Елена Вайцеховская о спорте и его звездах. Интервью, очерки и комментарии разных лет
Главная
От автора
Вокруг спорта
Комментарии
Водные виды спорта
Гимнастика
Единоборства
Игры
Легкая атлетика
Лыжный спорт
Технические виды
Фигурное катание
Футбол
Хоккей
Олимпийские игры
От А до Я...
Материалы по годам...
Translations
Авторский раздел
COOLинария
Telegram
Блог

Фигурное катание - Чемпионат мира - 2019 (Саитама, Япония)
БРАВО, ЭТЕРИ!
Алина Загитова
Фото © Александр Вильф
Алина Загитова и Этери Тутберидзе

22 марта 2019

В пятницу вечером олимпийская чемпионка Пхенчхана Алина Загитова реализовала самое жгучее желание своего тренера – стала чемпионкой мира, выиграв в Сайтаме обе программы. Еще более невероятным оказалось возвращение на пьедестал вице-чемпионки Игр в Пхенчхане Евгении Медведевой.

В советские спортивные времена объяснять разницу между золотой медалью и серебряной никому не приходилось в принципе. Эта разница была слишком очевидна: либо ты – чемпион, либо – никто, пустое место в истории спорта. Именно оттуда берет начало идеология, которая нет-нет, да звучит до сих пор: не перевелись еще, к счастью, люди, украшающие свои виды спорта уверенностью: если ты не первый, то нет никакой разницы, второй или десятый.

«К чему такие крайности? – спросит досужий читатель, и будет прав: спортивная конкуренция порой достигает такого накала, что многие спортсмены (да и тренеры тоже) почитают за честь оказаться в первой десятке. Но существует и другая истина: если ты хоть раз в жизни становился лучшим в мире, все прочие награды начинают восприниматься, как суррогат.

Этим, собственно, исчерпывающе объясняется, почему серебряная медаль Евгении Медведевой, завоеванная при абсолютно безупречном (что немаловажно) исполнении своих программ на Играх в Пхенчхане, стала для спортсменки трагедией. Дело тогда было вовсе не в  том, что золото досталось другой ученице того же самого тренера. Просто два сезона до этого, на протяжении которых Медведева мало того, что становилась чемпионкой мира, но и выглядела гораздо ярче, чем любая другая фигуристка, она никому не проигрывала. Соответственно слишком болезненным для фигуристки оказался опыт, полученный в самом важном для нее олимпийском сезоне.

Когда-то мой отец, выдающийся тренер по плаванию Сергей Вайцеховский, учил меня – совсем неопытную еще журналистку: «Никогда не обижайся на тренеров и спортсменов, что бы они не говорили  тебе в ходе соревнований. Потому что в тот момент, когда человек проигрывает, он чувствует себя так, словно вся его жизнь разлетается в мелкие осколки. Требовать адекватности от человека, который находится  в этом состоянии – пустое дело. Ему всегда нужно время, чтобы прийти в себя»
Жизнь Жени Медведевой разлетелась осколками в феврале 2018-го. А два месяца спустя такими же осколками разлетелась жизнь ее тренера Этери Тутберидзе.

Случилось это на чемпионате мира в Милане, где Загитова потерпела сокрушительное поражение. Первое в сезоне. Но если для Алины то жуткое выступление стало одновременно и колоссальным облегчением, поскольку завершало очень сложный сезон, в котором спортсменка более чем убедительно выиграла самый главный трофей, то для тренера оно ставило под сомнение все предыдущие достижения ее карьеры. Точнее, высвечивало уже вроде бы давно забытые неудачи: во многом по тренерской вине проигранный Юлией Липницкой личный олимпийский турнир на Играх в Сочи, достаточно скандальный уход Юли из группы, полный разрыв отношений с Медведевой, в подготовку которой были вложены многие годы жизни. Собственно, и победа Загитовой в Пхенчхане одновременно означала для Тутберидзе и самое громкое поражение олимпийского четырехлетия – поражение Жени.  Все вместе это резко активизировало разговоры о том, что Тутберидзе способна работать исключительно с подростками, подавляя их волю и заставляя работать на износ, пока те не сломаются.

