ЯНВАРСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ
Почему проиграли Пападакис и Сизерон |
|
Фото © Александр Вильф
Грац. Чемпионат Европы |
25 января 2020
Впервые за последние пять лет трехкратные чемпионы мира Габриэла Пападакис/Гийом Сизерон смещены с европейского трона в танцах на льду. Сделали это Виктория Синицина и Никита Кацалапов.
Еще несколько дней назад подобный расклад казался ирреальным, а всевозможные предстартовые прогнозы сводились к тому, что повторить максимальный рекорд-2006, завоевав все четыре золотые медали континентального первенства, российские фигуристы не смогут ни при каких обстоятельствах, потому что есть Пападакис и Сизерон. Теперь же остается недоуменно задаваться вопросом: как вообще могло произойти, что «недосягаемый» французский дуэт остался вторым, а главное, как к этому относиться?
До начала танцевального турнира много говорилось о том, что произвольный танец Синициной и Кацалапова получился в этом сезоне не бог весть каким удачным. Что впечатлением он уступает не только танцу чемпионов, но и на внутрироссийском уровне не является лучшим - не случайно же на чемпионате России в Красноярске пара Александра Жулина победила Александру Степанову и Ивана Букина лишь за счет значительного преимущества в короткой программе. Однако уже в Граце известный танцевальный тренер и выдающийся постановщик Марина Зуева сказала: «Никакая программа не бывает гениальной сама по себе, поскольку хореография - это прежде всего исполнение, настроение, качество проката. Один и тот же танец может выглядеть как выдающимся в плане постановки, так и совершенно незапоминающимся. Поэтому очень многое будет зависеть от того, с каким настроением выступят в Граце все те, кто претендует на медали».
С тем, что в Красноярске танец Синициной и Кацалапова «не прозвучал» согласился впоследствии сам Жулин. Объяснил, что по не совсем понятной ему причине все последние тренировки Синициной и Кацалапова перед чемпионатом России проходили не очень хорошо, многое не ладилось, от этого страдало настроение и в целом подготовительный период вышел израдно скомканным. В обиходе группы тогда даже появился термин «кататься на сохранении»: то есть выполнять все предельно осторожно, не допуская технических ошибок и не позволяя эмоциям негативно повлиять на результат.
«Понимаю, что танец произвел на зрителей не самое яркое впечатление, но в Граце мы собираемся кататься уже совершенно иначе», - добавил тренер.
Рассказывая о своих подопечных год назад, Жулин отмечал, что эмоции - главный бич пары.
- По опыту своей работы с ребятами я понял очень важную вещь: если Кацалапов катается, как мы говорим, «на разрыв аорты», как он любит и умеет делать, это порой приводит в соревнованиях к непредсказуемым последствиям. Поэтому очень важно находить музыку, в которой Никита мог бы полностью раствориться, но при этом не выпрыгивать из штанов и не мчаться сломя голову вперед. Чтобы можно было максимально хорошо показать все то, что отличает пару: качественные линии, прекрасное, мягкое скольжение, способность слышать музыку.
Умение идеально подбирать для своих подопечных удобные для них программы, стопроцентно сработало на пару в Граце. Психологически очень тяжело провести почти двое суток между двумя выступлениями с мыслью о том, что расстояние до лидеров измеряется сотыми. Но на этот счет Никита после выступления сказал:
- Мы были очень довольны, что в коротком танце получили такие оценки, но совершенно не настраивались на финальное выступление так, словно должны у кого-то что-то вырвать во чтобы то ни стало. Хотели просто откататься в удовольствие, справиться с собой, вообще не думая о соперниках. И рады, что это у нас получилось. Соревноваться с Габриэлой и Гийомом или хотя бы приблизиться к ним - это уже огромный успех для любого танцора, поэтому мы вдвойне счастливы, что стали первыми. Я даже придумал себе историю про наш танец. Он о человеке, который потерял ориентир в собственной жизни и оказался крайне близко к отчаянию. И тут он встречает другого человека - родственную душу, которая протягивает ему руку и ведет по жизни, поддерживая и помогая. И жизнь начинает меняться на глазах, в ней появляется солнце и надежда.
Почему же проиграли французы? Возможно, они просто слишком успокоились: когда на протяжении лет все вокруг говорят о том, что тебе нет равных, в это очень хочется поверить, и ощущение опасности сильно притупляется. Но именно поэтому Габриэла и Гийом теперь могут оказаться по-настоящему опасны. Примерно как это случилось в олимпийском сезоне-2018, когда французы проиграли Олимпиаду в Пхенчхане канадцам Тессе Вирту/Скотту Моиру, выиграв у них произвольный танец. Проиграли, напомню, совершенно по-дурацки: в ходе короткого выступления у Габриэлы расстегнулась застежка платья и это сбило ритм и стоило дуэту тех самых десятых балла, которых в итоге не хватило до победы. На чемпионат мира-2018 в Милан Пападакис и Сизерон приехали месяц спустя собранные и по-хорошему злые и финишировали с очередными мировыми рекордами, тем самым показав миру, что поражение на Играх было хоть и обиднейшей, но случайной неудачей.
Получится ли у Кацалапова и Синициной повторить победный сценарий на мировом первенстве в Монреале? Это будет неимоверно тяжело, причем не только потому, что Пападакис и Сизерон будут выступать в родных стенах - в городе, где тренируются много лет. Если отбросить эйфорию от самой неожиданной победы чемпионата, следует признать: в Граце Синицина и Кацалапов однозначно прыгнули выше головы, в то время как соперники показали дажеко не все, на что способны, не говоря уже о серьезной технической ошибке. А значит, через два месяца вполне может случиться так, что в танцевальном мире все вернется на привычные миру круги.
Но как бы то ни было, сейчас это совершенно не должно мешать болельщикам радоваться успеху российской пары. Ведь этот успех реально грандиозен.
|