Татьяна Тарасова:
«ЭТУ ПРОИЗВОЛЬНУЮ ПРОСТО НУЖНО НАКАТАТЬ» |
|
Фото © Александр Вильф
Александра Трусова |
23 сентября 2021
В олимпийский сезон Александра Трусова не станет упрощать программу и не откажется от пяти четверных прыжков. Такое мнение в интервью RT высказала заслуженный тренер Татьяна Тарасова. Она отметила, что у фигуристки запоминающаяся программа, которую спортсменке удобно катать. Специалист также подчеркнула, что Трусова прибавила во вращениях и правильно расставила акценты в обеих своих постановках.
— После того, как Александра Трусова выиграла свой первый турнир в США, не слишком удачно откатав обе свои программы, вы сказали: «Саша катается очень хорошо и прекрасно прыгает. Но мне не может понравиться прокат, в ходе которого фигуристка упала». В связи с этим вопрос: разве может спортсмен, цель которого — Олимпийские игры, быть в форме на протяжении почти шести месяцев? И как решали эти вопросы вы сами, когда работали с Алексеем Ягудиным?
— Вряд ли я вправе сейчас давать кому-то советы на основании собственного опыта. Каждый тренер ведёт ученика по-своему. Можно наметить две пиковые точки в сезоне, можду которыми несколько «опустить» форму, можно менять нагрузку каждую неделю.
— Нужно ли менять по ходу этого процесса контент программы?
— Совершенно необязательно. Я бы сказала, что по мере набирания формы, добавляется скорость, выразительность катания, исполнение даже не каждого элемента, а всех его составляющих: каждой дуги, каждого вращения, выездов, заходов на элементы, отточенность каждого жеста, попадания в музыкальные акценты и так далее. В программе Леши Ягудина было два четверных прыжка, что по тем временам считалось невероятно сложным, соответственно, уже в процессе постановки программ было понятно, как расставлять остальные элементы с тем, чтобы они не мешали спортсмену эти четверные прыгать. У Трусовой пять четверных прыжков, и это, конечно же, совсем другая история.
— На открытых прокатах в Челябинске мне показалось, что Саше её программа достаточно удобна.
— Это очень важно, добиться того, чтобы человеку было удобно кататься. Просто сейчас мы с вами начали разговор с выступления Трусовой в Америке, а его, на мой взгляд, вообще не стоит как-то оценивать.
— Думаете, негативную роль могла сыграть акклиматизация?
— Вполне возможно. Я, в отличие от других тренеров, не считаю, что этого явления не существует. Акклиматизация, как и все связанные с ней проблемы в состоянии спортсмена, всегда была, есть и будет. В один день тренировка может пройти удачно, а может вообще никак, поэтому сама я никогда не любила приезжать на соревнования, когда не было возможности предварительно акклиматизироваться. Пока жила с учениками в Америке, старалась делать так, чтобы и в серии Гран-при они выступали на американском этапе, а если выступать приходилось в Европе, мы старались найти возможность заблаговременно вернуться в Москву. Но не за два-три дня до выступления.
— Насколько с вашей точки зрения вообще критично, что Трусова ошибается в прыжках в начале сезона?
— Давайте всё-таки начнём с того, что она — уникальная девочка, выдающаяся. Такой фигуристки в мире нет, никогда не было, и не факт, что на нашем веку появится.
— Это не оспаривается. Но все ведь хотят, чтобы она еще и не ошибалась?
— Так не бывает. В фигурном катании падают даже те, кто вообще не делает сложных прыжков. Возьмите ведущих одиночников-мужчин: не каждый из них прыгнет в произвольной три четверных, а мы говорим о пяти. Конечно, надо понимать, что Саша идёт в олимпийский сезон по абсолютному максимуму. Мне кажется, как я уже сказала, что прыжки в её программе расположены очень удачно, а это главное. Значит, эту программу нужно просто накатать. Причём, так, чтобы остальные соперницы, выходя на один лёд с Сашей, понимали, что могут бороться только за второе место.
— Когда у вас катались Илья Кулик, Алексей Ягудин, в какой момент сезона становилось принципиальным, чтобы они не ошибались в четверных прыжках?
