Тамара Москвина:
«БЫЛО БОЛЬШОЙ ПРОБЛЕМОЙ
ПОСТАВИТЬ БОЙКОВУ И КОЗЛОВСКОГО В ПАРУ» |
|
Фото © Владимир Песня
Тамара Москвина |
21 марта 2019
Выдающийся тренер Тамара Москвина, чьи подопечные четырежды выигрывали золото Олимпийских игр, прокомментировала итоги турнира спортивных пар, призналась, что не считает невероятным результат дебютантов Александры Бойковой/Дмитрия Козловского и объяснила, почему не собирается стоять с ними у борта на Играх-2022 в Пекине.
- В микст-зоне после проката ваш ученик произнес фразу: «Не всем дано катать классику». Чем руководствовались вы, как тренер, выбирая для подопечных классическую балетную программу?
- Тем, что нужно брать такую музыку, под которую пара могла бы показать свои сильные стороны, только и всего. «Щелкунчика» Саша с Димой катают уже второй сезон, еще в прошлом году было понятно, что программа достаточно успешная, но не вкатанная до такой степени, чтобы «заиграть». Поэтому мы и приняли решение эту программу оставить. К тому же я думала и о том, чтобы в этом сезоне ребята не были похожи ни на кого из тех, с кем будут соревноваться, отличались бы от других. Чайковский всегда выигрышен, под него легко катить, поскольку шаг Саши и Димы соответствует музыкальному размеру этой музыки.
- Дмитрий так долго рассуждал в микст-зоне о балете, словно вообще не мыслит для себя никакой другой музыки.
- Он действительно любит балет, часто ходит в театр, но это совершенно не означает, что всю свою жизнь будет кататься под классическую музыку. Выбирает-то не он, правда?
- Чувствую, что идеи на следующий сезон у вас в голове уже сложились.
- Я уже давно об этом думаю, ищу музыку. Но ни на чем конкретном пока не остановилась. Хотела сначала посмотреть чемпионат мира и увидеть то окружение, в котором ребятам предстоит кататься в следующем сезоне.
- Вы ведь могли не заниматься Бойковой и Козловским до такой степени плотно. Чем они вас зацепили, что вы согласились выступить в роли тренера-консультанта?
- Из трех пар, которые тренирует у нас в школе Артур Минчук, это именно те спортсмены, которых в плане результата можно активно двигать вперед.
- Но ведь в вашей школе работает не только Минчук, но и ваш бывший ученик Олег Васильев.
- Олег достаточно опытный тренер. С ним мы тоже работали над какими-то деталями программ его спортсменов, много чего совместно обсуждали, но большого вмешательства с моей стороны ему не требуется, он сам прекрасно во всем разбирается. Моя задача ведь заключается не только в том, чтобы работать со спортсменами. Но и в том, чтобы создать конкурентоспособную среду в нашей школе. Но одного Минчука для того, чтобы у себя в школе готовить пары, мне мало. Поэтому я пригласила к себе еще и Олега Васильева. В этом, собственно, и заключается роль наставника. Не могу сказать, что какую-то из пар я как-то особенно продвигала. Они сами разобрались между собой по ходу сезона.
- Что наиболее сильно привлекает вас в паре Бойкова/Козловский?
- Их характеры. У обоих есть, как мы говорим, «плюс старт». И Саша, и Дима почти всегда выдают в соревнованиях свой максимум.
- Работая в паре с достаточно неопытным и молодым тренером, вам приходится контролировать себя, чтобы чрезмерно не задавить человека собственным авторитетом?
- Конечно. Я вижу, что Артур хочет учиться, стремится как можно быстрее все постичь в тренерской профессии, но он – амбициозный человек. Разумеется, ч понимаю позицию прессы и телевидения, которым по многим причинам предпочтительнее называть Бойкову и Козловского парой Москвиной. Но это не так. Это пара Артура Минчука и Тамары Москвиной.
- Как случилось, что эта команда стала работать в вашей школе?
- Отчасти это было моей инициативой. И Алексея Николаевича Мишина. Когда мы с ним вместе работали в школе «Звездный лед» и набирали спортсменов, и Саша, и Дима катались, как одиночники. Юко Кавагути и Саша Смирнов как раз заканчивали карьеру, и я присматривала, кого из молодых спортсменов могу пригласить к себе, как пару. По этому поводу мы постоянно встречались с Мишиным и в итоге оба пришли к выводу, что Бойкова и Козловский могли бы образовать неплохой альянс.
- Одиночников обычно бывает крайне непросто уговорить встать в пару.
