Елена Вайцеховская о спорте и его звездах. Интервью, очерки и комментарии разных лет
Главная
От автора
Вокруг спорта
Комментарии
Водные виды спорта
Гимнастика
Единоборства
Игры
Легкая атлетика
Лыжный спорт
Технические виды
Фигурное катание
Футбол
Хоккей
Олимпийские игры
От А до Я...
Материалы по годам...
Translations
Авторский раздел
COOLинария
Telegram
Блог

Фигурное катание - Кубок России - 2020 (Москва)
ПОБЕДА ВАЛИЕВОЙ, УЛЬТРА-СИ ТРУСОВОЙ
Фото © Александр Вильф

10 октября 2020

В московском «Мегаспорте» начался второй этап кубка России. В соревнованиях не принимает участия ранее заявленная двукратная чемпионка мира Евгения Медведева, которая в текущий момент проходит обследование в спинальной клинике, но гвоздем субботней программы однозначно стал женский турнир, в котором лидирует чемпионка мира среди юниоров Камила Валиева. В мужском   разряде неудачу потерпел единственный лидер — Александр Самарин, а в двух других видах уверенно лидируют чемпионы Европы Виктория Синицина/Никита Кацалапов (ритм-танец) и Дарья Павлюченко/Денис Ходыкин (пары).

На утренней тренировке в субботу Александра Трусова впервые прыгнула тройной аксель и главный ньюсмейкер второго этапа кубка России был определен. До этого основным событием мероприятия, а заодно и всей предшествующей ему недели считалась Евгения Медведева: увидеть спортсменку, вернувшуюся к прежнему тренеру после двух с лишним лет разлуки, хотели все. Почему-то верилось, что Женя предстанет перед публикой в полном блеске — как в те давние уже времена, когда она считалась непобедимой.

Этого, к сожалению, не произошло, из-за обострившейся травмы спины фигуристка была вынуждена сняться с соревнований за день до их начала, и оставалось констатировать, что третий крупный старт, пропущенный двукратной чемпионкой мира за последний год (первым был прошлогодний декабрьский чемпионат России в Красноярске) сильно пошатнул уверенность болельщиков в том, что Медведева вообще вернется на лёд в этом сезоне.

Чем объяснить, что спортсменка, фактически исчезнувшая из соревновательного фигурного катания, продолжает оставаться чуть ли не главным его ньюсмейкером? Наверное, тем, что Женя не переставала удивлять. После Олимпийских игр в Пхенчхане место королевы российского одиночного катания справедливо отошло чемпионке — Алине Загитовой, но жизненная история ее главной соперницы продолжала оставаться гораздо более мощной даже тогда, когда через год после Олимпиады Алина стала чемпионкой мира. С одной стороны, этот парадокс связан с тем, что, с точки зрения достижений карьера Медведевой гораздо более уникальна: никакой другой спортсменке за всю историю фигурного катания не удавалось показать стабильность, что Женя демонстрировала по ходу двух своих взрослых сезонов. Известный американский журналист Фил Херш как-то подсчитал: выступая в соревнованиях на протяжении этих двух лет Медведева выдала серию из 282 прыжков, ни разу не упав. 

Абсолютная безошибочность была именно тем коньком, который регулярно вывозил Медведеву к победам. Если сейчас начинать вспоминать те выступления, мы будем вынуждены признать: с точки зрения постановок в программах фигуристки все было достаточно стандартно, а в исполнении не наблюдалось какой-то выдающейся пластики или музыкальности. Но недостаток этих качеств Женя компенсировала совершенно безумной, на грани самоистязания работой. А это, согласитесь, всегда вызывает уважение.
Собственно, и после Олимпиады, уже уйдя к Брайану Орсеру, Медведева продолжала работать столь же самоотверженно, параллельно сражаясь с меняющимся телом и уже накопленными «в прежней жизни» травмами.  Так отчаянно не цеплялись за спорт ни чемпионка Игр в Сочи Аделина Сотникова, ни победительница командного олимпийского турнира Юлия Липницкая, ни даже Алина Загитова, которая докатывала послеолимпийский сезон на зубах и немедленно взяла длительную паузу, как только ей предоставилась такая возможность.

