ПРЫГАЕТ ТАК, СЛОВНО ЭТО ЕЙ НИЧЕГО НЕ СТОИТ |
|
Фото ©
Новогорск. Елизавета Осокина |
20 августа 2020
Главным открытием предстоящего юниорского сезона стала 13-летняя фигуристка Елизавета Осокина. Такое мнение высказала одна из известнейших специалистов мира Татьяна Тарасова. RT разбирает, каким образом фигуристка, год назад приехавшая в Москву из Казани, сумела затмить на льду сразу двух наиболее ярких представительниц школы Этери Тутберидзе и встать вровень с Софьей Самоделкиной, показавшей в Новогорске наиболее сложные и качественные прокаты.
Предсезонные прокаты — это, конечно же, не соревнования, а чисто рабочее мероприятие, задача которого — выявить все недочеты и недоработки в программах сильнейших и выдать спортсменам и их тренерам максимум профессиональных рекомендаций. В этом плане юниорские прокаты в Новогорске получились предельно насыщенными. В разговоре с корреспондентом RT Тарасова назвала прокаты очень важным событием для всего российского фигурного катания, подчеркнув: «Это очень большая работа, которую совместно провели в Новогорске все наши ведущие специалисты, включая Александра Лакерника (вице-предидент Международного союза конькобежцев — прим). Каждый день начинался полноценной утренней тренировкой, потом шли прокаты, затем на общем собрании проводился разбор показанных программ, и уже вечером делался видеоанализ каждого выступления, после чего тренерам и спортсменам выдавался список замечаний и рекомендаций по каждому элементу, где в числе прочего были указаны выставленные судьями баллы. Оценки хоть и не выставлялись фигуристам в открытую, но при разборе программ их озвучивали».
В отношении Осокиной легендарный тренер заметила:
— Лиза — настоящее открытие сезона. Она лёгкая, как воздух, как бабочка. Прыгает так, словно ей это ничего не стоит. А я ведь помню, что год назад, когда ее только взяли в ЦСКА, она была совершенно другой. Девочка совершила просто огромный скачок в развитии.
Мнение Тарасовой полностью разделила ее коллега Инна Гончаренко, сказав в комментарии Р-спорту:
«Лиза для меня — открытие прокатов. Конечно, мы все аплодируем Софье Самоделкиной, но ее аксели мы уже видели, а Осокина – новенькая. Считаю, что у нее лучшая короткая программа из всех. Она максимально сбалансирована, каждый элемент выведен на плюс. Это очень выгодный вариант программы для спортсменки, у которой пока нет тройного акселя».
Тем, кто следит за юниорским катанием, Осокина уже известна: в группу Елены Буяновой фигуристку в позапрошлом году привезла ее первый тренер Ольга Арбузова, посчитав, что в Казани просто нет условий для дальнейшего роста спортсменки. Рассказывая о работе с новой подопечной Буянова подчеркнула, что первостепенной задачей на текущий сезон было не удивить всех какой-то невероятной сложностью (хотя в тренировках Лиза активно разучивает два разных четверных прыжка), а максимально развить те качества, которыми обладает спортсменка.
— Лиза катается у нас всего лишь второй год, поэтому мы прежде всего хотели показать неординарность этой фигуристки, развить уже имеющиеся качества. Отрабатывали скольжение — этим занимался Максим Завозин, очень много занимались хореографией и прыжками, которые тоже были слабоваты. Поэтому я очень рада, что девочка сумела показать на прокатах свой максимум несмотря на то, что первый раз оказалась в сборной, первый раз участвовала в предсезонных прокатах, и всё это было очень для нее волнительно, — сказала тренер.
Интересно, что прошлогоднюю произвольную программу юной казанской спортсменке ставила двукратная чемпионка мира среди юниоров, двукратная вице-чемпионка Европы и призер чемпионата мира-2015 Елена Радионова, которая после завершения карьеры продолжает работать с фигуристками на льду в качестве одного из тренеров-постановщиков. Буянова заметила на этот счет, что одна только возможность ежедневно видеть катание столь выдающегося мастера дает юным девочкам очень много для собственного развития. А если учесть, что на этом же льду в ЦСКА уже почти два месяца тренируется двукратная чемпионка мира и вице-чемпиорнка Олимпийских Игр Евгения Медведева, армейским девочкам повезло вдвойне.
Женское фигурное катание стало с некоторых пор невероятно прагматичным. В этом плане Осокиной не слишком подфартило с датой появления на свет: она родилась в конце декабря 2006-го и соответственно не попадает на ближайшую Олимпиаду, подобно тому, как в свое время на Игры в Турине не попала Мао Асада, родившаяся в конце сентября: по правилам ISU для допуска на Игры спортсменке должно исполниться 15 лет на момент 1 июля предшествующего Олимпиаде сезона. А к следующим Играм Лизе уже исполнится 19, что существенно снижает ее шансы на борьбу с теми, кто в 2026-м только выйдет на взрослый уровень.
