгения Тарасова и Владимир Морозов приняли решение перейти в группу Этери Тутберидзе. Этот шаг может дать им необходимый толчок, поскольку за оставшиеся до Олимпиады девять месяцев спортсмены в условиях жёсткой дисциплины вполне смогут серьёзно повысить свой уровень. В свою очередь, специалист получит возможность попробовать себя в новом виде. О том, почему произошедший «трансфер» пойдёт на пользу всем сторонам, — в материале RT.

Решение двукратных чемпионов Европы Евгении Тарасовой/Владимира Морозова перейти в тренерский штаб Этери Тутберидзе стало в фигурном катании наиболее громким событием апреля. Переход уже успели назвать шагом, который выгоден всем, и в этом действительно не приходится сомневаться. Вопрос лишь в том, принесёт ли смена тренера желаемый результат, или станет в судьбе Евгения и Владимира очередным нереализованным проектом? Попробуем разобраться.

Единственным человеком, реально пострадавшим от рокировок, стал Сергей Воронов. Незадолго до чемпионата мира в Стокгольме он говорил в интервью:

«Когда я только попал в команду Максима, Жени, Вовы и Марины Олеговны (Зуевой — RT), это было для меня «вау». Одно дело просто работать тренером, и совсем другое , когда в твоих руках состоявшиеся взрослые ребята, претенденты на места в «тройке» мирового фигурного катания. Это большой вызов. Поэтому я понимал: если мне удастся что-то привнести в катание Тарасовой и Морозова, помочь им с прыжками или чем-то ещё, это будет просто супер», —

Тогда же Воронов добавил:

«Что касается взаимопонимания, наверное, если бы его не было, мы вряд ли проработали бы до конца сезона. Скорее, меня взяли бы на какой-то испытательный срок, а потом сказали, что в моих услугах больше нет нужды...»

Приблизительно так сейчас и произошло: чемпионат мира Тарасова и Морозов провалили, причем слабым звеном пары оказалась именно прыжковая часть. После чего участие Воронова в дальнейшей работе предсказуемо перестало быть необходимым.

Зуеву, поставившую фигуристам программы этого сезона, тоже можно назвать пострадавшей стороной, но с натяжкой. Продолжить полноценную работу с Тарасовой и Морозова помешала пандемия, сейчас же было бы просто неразумно пустить олимпийскую подготовку на волю случая, который к тому же ни от кого из заинтересованных лиц. Значит, эту карту тоже можно считать битой.

Точнее всего о шаге, предпринятом двукратными чемпионами Европы, выразился в своенм комментарии вице-чемпион Игр-2002 в танцах на льду, известный продюсер Илья Авербух.

«Им (Тарасовой и Морозову) отступать некуда, надо идти ва-банк. Тут уже ни о каком праве на ошибку речи не идет, а только о том, чтобы встряхнуться и побеждать», — сказал он.

Переход за девять месяцев до Игр к специалисту, не имеющему никакого опыта парных выступлений (если не считать весьма непродолжительный период работы Тутберитдзе в шоу с довольно сильным по тем временам парником питерской школы Николаем Аптером) — безусловная авантюра. Но таковой ее можно было бы считать, если бы у Тарасовой и Морозова имелся какой-то другой вариант. Здесь же впору говорить о том, что Женя с Володей оказались в положении Сергея Воронова, когда сам он от полного отчаяния перешел к Тутберидзе в 2013-м. Драконовская дисциплина, принятая в новом штабе, и резко выросшие нагрузки привели к тому, что Воронов провел свой лучший сезон: стал вторым на чемпионате России, завоевал бронзу в Финале Гран-при и на чемпионате Европы. Просто запала хватило ненадолго.

В этом плане девять месяцев работы (а на самом деле восемь, поскольку во всеоружии хорошо бы быть уже к чемпионату страны) гораздо предпочтительнее для Тарасовой и Морозова, нежели полный олимпийский цикл: технически они оснащены безупречно, а вытерпеть любое тренировочное насилие над собой ради высокой цели на протяжении этого времени представляется вполне реальным. И уж если Морозов уже сейчас безропотно приезжает на каток к девяти утра, чтобы заняться хореографией в одном зале с маленькими девочками, что сразу подметили многие из близких к тренерскому штабу людей, это говорит о серьезности намерений не только фигуриста, но и его нового тренера.

Зачем это нужно Тутберидзе? Ведь время для работы с парой придётся так или иначе выкраивать из занятий с одиночницами, что в олимпийском сезоне выглядит определённым риском на грани самоуверенности? На этот счет однажды исчерпывающе высказалась Татьяна Тарасова, имевшая победный опыт олимпийских выступлений не только по линии своей основной, танцевальной специализации, но и с парами (Ирина Роднина/Александр Зайцев), и с одиночниками (Илья Кулик, Алексей Ягудин).

Сказала она примерно следующее: когда добиваешься успеха, постоянно работая в каком-то отдельно взятом виде, от этого устаёшь. Невольно начинает хотеться чего-то нового, азартного, во что можно уйти с головой и попытаться приобрести новый для себя опыт.

Эти слова прекрасно ложатся на нынешнюю ситуацию. Технологический процесс подготовки одиночниц отлажен в «Хрустальном» до полного автоматизма и не требует стопроцентного участия главы штаба, работать над устранением «блох», вычищая уже готовых спортсменов Тутберидзе умеет, как никто другой, не упуская из внимания никакую мелочь, да и в отношении программ всё вполне может сложиться более чем благоприятно: работая в штаде Тутберидзе постоянный постановщик группы Даниил Глейхенгауз давно набил руку: научился подбирать программы так, чтобы они били точно в цель и были безукоризненны в плане всех технических требований. К тому же расширить собственные творческие рамки наверняка хочется и ему тоже.

Согласитесь, что удачные программы, отсутствие травм, большой опыт  и жесточайшая тренировочная дисциплина — это достаточный набор для того, чтобы побороться минимум за третью позицию в олимпийской сборной, а максимум — за любую из.

К чему в новом коллективе может свестись роль Максима Транькова, если он не передумает продолжать работу со спортсменами? Скорее всего, к черновой работе над парными элементами. И сколь бы грандиозная работа в этом направлении ни была бы им проделана, надо понимать, что фигурой номер один при успехе Тарасовой и Морозова в олимпийском Пекине вне всякого сомнения станет новый наставник. Вопрос лишь в том, готов ли сам Траньков, который на протяжении нескольких лет в одиночку пытался вытаскивать Тарасову и Морозова из небытия, оказаться на «подтанцовке»? Пусть даже у столь яркой фигуры, как Тутберидзе.

В 1972-м, кстати, схожая в психологическом плане ситуация возникла в группе выдающегося специалиста в парном катании Станислава Жука: у него тогда распался дуэт олимпийских чемпионов Саппоро Родниной и Уланова и тренер за считаные месяцы слепил чемпионскую пару из Родниной и Зайцева. Считается, что решение перейти под крыло Тарасовой в 1974-м фигуристы приняли сами, устав от деспотизма прежнего наставника, но на самом деле переходу предшествовал разговор Жука с Родниной в котором тренер сказал фигуристке, что не хочет продолжать работу с ней и Зайцевым. И объяснил:

«Сама посуди: сделаю я вашу пару, уже понятно, что сделаю. И все тут же станут говорить, что это вовсе не Жук, а великая Роднина...»

Впрочем, это уже совсем иная история.

 

 

 

© Елена Вайцеховская, 2003
Размещение материалов на других сайтах возможно со ссылкой на авторство и www.velena.ru