НОВЫЙ ВЫЗОВ: ВЕРНЁТСЯ ЛИ МЕДВЕДЕВА? |
|
Фото © AFP
Евгения Медведева |
10 декабря 2020
Серебряный призёр Олимпийских игр Евгения Медведева не выступит на ближайшем чемпионате России по фигурному катанию в Челябинске. Двукратная чемпионка мира не успела восстановиться после коронавируса и травмы спины, из-за чего рискует пропустить весь текущий сезон. Однако болельщики ещё вправе надеяться на возвращение спортсменки на лёд. Своими словами и действиями она не раз подтверждала, что намерена дальше преодолевать все трудности, чтобы её карьера продолжалась.
На этой неделе была разрушена одна из самых долгожданных интриг сезона — двукратная чемпионка мира и серебряный призер олимпийских игр-2018 Евгения Медведева заявила, что не будет выступать в чемпионате России.
«К сожалению, вынуждена подтвердить свой пропуск чемпионата России, это наше решение, — сказала фигуристка, добавив:
— Этот сезон, наверное, самый тяжелый, если говорить о здоровье. Осенью были проблемы со спиной, сильные боли, из-за которых я пропустила больше месяца тренировок. Пришлось много времени провести в клиниках».
Природа повышенного интереса к Медведевой была понятна: в сентябре Женя вернулась к своему прежнему наставнику Этери Тутберидзе, а смена тренера — это всегда так или иначе смена привычного впечатления. Тем более, когда речь идет о тренере, который ставит во главу процесса только победу.
Но планы фигуристки в очередной раз были разрушены. К Тутберидзе она переходила, уже имея обострившиеся проблемы со спиной, а после того, как начала тренироваться с удвоенным рвением, старая травма стала напоминать о себе до такой степени, что тренировки пришлось приостановить и лечь в больницу на микрооперацию. А в день выписки стало известно, что проведенный накануне тест на коронавирус дал положительный результат.
Была слабая надежда на то, что заболевание пройдет у Медведевой бессимптомно, но эта иллюзия быстро оказалась развеянной: состояние фигуристки начало ухудшаться, поднялась температура, и Женя была вынуждена снова лечь в больницу, откуда вышла только через восемь дней. Понятно, что уже не могло быть и речи о том, чтобы должным образом подготовиться к дебютному соревнованию сезона.
Вернется ли она на лёд?
Формально препятствий для этого не существует. Руководители российской федерации фигурного катания были готовы допустить Медведеву к чемпионату России в Челябинске, хотя критерии отбора Женя, как и ряд других фигуристов топ-уровня, не выполнила. Если двукратная чемпионка мира будет готова соревноваться в феврале, наверняка не возникнет преград в том, чтобы включить ее в число участников финала Кубка России. Ясно одно: Медведева по-прежнему отчаянно хочет продолжать кататься, несмотря на то, что столкнулась в послеолимпийской реальности с таким количеством всевозможных испытаний, с которым не сталкивался никто из выдающихся чемпионок последних лет. Причем это желание совершенно не сиюминутно. Скорее, наоборот: выстраданное и неоднократно обдуманное.
Два с половиной года назад, уезжая из Москвы в Канаду к Брайану Орсеру в совершенно разобранном ментально и физически состоянии, Женя говорила в интервью:
«Знаете, я по своей натуре человек-реалист. Я умею признаваться себе в каких-то не слишком приятных вещах. Если буду понимать, что да, это мой предел и на большее я просто на данный момент не способна, то точно так же признаюсь в том, что заняла свое место – то, которое мне положено. Сейчас я четко понимаю, что для меня действительно начинается абсолютно новая жизнь. Я никогда раньше не жила в другой стране, никогда не тренировалась у иностранных специалистов, никогда в жизни не ела непривычную еду дольше двух-трех недель. То есть абсолютно все меняется. Абсолютно новый лист. Да, у меня была цель - Олимпиада. Я шла нацеленная только на выступление на Играх, больше ни на что не смотрела. У меня фактически не было друзей, не было каких-либо интересов, при том, что я считаю себя достаточно разносторонним человеком. Не случалось никаких новых знакомств, я их просто не поддерживала из-за недостатка времени, а порой желания. Были только тренировки. Зимой перед Играми в Пхенчхане, когда я была травмирована и не могла кататься, вдруг поймала себя на мысли: неужели когда закончу со спортом, я так и останусь без друзей, без каких бы то ни было занятий и умений, без личной жизни - без всего? И как только после Олимпиады я, что называется, открыла глаза, жизнь сама собой потекла не то, чтобы в другое русло, а просто стала гораздо более объемной, словно из ручейка превратилась в реку. У меня появились друзья, появилась куча интересов, в том числе и предпосылки к будущей профессии, которая может быть мне понравится, а, возможно, 150 раз еще поменяется...»
