БОЙЦОВСКИЙ ХАРАКТЕР Дмитрия АЛИЕВА |
|
Фото © Александр Вильф
Грац. Чемпионат Европы |
24 января 2020
Редкий в спорте случай, но по-своему счастлив в четверг был каждый из призеров. Морис Квителашвили - тем, что завоевал первую в карьере медаль - бронзовую. 16-летний подопечный Елены Буяновой Артур Даниелян - тем, что взрослый дебют с первой попытки увенчался серебряной наградой. Дмитрий Алиев... Разве нужно пояснять, почему бывает счастлив чемпион?
Разница между золотом и серебром иногда кажется со стороны незначительной. На прошлогоднем чемпионате Европы она составила в мужском турнире всего 1,75, и все мы наперебой судачили о том, что, если бы Александру Самарину хоть чуточку больше везения, не видать бы Хавьеру Фернандесу седьмого подряд европейского золота. Казалось даже: ну, что за доблесть в том, чтобы на первенстве континента оказаться первым, тем более, когда лучшие годы лидера уже откровенно позади? Точно так же казалось, что пройдет еще год, и место чемпиона наверняка займет именно тот, кто год назад довольствовался приставкой «вице». Но не случилось. Случился Алиев - роскошно безошибочный и столь же уверенный в себе.
Хотя скорее всего в четверг, когда состоялась победа, сам Дмитрий еще ничего толком не понял. Нес на пресс-конференции какую-то смешную чушь о том, как любит в свободное от тренировок время гулять с собакой, и кататься на горных лыжах, хотя горнолыжная посадка заставляет спортсмена горбатиться, а в фигурном катании это большой минус. Зал хохотал, и было как-то совсем не с руки спрашивать победителя о серьезном. Да и не нужно было, наверное. Достаточно было повнимательнее посмотреть на его тренера - Евгения Рукавицына.
Наставника поздравляли коллеги и болельщики, обнимали, хлопали по спине и плечам, а он, сбиваясь, подыскивал правильные слова для того, чтобы сказать их в подставленный диктофон. О том, что в Граце все шло именно так, как должно, и тренировки, и настрой на выступление, и сами прокаты. О том, что не было никакого форс-мажора, хотя на самом деле он был. Потому что настраивались бороться прежде всего с французом Кевином Эймозом, а он - надо же, какая незадача - самоликвидировался, как демоны из известного фильма - фатально завалил короткую программу. И сурового соперника у Дмитрия Алиева не стало. Остался еще более суровый - сам Дмитрий Алиев. О соперничестве с собой чемпион сказал журналистам днем раньше - после короткой программы, когда шел вторым и о золоте сильно не помышлял.
Или все же помышлял?
- Если бы я видел, что в тренировках что-то идет не так, я бы внес какие-то коррективы, - дежурно продолжал рассказывать Рукавицын. - Но видел, что Дима собран именно настолько, насколько это необходимо. Скажу честно, все было достаточно сложно, хотя детализировать не готов...
Детали обычно просачиваются слухами и полунамеками. По этим слухам, Алиев переживал ровно такие же проблемы с ботинками, что Самарин и Даниелян: на ботинки российским фигуристам в этом сезоне катастрофически не везет. Но табличку, объясняющую причины тех или иных проблем, на грудь, выходя на лед, не повесишь. Наверное, поэтому в тренерском комментарии и обошлось без огорчительных штрихов.
- Мы воспринимали все происходящее без паники, вот что главное, - итожил Рукавицын. Чем Дима стал лучше в сравнении со своим первым чемпионатом Европы? На самом деле, всем. Я всегда знал, что он - боец. Даже когда случались неудачи, это не было поводом усомниться в его бойцовских качествах. Насколько он самостоятелен? Отличный вопрос! Мы вместе пришли к тому, что самое сильное качество спортсмена - уметь принимать решения таким образом, чтобы тренеру не было нужды в эти решения влезать. И сейчас я могу сказать, что Дима это умеет. Его не приходится направлять или мотивировать. Его нужно только поддерживать. Поддерживать его желание выйти на лед, сказать этим выходом что-то такое, что запомнят и оценят зрители.
- И не дать ему почувствовать, что тренер тоже волнуется, а, возможно, боится?
Рукавицын замолчал и задумался, словно заново проживая прошедшие дни. Улыбнулся каким-то своим мыслям, глядя на ученика, дающего интервью в микст-зоне. И твердо сказал:
- О страхе здесь речь вообще не идет. Единственное, что действительно важно, когда мы выходим на старт, что мы вместе. Всегда и в любой ситуации.
Счастлива была и тренер вице-чемпиона.
В своей произвольной программе ваш ученик невероятно похож на юного Хавьера Фернандеса, не замечали?