Собственно, возвращение Медведевой к прежнему тренеру после нескольких месяцев практически самостоятельной работы — звено той же самой цепи. в Хрустальный Женя шла прежде всего за дисциплиной: слишком велик бывает соблазн сделать себе поблажку, когда постоянно что-то болит. И то, что из-за обострившейся травмы планы в очередной раз пришлось поменять, совершенно не означает, что Медведева готова сдаться.

Трусова - человек той же породы — спортсменка до мозга костей, бесстрашная и уверенная в том, что сможет всё. В определенном смысле ей просто меньше повезло: если Медведеву можно назвать продуктом абсолютно штучной работы, то Саше изначально было суждено ощущать себя частью равностороннего треугольника и всего лишь буквой в известной каждому болельщику аббревиатуре ТЩК (Трусова — Щербакова — Косторная).

Перспективы всех трех фигуристок серьезно подкосил усеченный из-за коронавируса сезон, отнявший у Трусовой шанс побороться за звание чемпионки мира, но, даже несмотря на это можно утверждать: мир женского катания уже сейчас сильно обязан Саше: она стала первопроходцем в четверных прыжках, потащила за собой в этом направлении всех остальных, а главное —  совершенно не собирается останавливаться в плане собственного развития. Показанный в субботу в Мегаспорте тройной аксель — прыжок, который Саша выучила уже в группе Евгения Плющенко, — был серьезным тому подтверждением.  

В рамках второго этапа кубка России женский турнир оказался единственным, где большинство участниц выдали свой абсолютный максимум: три остальных вида вышли сильно «бюджетными». В ритм-танце Виктория Синицина/Никита Кацалапов выглядели тяжеловато, но тому были объяснения: Вика травмировала колено, каталась на обезболивающих уколах, но тренер пары Александр Жулин заявил, что отказываться от выступления в произвольном танце в планы спортсменов не входит.

Даже при таком прокате Синицина и Кацалапов сразу оторвались от соперников на 12,49. Единственный (на первый взгляд) лидер мужских соревнований Александр Самарин сумел набрать лишь четвертую сумму, что, безусловно, не добавило интереса мероприятию. А в парном катании все соперничество свелось к противостоянию московского (Дарья Павлюченко/Денис Ходыкин) и пермского (Ясмина Кадырова/Иван Бальченко) дуэтов и тоже, как и в двух  уже упомянутых видах, не таило в себе никакой интриги.

Никакой борьбы на женском льду, несмотря на очень высокий общий уровень, тоже, в общем-то, не произошло — слишком различными были задачи участниц сильнейшей разминки. Главная цель Трусовой сводилась к тому, чтобы исполнить программу с тройным акселем, не пожертвовав при этом двумя другими прыжковыми элементами. Новый прыжок Саша приземлила в итоге не слишком чисто, но он получился докрученным, пролетным и достаточно убедительным для того, чтобы сказать, что с этим вызовом фигуристка точно справилась.

Сильное впечатление оставила и самая взрослая из выступавших одиночниц Станислава Константинова. Объективно этой фигуристке вряд ли может оказаться по силам в рамках нынешних требований состязаться с сильнейшими за медали, не имея в программе суперсложных элементов, но прокат в «Мегаспорте» получился великолепным. Особенно ценно, что произошло это после длительной цепочки сокрушительных неудач Станиславы в прошлом сезоне и связанной с этим сменой тренера.

Два лучших результата за исполнение коротких программ остались за Камилой Валиевой и Дарьей Усачевой. Обе откатались в традиционном стиле «Хрустального» - с безукоризненно составленными связками, вписанными в них прыжковыми элементами и балетной вышколенностью движений, обеим по-прежнему, как и в прошлом сезоне предстоит соперничать друг с другом в рамках юниорских соревнований  (если они, разумеется, состоятся), а значит, нет никакого смысла сравнивать их с теми, кому предстоит взрослый сезон.  
  

 
 

© Елена Вайцеховская, 2003
Размещение материалов на других сайтах возможно со ссылкой на авторство и www.velena.ru