— Если ставишь задачу выиграть главный старт, нужно стремиться к тому, чтобы хорошо кататься весь сезон. Нужно, чтобы тебя высоко оценивали уже в короткой программе. Причём по временам Кулика и Ягудина, как вы помните, понятие «высоко» означало одну десятую долю балла. 5,8 ты получил за прокат, или 5,9. Вроде бы разница невелика, хотя на самом деле огромна.
— Получается, что для Трусовой сейчас важнее не пять безошибочных четверных в произвольной, а идеальная короткая программа с тройным акселем?
— С моей стороны было бы неправильно давать какие-то советы и рекомендации, поскольку девочка, как и весь её тренерский штаб, идёт тем путём, которым никто из нас ещё не ходил. На тренировках Саша делает свои прыжки так легко, что невозможно понять, как это вообще возможно.
— При этом в короткой программе она не первый сезон проигрывает своим соперницам.
— Это как раз легко объяснить. Трусова делает программу с тройным акселем, и пока срывает этот прыжок в соревнованиях. Как только аксель получится стабилизировать, всё встанет на свои места.
— Насколько сложен, по вашему опыту, этот последний шажок — от неуверенного прыжка к стабильному?
— Я не вижу у Трусовой неуверенности. На разминках она прыгает аксель идеально. Совершенно не по-женски. Просто нужно понимать, что такое сложный прыжок. Зашел на него чуть иначе, чем в тренировке, а по времени это — четверть секунды, и уже исполнение получается иным.
— Получается, что ключ успеха не в самом прыжке, а в заходе на него?
— Именно. В том, до какой степени автоматизма эти заходы отработаны.
— И нервы здесь совершенно не при чём?
— Когда начинает звучать музыка, фигурист высокого класса уже, как правило, не нервничает. Но вообще хочу сказать, что я не смотрю на выступления фигуристов так, как смотрите вы, журналисты.
— В смысле?
— В том смысле, что воспринимаю прокат целиком, а не стремлюсь разобрать программу на составляющие. Это невозможно и неправильно. Этим должен заниматься личный тренер: разбирать прыжки, другие элементы, заходы на эти элементы. Удобные, как и неудобные моменты есть в программе каждого спортсмена. Профессиональный глаз их, разумеется, ловит, но это не повод давать кому-то рекомендации.
— Олимпийские программы Трусовой вам понравились?
— Да, причём обе. Мне нравится выбор музыки, нравится, как расставлены акценты —на том, что спортсменка делает лучше всех в мире. Саша стала лучше вращаться, и это заметноневооружённым глазом. Она катается не просто хорошо, а очень хорошо. Но главное, обе её программы я запомнила. Чего не могу сказать о многих других постановках. Как-то не остались они у меня в голове, что очень странно.
— Хотите сказать, что олимпийские программы должны быть более «цепляющими»?
— Мне кажется, да. С другой стороны, восприятие тоже ведь меняется по ходу сезона. Появляется отточенность в элементах, соответственно, появляются аплодисменты, что всегда украшает программу, меняет общую картину. В том же парном катании все программы ставятся прежде всего так, чтобы подчеркнуть элементы. Будут элементы, зрители начнут соответственно реагировать. А когда программа от начала и до конца идет на аплодисментах, уже не так важно, под какую музыку катаются фигуристы.
— Евгения Тарасова и Владимир Морозов, которых в этом сезоне взялась тренировать Этери Тутберидзе, вам на прокатах понравились?
— Я бы сказала, что они ничем не хуже других, вполне способны бороться. Каких-то глобальных изменений, таких, чтобы можно было сказать: «Вау!» я не увидела, но это и неудивительно. Когда люди катаются у нового тренера всего два с небольшим месяца, вау-эффекта и не может быть. Я по крайней мере таких примеров в парном катании не припомню. С другой стороны, вот вы спросили о Тарасовой и Морозове, а я задам встречный вопрос: если мы говорим о вау-эффекте, у какой-то другой пары, неважно, спортивной или танцевальной он был?
— На мой взгляд, нет.
— А ведь мы собираемся этими парами выигрывать Олимпийские игры.
— Вы же сами сказали, что начало сезона — это не то время, когда нужно делать далекоидущие выводы.
— Абсолютно верно. Что касается текущей ситуации, есть хорошая поговорока: «Дураку пол-работы не показывают».
|