ПО ПУТИ УСЛОЖНЕНИЯ:
Как этап юниорского Гран-при позволил заглянуть в будущее
|
|
Фото © frussia
Софья Акатьева, Анастасия Зинина и Софья Самоделкина |
18 сентября 2021
Домашний этап юниорского Гран-при в Красноярске ознаменовался тотальным доминированием россиян. У девушек уверенную победу одержала Софья Акатьева, которая в произвольной программе исполнила три квада — сальхов и два тулупа. Четверные прыжки продемонстрировали также Анастасия Зинина и Софья Самоделкина, занявшие второе и третье места соответственно. О том, как эти соревнования позволили заглянуть в будущее фигурного катания, — в материале RT.
Этап в Красноярске стал логичным продолжением открытых взрослых прокатов в Челябинске — в том смысле, что лишний раз доказал: если кто и способен удивлять в этом сезоне, так это российские девушки.
Тройка призеров девичьего турнира прежде всего восхитила количеством и качеством четверных прыжков, продемонстрированных в воскресенье в произвольной программе. У победительницы Софьи Акатьевой их насчитывалось три (спортсменка продемонстрировала тот же самый набор, который не удался на прокатах Камиле Валиевой — сальхов и два тулупа), Софья Самоделкина исполнила два сальхова и четверной лутц, Анастасия Зинина — два четверных тулупа.
Отдельно следует отметить и тот факт, что в короткой программе сразу две фигуристки сделали попытку исполнить каскад с тройным акселем. У Акатьевой эта связка вышла изумительно, почти на 15 баллов в сумме, у Самоделкиной каскад не получился, но сама по себе попытка его исполнения чётко обрисовала направление, по которому женское одиночное катание (как минимум его российский сегмент) двинется в самое ближайшее время, как только нынешнее поколение юниорок выйдет на взрослый уровень. И где в коротких программах уже будут восприниматься в порядке вещей запрещённые ныне в женском исполнении четверные прыжки, и каскады с тройным акселем.
Произойдут ли революционные изменения после Олимпийских игр в Пекине? Логика подсказывает, что да. Но даже если послеолимпийский конгресс ISU не утвердит давно назревшие поправки, они так или иначе случатся чуть позже. Готовиться к этому новому витку сложности по любому следует уже сейчас.
Юниорские правила, позволяющие фигуристкам, в частности, исполнять в коротких программах тройной аксель в каскаде, вообще выглядят дальновидно в том плане, что дают возможность спортсменкам попробовать и отработать эту уникальную для женского катания прыжковую связку в соревновательных условиях, не перегружая ей произвольную программу. Ведь если фигуристка исполняет в произвольной четверные прыжки, вставлять туда даже сольный тройной аксель становится крайне рискованным мероприятием. Выполнить эти элементы в рамках одной программы пробовали в этом сезоне лишь Валиева и Акатьева, и более взрослой Камиле пока не удаётся справиться со всеми желаемыми прыжками.
Победа Акатьевой в Красноярске с преимуществом над соперницами в 25 с лишним баллов дала повод задаться вопросом: насколько велик шанс, что именно эта девчушка станет заменой Валиевой в следующем олимпийском цикле в группе Этери Тутберидзе? С одной стороны, вопрос в значительной степени выглядит абстрактно, как и по отношению к любой другой фигуристке юниорского уровня, не пережившей пубертат, но очевидным становится и другое: школа «Хрустального» перестает быть единственным центром, способным поставлять на ледовый рынок одиночниц топ-класса. Здесь скорее даже следует изменить формулировку: если до недавнего времени все наиболее перспективные фигуристки неизбежно оказывались в «Хрустальном», оставляя прежних тренеров в пользу более заманчивых перспектив, то сейчас на топ-уровень женского катания не менее эффективно работает целый ряд других специалистов. Нынешний юниорский Гран-при лишний раз это подтверждает: на третьем этапе в Кошице две первые ступени пьедестала заняли подопечные Евгения Плющенко Вероника Жилина и София Муравьева, Самоделкину, ставшую второй в Красноярске в произвольной программе, как и Елизавету Куликову и Елизавету Берестовскую, подготовил Сергей Давыдов, причём выдающийся четверной лутц Самоделкиной, как и четверной риттбергер, показанный в Красноярске на тренировке, произвели не меньший фурор, нежели пять четверных Александры Трусовой в Челябинске.
Ну а в целом можно уже сейчас говорить о том, что финал юниорского Гран-при вполне может пройти вообще без иностранных фигуристок. Парадокс, но этот факт способен оказаться опасным для России. Ведь если такое действительно произойдет, ISU будет впору принимать все возможные меры, чтобы как можно дольше не вводить четверные прыжки в обязательный для исполнения набор.
|