Елена Вайцеховская о спорте и его звездах. Интервью, очерки и комментарии разных лет
Главная
От автора
Вокруг спорта
Комментарии
Водные виды спорта
Гимнастика
Единоборства
Игры
Легкая атлетика
Лыжный спорт
Технические виды
Фигурное катание
Футбол
Хоккей
Олимпийские игры
От А до Я...
Материалы по годам...
Translations
Авторский раздел
COOLинария
Telegram
Блог

Фигурное катание - Кубок России - 2020 (Москва)
БОНУСНЫЙ ПРОКАТ
Александра Трусова
Фото © Александр Вильф

11 октября 2020

Главной сенсацией турнира стало выступление Трусовой в произвольной программе. Проигрывая действующей чемпионке мира среди юниоров Камиле Валиевой почти 10 баллов после короткой программы, Саша закончила произвольный прокат с преимуществом  в 16,22 и одержала первую победу в сезоне. Третье место досталось Дарье Усачёвой. Ученица Евгения Плющенко чисто исполнила два четверных тулупа, за что получила четыре дополнительных балла.

Действительно ли фигуристку, ставшую широко известной благодаря неуёмному стремлению к запредельной сложности, засудили в короткой программе в субботу? Эта тема взбудоражила информационное интернет-пространство сразу после того, как завершился первый день женских соревнований, и продолжала полыхать в воскресенье на трибунах, пока стадион пребывал в ожидании выхода одиночниц на лед. Двукратная чемпионка мира среди юниоров, напомню, в субботу впервые в карьере показала в короткой программе докрученный тройной аксель, но по сумме баллов уступила 9,33 Камиле Валиевой и 4,62 Дарье Усачевой — двум наиболее перспективным юниоркам «Хрустального». После чего и возникли предположения, что таким образом — через судей — Трусовой дают понять, что ее уход из Хрустального от Этери Тутберидзе в школу олимпийского чемпиона Евгения Плющенко был ошибкой, плата за которую — судейская немилость.

Разобраться в нынешних судейских коллизиях неподготовленному зрителю не всегда бывает возможно, поэтому следует пояснить: кубок России — это достаточно специфические соревнования для внутреннего пользования с соответствующим судейством. В частности — с надбавками за те элементы, освоение которых с точки зрения российской федерации фигурного катания (ФФККР) следует дополнительно простимулировать. В текущей реальности такими элементами в женском катании являются прыжки в 3,5 и 4 оборота, а также наиболее сложные и хорошо исполненные вращения.

Намерения, безусловно, благие, но не сказать, что однозначные. Чтобы понять это, достаточно включить логику. Например, второй из критериев официально звучит следующим образом: «Вращение четвертого уровня сложности со средним GOE не меньше +4».

Сразу возникает резонный вопрос: если максимально сложное вращение фигурист способен выполнить безупречно, он и так получает предельно высокие баллы. Тогда о каких дополнительных надбавках может вообще идти речь? Но и Валиева, и Усачева заработали по три дополнительных балла  в короткой программе именно таким образом, а Трусова за свой впервые показанный в соревнованиях тройной аксель (надбавка за который, к слову, составляет не один, а два балла) — бонус не получила вообще. Почему? Все обороты в ультра-си были Сашей  полностью докручены, то есть, соответствовали пункту правил: «Удовлетворительное исполнение всех прыжковых элементов включает отсутствие недокрута».

Другой вопрос, что выезд с тройного акселя Саша выполнила с помаркой. Это, видимо, не сподвигло арбитров на дополнительный бонус, хотя логики в этом тоже нет никакой: за ошибку на приземлении Трусова уже была наказана судьями — получила за аксель 5,60 при базовой стоимости прыжка в 8,0. Получается, что наказав  спортсменку дважды, арбитры фактически открыто задекларировали: бонусы — это ни что иное, как инструмент манипуляции. Туз, который в нужный момент нужно всего лишь вытащить из рукава. Так по крайней мере  это выглядело для всех, кто наблюдал за соревнованиями со стороны.

Поэтому было вдвойне интересно ждать женских баталий в произвольной программе, где Трусова и ее новый тренерский штаб заявили три четверных прыжка. Против двух — у Валиевой.

По большому счету прыжки Трусовой в контексте кубка России вообще не стоило расценивать, как инструмент соперничества с кем бы то ни было. После сентябрьских прокатов тренер фигуристки Евгений Плющенко сказал в интервью по поводу возможного усложнения программ: мол, произвольная постановка сделана таким образом, чтобы можно было заменить в ней двойной аксель тройным.

«Кроме этого, у нас запланирован ещё и четверной сальхов, Саша прекрасно его делает, — добавил тренер.

Подобные усложнения в сложнокоординационных видах спорта никогда не совершаются одномоментно — высок риск, что у спортсмена просто не выдержит голова и начнется глобальная раскоординация. С этой точки зрения, у Трусовой всё пока идет по плану: новый для себя прыжок тройной аксель она показала в «Мегаспорте» не только в короткой программе, но и на двух открытых тренировках, то есть в условиях, максимально приближенных к боевым. А это совсем не одно и то же, что успешно выполнить прыжок в тренировочном режиме на домашнем катке.

Включать новый элемент в произвольную программу, когда эта программа нестабильна и только начинает накатываться, тренерский штаб посчитал преждевременным и угадал: со своим набором прыжков спортсменка справилась достаточно лихо: наиболее сложный из существующих четверных — лутц — был выполнен без выезда, но на ногах Саша устояла. Следом она прекрасно выполнила два четверных тулупа, заработала за них в дополнение к судейским оценкам четыре бонусных балла, и по совокупности выиграла 12,01 у Усачёвой и 16,22 у Валиевой, несмотря на то, что Камила получила от судей рекордное количество бонусов - 5.

На этом, собственно, все разговоры о скандальном судействе утихли сами собой.
   

 
 

© Елена Вайцеховская, 2003
Размещение материалов на других сайтах возможно со ссылкой на авторство и www.velena.ru