СТРАТЕГИЧЕСКАЯ, ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНАЯ И ПОЛИТИЧЕСКАЯ -
Главные причины смотреть чемпионат Европы |
|
Фото © Raniero Corbelletti
на снимке Александр Самарин |
21 января 2020
С 22 по 25 января в австрийском Граце будут разыграны медали чемпионата Европы, и есть как минимум пять причин обратить на эти соревнования самое пристальное внимание.
Причина первая. Спортивная
В фигурном катании нечасто случается, когда новым чемпионам континента предстоит появиться сразу в трех видах программы из четырех: действующие обладатели высших титулов в парном катании (Ванесса Джеймс/Морган Сипре) и в одиночном (Софья Самодурова и Хавьер Фернандес), в нынешнем первенстве не выступают. Самой большой потерей в этом списке выглядит испанец, и вот почему: во-первых, он был слишком ярок. Точку в своей карьере Хавьер поставил после седьмой европейской победы подряд, то есть выступал не просто успешно, но и очень долго. Когда из спорта уходят звезды такого уровня, оставленная в болельщицких душах брешь затягивается не быстро. Во-вторых, Хавьер дважды побеждал на чемпионатах мира Юдзуру Ханю. Но если Ханю давным-давно заработал прозвище «инопланетянин», то Фернандес был для публики самым что ни на есть парнем из соседнего двора. Близким и понятным. В-третьих, с уходом Хавьера в фигурном катании исчезла целая страна: своей прошлогодней победой на европейском чемпионате испанец обеспечил родине три вакансии, но занимать их оказалось некому. Вот и получается, что предстоящая замена Фернандеса на европейском троне вряд ли окажется равноценной, какую кандидатуру ни назови. Новому чемпиону понадобится время, чтобы заставить публику полюбить себя по-настоящему.
Три перечисленных выше вида программы объединяет чисто спортивный интерес: новыми чемпионами Европы с очень высокой степенью вероятности должны стать представители России, хотя в парном катании применять слово «новый» к вице-чемпионам мира Евгении Тарасовой/Владимиру Морозову было бы не совсем правомерно. Эти фигуристы дважды становились чемпионами континента в 2017 и 2018 годах, но на последнем первенстве уступили Джеймс/Сипре и в короткой, и в произвольной программе, сильно озадачив тем самым своих болельщиков.
Два месяца спустя Женя с Владимиром взяли безусловный реванш на мировом первенстве в Сайтаме, где стали в общем зачете вторыми, выиграв короткую программу у действующих чемпионов мира, китайцев Вэнцзин Суй/Цунь Ханя. Иначе говоря, прошлогоднее поражение пары на чемпионате Европы в Минске можно было бы считать случайным и спокойно ждать того момента, когда двукратные чемпионы Европы вернут себе полагающийся им трофей. Но на этом беспроблемном на первый взгляд пути в этом сезоне внезапно образовалось более чем серьезное препятствие в виде юной пары самого опытного российского тренера Тамары Москвиной и ее напарника Артура Минчука. Александра Бойкова/Дмитрий Козловский сначала дважды обыграли Тарасову и Морозова на этапах Гран-при в Канаде и Москве, затем опередили их на отборочном чемпионате России в Красноярске, получив вместе с медалями неформальный титул первой пары России.
Причина вторая. Стратегическая
Чемпионат Европы – это, безусловно, не тот старт, к которому всем сильнейшим во что бы то ни стало следует подойти на пике формы. Но случаются ситуации-исключения, когда на первый план выходит стратегия. Яркий пример - чемпионат Европы-2018, где в женском одиночном катании 15-летняя Алина Загитова опередила безусловную фаворитку олимпийского цикла Евгению Медведеву. В глазах судей тот турнир впервые поставил дебютантку сезона вровень с двукратной чемпионкой мира, две спортсменки практически сравнялись по второй оценке, и все остальное стало делом техники в прямом смысле этого слова: там, где Медведева отчаянно старалась удержать свои позиции, Загитова продолжала набирать ход.