Буянова, впрочем, заметила, что не видит смысла в том, чтобы заниматься подобными подсчетами.
— Так могут рассуждать те тренеры, в группе которых много спортсменок высокого класса, соответственно, ситуация позволяет просчитать, на кого делать ту или иную ставку, — сказала тренер. — У нас в ЦСКА такого выбора нет, поэтому мы просто стараемся максимально развить индивидуальность тех девочек, с которыми работаем. 13-14 лет — это тот самый возраст, когда из талантливого ребенка можно вылепить всё, что угодно. Поэтому я очень рада, что на прокатах так хорошо показала себя Соня Самоделкина, которая работает в нашей школе с Сергеем Давыдовым, что запомнилась всем Лиза. Наши девочки мало того, что справились со всеми своими задачами, но стали единственными, кто сумел откатать обе программы чисто. Я, как руководитель школы, очень этим довольна.
— В целом мне очень понравились оба выступления Осокиной, — продолжила тренер. — Я даже специально перешла на другую сторону катка, чтобы иметь возможность увидеть программы «лицом», как видят их судьи. Короткая программа осталась у нас прошлогодней, ее ставил для Лизы Никита Михайлов. Произвольной программой занимался тоже он, но идею этой постановки, как и заходы на элементы, и не слишком известную, неизбитую музыку, предложила я. Точнее, предложил наш специалист по музыке Александр Бабаян, я сразу с его выбором согласилась. Если говорить о прыжках, цели у всех тренеров сейчас примерно одинаковы, все понимают, что без четверных уже никуда не деться, мы тоже активно ведем эту работу, но, считаю, говорить о том, что четверные прыжки у Осокиной есть, ещё несколько преждевременно.
На прыжок в четыре оборота, сальхов, решилась в ходе прокатов единственная спортсменка — представительница «Хрустального» Майя Хромых. Попытка не получилась — фигуристка упала на приземлении, а сам прыжок выглядел слишком сырым, чтобы допустить, что он мог в принципе стать удачным. Тарасова, впрочем, отметила, что не видит в этом ничего страшного.
— Видно, что некоторые программы просто не накатаны, — сказала она. — У Майи, считаю, огромные возможности: она невероятно пластична, у неё большой шаг, развернутые ноги, потрясающие кораблики, хорошие руки. Вторая половина программы выглядит тяжеловатой, но это объяснимо: всё-таки, сезон был начат позже обычного...
По логике, именно Хромых в тандеме с Дарьей Усачевой должны были задавать тон юниорским прокатам этого сезона: обе спортсменки участвовали весной в первенстве мира среди юниоров, Усачева стала серебряным призером, уступив Камиле Валиевой, Хромых заняла четвертое место и все шло к тому, что эти три российские фигуристки в новом сезоне станут очередным звездным проектом своего тренера, как до них были Александра Трусова, Анна Щербакова и Алёна Косторная. После того, как Валиеву вывели за рамки юниорского катания, разрешив спортсменке принять участие во взрослых предсезонных прокатах, Усачева выглядела наиболее вероятным претендентом на то, чтобы занять место лидера российского юниорского катания. Но первое появление Даши на льду в Новогорске поставило доминирование спортсменки под сомнение. И дело тут даже не в текущей готовности, а, скорее, в программах: произвольная композиция «Ромео и Джульетта», поставленная постоянным хореографом группы Даниилом Глейхенгаузом, на фоне общей невкатанности выглядит откровенно вторичной: с похожей постановкой (и тоже за авторством Глейхенгауза) в сезоне 2018/19 гораздо более впечатляюще выступала Алена Косторная. А если учесть, что «Ромео и Джульетту» с практически аналогичным подбором музыки будет катать в этом сезоне Александра Трусова, сравнение вполне может снова получиться не в пользу Усачевой, тем более что на чемпионате России фигуристкам придётся встречаться в рамках одного турнира.
Рассуждая несколько дней назад о женском одиночном катании, работающие в США Рафаэль Арутюнян и Валентин Николаев сошлись во мнении, что тренеру категорически не следует стремиться к тому, чтобы его подопечный становился сильнейшим на всех стартах подряд. Такой взгляд, безусловно, еще более актуален применительно к предсезонным прокатам. Здесь нет задачи во чтобы то ни стало победить всех, но есть задача запомниться, заставить людей обращать на себя внимание на всех последующих стартах. Что, собственно, с блеском удалось Самоделкиной (во многом благодаря превосходно исполненному в каждой из программ тройному акселю) и Осокиной с ее необычными и очень «штучными» постановками. Получается, что фигуристкам «Хрустального», которых мы привыкли видеть исключительно на лидирующих ролях, придется заново отстаивать свои позиции. Что, согласитесь, уже сейчас придает юниорскому девичьему сезону совершенно особую интригу.
|