- Это и было самой большой проблемой. Мы с Мишиным постоянно предпринимали в этом отношении какое-то направляющие действия, а по сути просто ждали, когда ребята сами созреют для такого решения. И дождались. Просто в связи с моей организационной и личной занятостью на тот момент я не могла уделять этим спортсменам столько внимания. И предложила Артуру стать основным тренером.
- Олимпийский чемпион Максим Траньков, взявшийся в этом сезоне тренировать Евгению Тарасову и Владимира Морозова, не скрывает, что его видение процесса далеко не всегда совпадает с мнением на этот счет основного тренера пары Нины Мозер. Вам пришлось столкнуться с тем, что более молодые специалисты не разделяют ваших взглядов?
- Я бы сказала, что это вообще свойственно молодым – не иметь сомнений в правильности своих действий. Минчуку же я сразу сказала, что не собираюсь в дальнейшем забирать у него Бойкову/Козловского и что ему точно не нужно этого опасаться.
- Что, правда не собираетесь?
- А как вы себе это представляете? Что на Олимпиаде 2022 года у борта будет стоять 80-летняя бабушка с трясущимися руками?
- Ну, вы скажете тоже…
- А что здесь такого? Это реальность. Поэтому на всякий случай я предусматриваю и такой вариант. Если бабушка Тамара не сможет стоять у борта, рядом с парой должен быть надежный и профессиональный тренер, который знает пару, знает все тонкости тренерского дела, все умеет и все правильно делает.
- Минчук – фанатичный тренер?
- Я не очень понимаю такие понятия. Что значит, фанатичный? Я сама никогда не была фанатиком тренерской работы – это только все говорят об этом. У меня есть муж, семья, двое детей, театр, Английский клуб…
- Но при этом вы каждый день на льду?
- Естественно. На каждой тренировке. Летом, правда, это не всегда бывает дважды в день. Но пара, которая претендует на то, чтобы быть в шестерке, как сейчас выяснилось, чемпионата мира, требует к себе большого внимания.
- В декабре вы предполагали, что Бойкова и Козловский могут быть в этой шестерке?
- Мы даже думали, что они окажутся повыше.
- В сравнении с декабрем оба ваших фигуриста стали выглядеть очень вычищенно.
- Это вам так кажется. Работы в этом направлении еще очень много. Я бы сказала, что это самый больной вопрос в нашей подготовке. Не всегда пока еще удается объяснить спорстменам, насколько это важно.
- Почему?
- Не могу сказать. Возможно, потому, что нынешнему поколению в принципе не свойственно иметь авторитетов. Они искренне полагают, что так, как получается – и есть здорово. Не придают значения деталям, тщательного соответствия нормам и так далее. Хотя в целом я очень довольна тем, что ребята выполнили в произвольной программе все элементы и нигде не допустили ошибок. Были два элемента, где Бойкова и Козловский потеряли один уровень сложности, но это не было ошибкой. Скорее – следствием недостаточной точности. Где-то «недосидели», где-то «недодержали». Все это – всего лишь следствие отсутствия опыта.
- Кто будет заниматься постановкой программ для ваших спортсменов в следующем сезоне?
- Пока не знаю. В этом сезоне короткую программу нам поставили Наташа Бестемьянова и Игорь Бобрин, а произвольной занимался Петр Чернышев.
- Траньков, говоря о чемпионах мира Вэнцзинь Суй/Сун Хане, отметил, что самая сильная сторона этих фигуристов заключается в постановках, которые делала Лори Никол.
- Это действительно так.
- А что такого делает Никол, чего не умеют наши постановщики?
- Ну, почему не умеют? Мы тоже делали такое раньше, просто Лори продолжает идти в этом направлении дальше. Она объединила современную музыку с музыкой стиля модерн и поставила китайской паре очень нестандартные программы. С нестандартными перестроениями, нестандартными заходами, нестандартными выходами. Сделала программы таким образом, чтобы музыкой и энергетикой исполнения вызвать у зрителя непрерывное нарастание эмоций.
- Примерно того же самого, насколько понимаю, пытались добиться чемпионы Европы Ванесса Джеймс/Морган Сипре, когда в качестве хореографов пригласили себе в помощь танцоров - трехкратного чемпиона мира Гийома Сизерона и олимпийского чемпиона Чарли Уайта.
- Ну так и мы в свое время успешно пользовались этим приемом. Просто когда мы говорим о работе хореографа с парами, имеющими колоссальный опыт собственных выступлений, не нужно забывать, что Бойкова и Козловский только-только научились правильно выполнять все элементы. Заниматься с ними стилем нам с Артуром было просто некогда. Но сейчас начнем.
- В этом сезоне, знаю, многие считали фаворитами не китайский дуэт, а французский. А что думали на этот счет вы?
- Я всегда говорю на этот счет одно и то же: давайте дождемся соревнований и посмотрим на табло!
|