Столь же стратегической была победа Юлии Липницкой над Аделиной Сотниковой на ЧЕ-2014: не случись ее, мы скорее всего не увидели бы Липницкую в командном олимпийском турнире, а мир бы лишился прекрасной драматической сказки про девочку в красном пальто.
Рассуждая абстрактно, сама по себе третья победа в континентальном первенстве вряд ли может иметь для Тарасовой и Морозова какую-то особенную ценность. Но для Бойковой и Козловского она невероятно важна именно в стратегическом плане, потому что приехать на чемпионат мира в статусе сильнейшей пары своего континента – совсем не одно и то же, что приехать в статусе вторых: сколько бы мы не говорили о том, что вторая оценка не должна подразумевать надбавок за титулы, она в очень большой степени их подразумевает.
О том, что Бойкова и Козловский ставят перед собой именно стратегические цели, достаточно открыто сказала год назад Москвина, заметив, что в прошлом сезоне ставила перед собой и Минчуком задачу, чтобы пара не была похожа ни на кого из тех, с кем будет соревноваться, А заодно хотела посмотреть на подопечных в рамках чемпионата мира и увидеть то окружение, в котором ребятам предстоит кататься в нынешнем сезоне.
«И у Саши, и у Димы есть, как мы говорим, «плюс старт», они почти всегда выдают в соревнованиях свой максимум», - сказала тогда тренер. И добавила: «Не нужно забывать, что Бойкова и Козловский только-только научились правильно выполнять все элементы. Заниматься с ними стилем нам с Артуром было просто некогда. Но сейчас начнем»
Наличие на чемпионате Европы столь серьезных и амбициозных соперников меняет для Тарасовой и Морозова очень многое. Проигрывать в четвертый раз подряд уже нельзя. И это значит, что в Граце в состязаниях спортивных пар мы увидим очень жесткую и бескомпромиссную битву равнозначных фаворитов, способную украсить любой турнир.
Причина третья. Эстетическая
«Танцы — такой вид спорта, где ничего не понятно. Все просто смотрят и наслаждаются катанием», - сказала в одном из своих интервью российская танцорша Беттина Попова.
Соперничество в танцевальном турнире вице-чемпионов мира Виктории Синициной/Никиты Кацалапова и вице-чемпионов Европы Александры Степановой/Ивана Букина вполне можно было бы отнести к стратегической категории. Силы танцоров фактически равны, это не раз находило подтверждение по ходу сезона, в том числе и на чемпионате России, поэтому для обоих дуэтов одинаково важно выиграть в Граце внутреннее соперничество и получить титул первой пары страны - ведь степень влияния подобных факторов на оценку, в том числе и техническую, всегда была в танцах особенно высока.
Но есть один фактор, отодвигающий российскую танцевальную стратегию на второй план: вся эта борьба будет вестись не за золото. И значит, в этом единственном виде, априори проигранном Россией и всей остальной Европой, остается отнестись к происходящему, как к высокому искусству и в тысячный раз задаться вопросом: почему танцуют все, а выигрывают Габриэла Пападакис и Гийом Сизерон - совершенно удивительная во всех отношениях пара, которая шесть лет назад была на чемпионате Европы 15-й, и в одни ворота выиграла пять последующих континентальных первенств. Пара не самая красивая внешне, не с самыми яркими и запоминающимися программами и не всегда бесспорными костюмами. Как это случилось в коротком танце нынешнего сезона, где Габи выбрала для себя наряд, состоящий из розовых лосин, бирюзового купальника, напрочь «позабыв» о такой танцевальной мелочи, как юбка и абсолютно не утруждая себя беспокойством, как этот немыслимый авангард могут воспринять судьи.
Тогда почему же они все еще недосягаемы?
– Я вам уже говорил и могу повторить, что восхищаюсь французской парой. Вижу в этом дуэте какую-то запредельную магию. У Гийома – потрясающая хореографическая подготовка, которой позавидует любой балетный танцовщик, плюс – потрясающее чувство позы. Когда он катается, то качеством этого катания перекрывает любые недостатки партнерши. И как бы я не хотел думать иначе, «сделать Сизерона» из любого другого фигуриста совершенно невозможно. Поэтому равняться в рамках Европы мы стараемся прежде всего на них, а не на какой-то другой дуэт.