В многочисленных интернет-дискуссиях Медведевой предрекали участь «сбитого летчика», и нельзя сказать, что делалось жто на пустом месте: ещё никому из спортсменок Тутберидзе не удавалось, уйдя от тренера, сохранить уровень прежних результатов. Орсер в этом плане сделал почти невозможное: Женя стала лучше скользить, у нее изменился стиль, а главное — канадскому тренеру удалось восстановить весь прежний технический потенциал прыжков и даже продвинуться вперед. На чемпионате мира-2019, где Медведева завоевала бронзу, она показала новый для себя каскад «сальхов-риттбергер», общая базовая сумма технических элементов составила 61,81, что было всего на 0,52 ниже, чем на Олимпийских играх в Пхенчхане и на двух предшествовавших Играм чемпионатах мира. Выдающимся это достижение делало то, что оно было реализовано на совершенно взрослом теле и, соответственно, давало основания верить, что это не предел и уж тем более — не тупик.
К итогу того выступления Медведева отнеслась очень взвешенно и рационально, сказав:
«Я поняла, как мне кажется, очень важную вещь. Каждый спортсмен едет на соревнования с мыслью о победе. Это нормально и правильно. Просто «победа» всегда у каждого из нас своя – в зависимости от обстоятельств. С учетом своих обстоятельств я однозначно победила. Чемпионат мира был наполнен для меня особенным смыслом, и цвет медали не имеет здесь никакого значения. Это очень важно. Хотя довольна я как всегда не всем. У меня пока еще не то тело, которое я хочу иметь. Для изучения более сложных прыжков тело должно быть, как машина. И оно у меня будет...»
С неудачного для себя чемпионата России в Красноярске, который не получилось завершить из-за сломавшегося ботинка, Медведева уезжала в Канаду со стойким намерением выучить четверной прыжок, о чем там же, в Красноярске мне сказала мама спортсменки.
Сейчас, разумеется, бессмысленно рассуждать о том, насколько реальными были эти планы, и чего вообще могла бы добиться фигуристка под руководством Орсера, не случись пандемии. Но очень похоже, что Тутберидзе, приняв решение возобновить работу с экс-ученицей, меньше всего руководствовалась эмоциями. Вполне возможно, что во внезапно открывшейся перспективе тренер просто увидела новый для себя вызов: ведь в прошлой карьере у неё ещё не случалось возможности попробовать сделать выдающийся результат со взрослой, прекрасно обученной спортсменкой, одержимой желанием кататься и становиться лучше и сильнее. Не думаю, что ошибусь, если скажу, что такого желания не наблюдалось ни у Юлии Липницкой после Игр в Сочи, ни у Алины Загитовой после триумфа в Пхенчхане.
Отчасти, возможно, дело в том, что Медведева, как сказала об этом однажды ее мама, никогда не отличалась каким-то особенными природными данными — в этом плане Женя сильно уступала и Юле, и Алине, и многим другим. Её главный талант заключался в невероятной работоспособности, умении продолжать карабкаться на вершину даже тогда, когда все внешние обстоятельства препятствуют этому. В этом плане ничего не изменилось и сейчас: пока Медведева продолжает чувствовать, что её внутренний путь не пройден до конца, она не сдастся и не отступит — в этом можно даже не сомневаться. Единственное, что может этому настрою помешать — это травма. Как поведет себя спина, когда нагрузки будут восстановлены в полном масштабе, пока неясно.
Что реально сейчас нужно фигуристке — это возможность выступать. Пусть это даже будут шоу: после годичной соревновательной паузы Медведевой придется заново привыкать к трибунам, стрессу публичных выступлений и, наверное, порядком подзабытому ощущению, что её по-прежнему любят и ждут. Причём не только в России. А уж как будут развиваться события после, это совсем другая история.
|