Елена Вайцеховская о спорте и его звездах. Интервью, очерки и комментарии разных лет
Главная
От автора
Вокруг спорта
Комментарии
Водные виды спорта
Гимнастика
Единоборства
Игры
Легкая атлетика
Лыжный спорт
Технические виды
Фигурное катание
Футбол
Хоккей
Олимпийские игры
От А до Я...
Материалы по годам...
Translations
Авторский раздел
COOLинария
Telegram
Блог

Фигурное катание - Межсезонье 2021/22
Александра Трусова:
МЕХАНИЗМ ЗАМЕДЛЕННОГО ДЕЙСТВИЯ
Александра Трусова
Фото © Александр Вильф
Александра Трусова

13 сентября 2021

Уверенность и мощь Александры Трусовой во время контрольных прокатов сборной России в Челябинске напомнили о временах доминирования Евгении Медведевой перед Играми в Пхёнчхане. Если российская фигуристка, вернувшаяся весной от Евгения Плющенко к Этери Тутберидзе, сможет обуздать свой максимализм и станет расчётливее, то будет иметь неоспоримое преимущество перед всеми своими соперницами.

Если бы Саша Трусова родилась в Японии, болельщики ездили бы за ней по миру, как мотаются за единственным из нынешних кумиров всей страны Юдзуру Ханю. В Стране восходящего солнца умеют восхищаться тем, что недоступно для понимания. Когда королевой японских сердец была Мао Асада, визитной карточкой которой были три тройных акселя — прыжка, на которые не рисковала замахиваться в соревнованиях ни одна из одиночниц мира, я сама как-то увидела картинку: очень пожилая, высушенная долгой жизнью японка пытается незаметно отщипнуть пёрышко с платья Мао, стоя рядом с фигуристкой в лифте.

Пять четверных прыжков Саши Трусовой — явление из той же, совершенно недоступной для понимания категории. Дай волю японским болельщикам, они, наверное, просто разобрали бы кумира по косточкам от макушки и до пяток — на сувениры.

Но, если отбросить эмоции, сразу возникает вопрос: что нового показала Саша на прокатах в Челябинске? Пять четверных она прыгала и раньше, пусть даже в соревнованиях удачными получались в лучшем случае пара-тройка попыток, более того, вплоть до нынешнего сезона в фигурнокатательной среде не смолкали разговоры о том, что Трусовой при всей её прыжковой уникальности совершенно не нужен подобный технический экстрим. Что он рушит образ, рушит программу, превращая четыре минуты произвольного катания в прыжки ради прыжков, а по итогу получается, что спортсменка, продолжая усложнять программы, сама роет себе западню, в то время как соперницы изящно и уверенно набирают чемпионские титулы гораздо меньшей кровью.

Наверное, было нужно, чтобы прошёл еще один год, и все мы увидели: количество ультра-си совершенно не является помехой хореографии, и эстетическому восприятию, если программа поставлена так, что фигуристу в ней удобно абсолютно всё.

А может быть, Саша просто наконец-таки доросла до собственных амбиций не только эмоциями и телом, но и головой.

Маятник болельщицкого восприятия сейчас наверняка качнется в ту зону, где станет модно говорить о том, что Трусова вытянула счастливый билет, вернувшись в «Хрустальный» после года, проведённого в академии Евгения Плющенко, что ей крупно повезло оказаться принятой, а не отвергнутой, и что минувший год, увенчавшийся лишь бронзой мирового первенства, был, конечно же, ошибкой как в плане тренировок, так и не слишком подходящих фигуристке лирических программ.

Истина, как всегда, лежит где-то посередине. На мой взгляд, громадная заслуга Плющенко заключается в том, что он не только дал Саше возможность развиваться во всех направлениях подключив к тренировочному процессу самых разных специалистов (такая возможность имелась у фигуристки и в «Хрустальном»), но создал для нее в стенах собственной школы обстановку абсолютной эксклюзивности.