Рискую показаться необъективной, но причина, возможно, кроется не в гениальности Гийома, как фигуриста и танцовщика, о чем в фигурном катании говорится уже не один год, в том числе и российскими тренерами, а в гениальности его партнерши. Пападакис – женщина-хамелеон, и в этой ипостаси ей реально нет равных.
Габи способна фантастически органично подстраиваться под любой ритм, любой музыкальный стиль и прежде всего под своего партнера, становясь в прямом смысле его тенью на льду – тенью гения. Это невероятно завораживает и никогда не надоедает, как созерцание текущей с гор воды. Не согласны? Попробуйте подобрать иное объяснение французскому танцевальному феномену. Хотя именно этим в ходе танцевального турнира так или иначе будут заниматься все, кто приедет в Грац.
Причина четвертая. Интернациональная
Несколько лет назад, когда стало очевидно, что девушек, способных победить на чемпионате Европы, в России становится больше, чем вакансий в сборной, тренеры одиночниц всерьез стали задумываться о том, чтобы перевести подопечных под флаги других стран. Сложно сказать, насколько далек тот день, когда все женское европейское одиночное катание может оказаться упакованным фигуристками, выросшими в России и за редкими исключениями продолжающими тренироваться под руководством своих же российских тренеров, но в Граце экс-россиянками будут представлены сразу пять сборных– Армения, Азербайджан, Белоруссия, Польша и Сербия.
Это, пожалуй, все, что на текущий момент нужно знать о внутренней спортивной миграции: вряд ли кто-то из иностранных фигуристок сумеет составить реальную конкуренцию российскому трио в составе Анны Щербаковой, Алены Косторной и Александры Трусовой. Гадать в каком порядке окажутся на пьедестале эти трое не имеет смысла: каждая имеет равные шансы на то, чтобы победить или проиграть. Но посмотреть, чего в лице спортивных эмигранток лишилась наша страна, безусловно, будет интересно.
Причина пятая. Политическая
Чемпионат Европы может стать для России если не последним, то предпоследним турниром, где наша страна будет присутствовать под своим национальным флагом. И невозможно не думать о том, чем может быть чреват для российских фигуристов нейтральный статус. Прежде всего – потерей судейской поддержки. Российские технические специалисты и контролеры вряд ли лишатся своих мест, поскольку все они представляют на международных турнирах не собственные страны, а Международный союбз конькобежцев ( ISU), имеют достаточно высокую профессиональную репутацию, и удаление таких специалистов с игрового поля способно сильно ударить по репутации самого ISU. А вот линейные судьи вполне могут стать заложниками ситуации, поскольку их представительство напрямую связано с национальными квотами. Когда борьба за медали ведется на уровне десятых и сотых долей балла (к примеру, на последнем чемпионате мира Синицина и Кацалапов обошли сильнейший американский дуэт в произвольной программе всего на 0,61), присутствие или отсутствие «своего» судьи в бригаде вполне может стать решающим фактором. И не только в танцах.
Еще один политический момент непосредственно связанный с Россией может коснуться женского одиночного катания. Все уже порядком свыклись с мыслью, что возраст допуска спортсменок на взрослый уровень скорее всего будет пересмотрен после Олимпийских игр-2022 в Пекине. Если в Граце вдруг сложится так, что три российские одиночницы финишируют на расстоянии выстрела от всех остальных, число поборников повышения возрастного ценза наверняка возрастет.
Главная опасность ситуации заключается в том, что для принятия такого решения ISU совершенно необязательно ждать два года: теоретически вопрос допуска может быть вынесен на промежуточный Конгресс ISU уже в июне этого года. Звучит абсурдно, но если вспомнить, сколько раз за последние несколько лет на российских спортсменов внезапно обрушивались самые непредсказуемые санкции, такой вариант развития событий вряд ли стоит сбрасывать со счетов.
|