|
Фото © Владимир Песня
Фукуока. Виктория Сиицина и Никита Кацалапов |
12 апреля 2019
В пятницу на турнире World Team Trophy (WTT) вице-чемпионы мира Виктория Синицина и ее партнер, капитан российской сборной в Фукуоке Никита Кацалапов продолжили величайшую танцевальную охоту сезона: личный рекорд, установленный российскими танцорами в произвольном прокате почти на три балла сократил их отставание от самого недосягаемого дуэта - четырехкратных чемпионов мира Габриэлы Пападакис/Гийома Сизерона.
Пять лет назад на послеолимпийском мировом первенстве в Сайтаме Никита Кацалапов и Елена Ильиных выиграли произвольную программу. В кулуарах уже вовсю гуляли слухи о скором распаде пары, и там же активно обсуждались всевозможные варианты того, как склеить разбитое, поскольку сама мысль о том, что спортсмены, обладающие всеми качествами для того, чтобы на долгие годы стать сильнейшими в мире, готовы сознательно отказаться от такой перспективы, не укладывалась в голове. Об абсурдности поступка Никиты Кацалапова, выразившего желание расстаться с Ильиных, тогда говорили многие тренеры, включая Марину Зуеву, к которой спустя некоторое время Никита отправилися тренироваться с новой партнершей – Викторией Синициной. Но там же в Сайтаме один из старейших танцевальных тренеров Мартин Скотницки в разговоре со мной заметил: «Возможно, Никита действительно делает большую ошибку. Но… Для танго все-таки нужны двое».
На том чемпионате Виктория выступала с Русланом Жиганшиным и они заняли седьмое место. Гораздо интереснее, впрочем, было другое: на шесть позиций ниже этой российской пары расположился второй из французских дуэтов – Габриэла Пападакис и Гийом Сизерон. Ровно через год французы выиграли свой первый чемпионат мира, вписав в историю танцев самый невероятный взлет, что когда-либо случался в этом виде катания.
После того, как Синицина и Кацалапов завоевали серебряные медали декабрьского финала Гран-при в Ванкувере, тренер пары Александр Жулин сказал: «Вика с Никитой способны успешно кататься в любом ключе. И в североамериканском, и в танго, и в том стиле, что демонстрируют французы. Считайте, что нашей произвольной программой я хотел показать и это тоже…»
Тогда я, честно говоря, отнеслась к словам тренера слегка скептически. Пападакис/Сизерон в финале Гран-при не выступали, чемпионами там стали американцы Мэдисон Хаббел/Закари Донохью, выигравшие у российского дуэта без малого четыре балла, не было в Ванкувере и бронзовых призеров прошлогоднего мирового первенства Кейтлин Уивер/Эндрю Поже, поэтому будущее Вики и Никиты в сезоне рисовалось не слишком медальным. Чемпионат Европы в Минске, где падение Синициной и Кацалапова обернулось четвертым итоговым местом, эти ощущения лишь усилил.
Повлиять на судейскую оценку в танцах способна любая мелочь – это аксиома. В конце сентября я даже поинтересовалась у Уивер/Поже, встретив их в Оквилле на канадском международном турнире Autumn Classic, не считают ли они чрезмерным риском пропускать серию Гран-при, отправившись вместо нее в продолжительный тур по стране. «Мы вполне уверены в себе, - сказала мне на это Кейтлин. – Программы у нас хорошие, соревноваться мы любим и не думаю, что за несколько месяцев успеем от этого отвыкнуть»
Похоже, что от канадцев слегка отвыкли судьи. На чемпионате мира в Сайтаме Уивер/Поже остались пятыми. В Фукуоке заняли пятое (предпоследнее) место в ритм-танце и показали четвертый результат в произвольной.
А вот в отношении Синициной и Кацалапова сейчас даже интересно: какие баллы могли бы оказаться у них на чемпионате мира, не случись той роковой ошибки в Минске? Она ведь не только лишила танцоров совершенно реальной медали, но автоматически перевела Вику с Никитой в статус второй российской пары. А «вторых» крайне редко судят столь же благосклонно, как первых. Почти уверена: если бы подопечные Жулина завершили бы тот чемпионат с медалью, их вторая оценка оказалась бы в Сайтаме (а значит, и сейчас в Фукуоек) еще более высокой.
С другой стороны, неудача случилась крайне вовремя. Она была необходима прежде всего Никите, чья эмоциональная взрывоопасность давно стала в фигурном катании притчей во языцех. И как бы то ни было, ситуация сработала в плюс. Если капитаном танцевального корабля до недавних пор в большей степени была Вика, сейчас Никита выглядит человеком, который достаточно крепко держит ситуацию в собственных руках. И это, похоже, ему нравится.
Ну а нам остается констатировать, что Жулин, рассчитывая стратегию охоты на Пападакис и Сизерона, рассуждал пророчески. В Сайтаме разница между французским и российским дуэтами составила 10,89. В Фукуоке – 7,93. И там, и там обе пары установили личные рекорды, причем российские танцоры подняли свою планку в сравнении с чемпионатом мира почти на три с половиной балла.
Любопытны и оценки, полученные Синициной и Кацалаповым за компоненты в обеих программах. В Сайтаме у фигуристов набралось в общей сложности семь «десяток» - против 46-ти у Пападакис и Сизерона. В Фукуоке высших оценок у Вики и Никиты было 15 – против тех же самых 46-ти «французских». Понятно, что в сравнении результатов разных судейских бригад всегда есть некий элемент самообмана, но тенденция, как говорится, налицо. И уж сейчас-то она точно оправдывает весь тот порядком мучительный для обоих партнеров путь, который им пришлось преодолеть за пять лет совместного плавания.
Ну и семь футов под килем, как говорится!
|