Это вообще важно для спортсмена — почувствовать себя в период осознанного взросления  особенным, центром чьей-то вселенной. У человека, который поймал это чувство, появляется иная уверенность в себе. Меняется даже взгляд. И ты, глядя на фигуриста со стороны, понимаешь ещё до начала выступлений: вот он, настоящий лидер, определяющий лицо собственного вида спорта. Как все мы понимали это на примере двукратной чемпионки мира Евгении Медведевой в те два с половиной года, что она выносила соперниц на всех турнирах подряд. Ведь главным в том победном катании были вовсе не глубина понимания спортсменкой музыки или изыски хореографических либретто. А невероятный напор, стремление разорвать всех, и собственные страхи в том числе.

Собственно, и в Челябинске Саша больше всего напоминала всем своимм видом ту несокрушимую Женю.

Всё сказанное вовсе не гарантирует Трусовой защиты от поражений. Сложнейший прыжковый контент — это всегда повышенный риск, независимо от того, насколько уверенно фигурист владеет прыжками. Сокрушительные провалы в этом отношении случались у той же Мао — в короткой олимпийской программе Сочи, а историю дебюта Нейтана Чена на Играх в Пхенчхане впору издавать отдельной брошюрой под грифом: «Как избежать ситуаций, которых не может произойти никогда». К тому же сумасшедший прокат произвольной программы Трусовой в Челябинске — это всё-таки пока ещё единственный прецедент, который по большому счёту не имеет никакого значения ни в плане рейтинга спортсменки, ни в плане дополнительного соревновательного опыта.

Безусловно, и Саше и ее тренерам было важно убедиться в том, что фигуристка справляется с поставленной задачей, но в том же Челябинске была и короткая программа, где Трусовой не удался тройной аксель, как не удавался в начале прошлого сезона в этапах Гран-при. А значит, по-прежнему актуален вопрос: стоит ли предпринимать попытки всё-таки воткнуть аксель в программу, или ограничиться прежним набором с двойным прыжком, заведомо теряя на этом базовую сложность?

В чём же в таком случае Трусова лучше тех, с кем ей предстоит соперничать? Ей, безусловно, сильно повезло: во-первых, она не слишком выросла и, в связи с этим, не потеряла ни силу, ни резкость, а, напротив, приобрела дополнительные физические кондиции, позволяющие без видимых проблем справляться с любым техническим контентом и дающие определённые гарантии, что Саша при желании может остаться в фигурном катании до следующей Олимпиады. Во-вторых, обе программы, поставленные для Трусовой Даниилом Глейхенгаузом, легли на фигуристку, как влитые: в них она выглядит королевой, и ей не требуется свита, для того, чтобы как-то это подтверждать.

А кроме того, тренерский штаб уже не пытается никаким образом препятствовать стремлению Саши к запредельной для женского катания сложности, хотя два года назад споры о допустимом количестве четверных прыжков велись между тренерами и фигуристкой постоянно.

Но главное преимущество заключается в том, что Трусова стала выглядеть в этом сезоне намного взрослее, интереснее и сложнее по катанию, чем была год назад. Такой Саши, по-настоящему опасной во всех отношениях, мир еще не видел. И она наверняка продолжит набирать ход, в то время как чемпионка мира Анна Щербакова, чемпионка Европы Алёна Косторная и даже Камила Валиева, которую вот уже второй сезон принято называть главной олимпийской надеждой страны, работают прежде всего на удержание качеств и кондиций, заметно подрастраченных в минувший год. И нужно серьёзное время, чтобы всё наверстать, стабилизировать, а в идеале ещё и сделать шаг вперёд.  

Главное, чтобы на всё задуманное спортсменкам хватило здоровья. И тогда мир получит шоу, равного которому по накалу на Олимпиадах ещё не случалось.

 

 

 


  

© Елена Вайцеховская, 2003
Размещение материалов на других сайтах возможно со ссылкой на авторство и www.velena.ru