- В Граце мне говорят это со всех сторон, хотя сама я никогда не ассоциировала Даниеляна с Хави. Но начала смотреть на Артура несколько иным взглядом. Действительно, есть определенное сходство. Но эжто не потому, что мы намеренно кого-то копировали. Артур очень мягкий и пластичный от природы, как и Фернандес. Пока еще в этом сравнении он проигрывает, поскольку не научился кататься совсем свободно, чувс твуется некоторая зажатость. Надеюсь, что это с возрастом пройдет. В Артуре, как и в Хавьере, очень много юмора, внутренней иронии, он способен прекрасно передавать гротесковые характеры. Мы, собственно, и старались подчеркнуть именно эти черты. Пытались в начале сезона сделать что-то более мужественное, а не игровое, но вовремя от этой идеи отказались. Считаем, что поступили правильно.
- Рассчитывали, что ваш подопечный с первой же попытки завоюет медаль?
- Даже предполагать не могли - все-таки в нашей команде были два очень опытных спортсмена, гораздо более опытных, чем Артур. Досадно, что в произвольной программе случилось падение с достаточно элементарного прыжка - видимо, слишком сильно Артур выложился на четверных прыжках. Это как раз недостаток опыта: нельзя допускать такие вещи, когда борешься за медаль. Несмотря на это мне очень понравилось, как Артур настраивал себя на выступление, как проводил разминки, тренировки. В нем, как мне кажется, все-таки начинает проявляться и расти внутренний спортивный дух, и это здорово, когда у спортсмена появляется уверенность.
- Волнение перед дебютом как-то проявлялось?
- Артур приехал в Грац с огромным желанием выступать. Он большой фанат фигурного катания в самом широком смысле этого слова. Всех знает, смотрит все выступления, следит за тем, что происходит. Если говорить о характере Даниеляна, в нем очень чувствуется большавя внутренняя интеллигентность, которая применительно к спорту иногда сильно мешает атлету. Надеюсь, что результат, который нам удалось показать, будет в дальнейшем только окрылять Артура.
- Что было для вас, как для тренера, наиболее сложным на этом чемпионате?
- Было много нюансов, но я не назвала бы их сложными. Когда спортсмен впервые врывается на такой уровень, ему всегда бывает легче чем выступать второй или третий раз. Поэтому я настраивала Артура на то, что соревнования должны стать для него своего рода праздником, где можно позволить себе полет души, без оглядок на обстоятельства. Само по себе это непростое испытание для дебютанта - оказаться среди тех, кого раньше ты видел большей частью на видеозаписях. И конечно же он смотрел на всех широко распахнутыми глазами.
- Когда Даниелян отобрался на чемпионат Европы, пошли разговоры, что вы, возможно, предпочтете, чтобы ученик провел сезон в юниорах.
- Так Артур и будет выступать в юниорах - мы не намерены отказываться от юниорского первенства мира.
- В связи с этим наверняка будет поднят еще один вопрос: нужно ли Даниеляну ехать еще и на взрослый чемпионат мира в Монреаль. Не велика ли окажется нагрузка.
- На эту тему я вообще еще не думала, слишком переполняют эмоции. Подумаю об этом завтра, как говорила героиня известного романа. Все это мы обязательно будем обсуждать с руководством федерации фигурного катания, но в первостепенных планах - первенство России и отбор на юниорский чемпионат.
- Звучит достаточно странно: неужели человек, завоевавший серебряную медаль взрослого чемпионата Европы должен доказывать, что достоин представлять страну на юниорском первенстве и отбираться в команду на общих основаниях?
- Таковы правила. Я пока не готова сказать, как все будет дальше. Скажу больше: до начала чемпионата Европы мы обговаривали с руководством команды, что и я, и Артур вернемся в Москву сразу после окончания мужских соревнований - с тем, чтобы иметь побольше времени на подготовку к следующему старту. Сейчас же выходит, что эти планы тоже придется менять, поскольку в Граце Артуру придется участвовать в показательных выступлениях.
Артур довольно рано начал этот сезон, кататься мы начали уже в мае, потом, как у всех, у нас возникли проблемы с ботинками, поэтому хорошо бы иметь возможность хоть чуточку передохнуть и восстановиться. Но это зависит не только от нашего желания.
- Не могли бы вы расшифровать фразу про ботинки? Что значит, «как у всех»?
- Ну с лета ведь уже у многих ботинки ломались? Это ненормально, конечно же, но такова данность. Так что забот хватает. У Артура до сих пор есть определенные проблемы с ногами. Мы рассчитывали на паузу после чемпионата Европы, чтобы иметь возможность поменять ботинки, подлечить ноги. Очень не хотелось бы допустить, чтобы проблемы с ногами стали хроническими. Намины на ногах в этом плане очень опасны: их нужно лечить, но это крайне сложно, когда постоянно идут тренировки.
- Вы хотели бы иметь возможность освободить Даниеляна от отбора на юниорское первенство, чтобы поберечь силы?
- Если такую возможность нам предоставят, то мы скорее всего действительно откажемся от этого старта.
|