Загитова-2019 стала для Этери шансом доказать, что она, как никакой другой специалист, заслуживает лавров величайшего тренера в мире. Именно на эту идею так или иначе на послеолимпийском этапе была брошена жизнь тренера. Все остальное -  потрясающие воображение «юниорки Тутберидзе» с их многочисленными победами, вернувшаяся в группу тренера Элизабет Турсынбаева с четверным сальховом, опробовать который спортсменке предстояло в Сайтаме, могли считаться лишь сопутствующим декором: вишенкой на торте должна была стать Загитова и только она.

Не думаю, что кто-то, кроме самой Этери и ее тренерского штаба до конца понимал, какая работа стоит за результатом, с которым Алина выиграла в среду короткую программу, а с ней - малую золотую медаль мирового первенства. Олимпийская чемпионка продиралась сквозь сезон, как зверь сквозь колючую проволоку, оставляя на ней клочья собственной шкуры, и не было никакого шанса найти правильный ответ – оправдано ли это непрерывное насилие над собой?  Но был ли вообще у Загитовой иной выход, если уж она приняла решение остаться в спорте?

На протяжении всего этого времени к поставленной цели точно так же продиралась Медведева. И то, что происходило это  не в России, а в Канаде и у другого тренера, не меняло ровным счетом ничего. Возможно, Жене было сложнее, но уж точно – не легче. Не самое простое испытание оказаться сначала списанной собственным тренером, а затем – чуть ли не смертным врагом когда-то преданных болельщиков. В чужой стране, к тому же.

Большая иллюзия – полагать, что великого результата можно достичь малой кровью. Известный спортивный агент Ари Закарян рассказал в Сайтаме, как однажды оказался на тренировочном сборе с японской командой фигуристов, в которой были совсем еще юная Сатоко Мияхара и 23-летний Тацуки Мачида, уже фактически завершающий карьеру, на протяжении которой не было одержано ни одной существенной победы. На льду спортсмены ежедневно проводили по четыре часа, и в первый же день Закарян увидел в раздевалке, что Мачида снимает ботинки, а из них течет кровь. При этом на лице фигуриста не отразилось ни одной эмоции.  Спустя несколько месяцев Мачида стал вице-чемпионом мира.
И снова нет ответа: нравственно ли это – добиваться побед такой ценой, и как быть наставнику, когда столь высокую цену готов платить за спортивное золото сам спортсмен?  Осуждать кого-то здесь глупо: не случайно на высшем уровне любых, не обязательно спортивных достижений, всегда был актуален принцип: «Можешь чем-то помочь? Помоги. Не можешь – отойди в сторону и не мешай».

Когда знаешь, сколько всего бывает поставлено в спорте на карту, становится совершенно невозможно желать кому-то неуспеха. В этой ситуации гораздо проще, когда «твой» спортсмен сражается с миром в одиночку. Когда же их двое, а медаль одна, только лишь этот факт таит в себе колоссальную трагедию: ведь успех одного – это всегда по-живому разорванная душа другого. А ты, сидя на трибуне, заведомо знаешь, что увидишь эту драму, и не имеешь права отвести глаза.

Сценарий женского финала изначально был порядком подпорчен тем, что в сильнейшей разминке не оказалось Рики Кихиры. Сорванный японкой в короткой программе тройной аксель, за который Кихира получила нулевую оценку, погрузил в траур всю страну Восходящего солнца, ибо в представлении японцев именно этой девчушке по умолчанию была предназначена королевская ниша, которую на протяжении многих лет занимала Мао Асада - маленькая, с идеальной по японским меркам фигурой, кроткая и послушная и одновременно с этим сильная и умеющая за себя постоять.  Плюс – тройной аксель. Хотя применительно к первому выступлению Кихиры на чемпионате мира аксель скорее получился со знаком «минус», отправив фаворитку турнира на седьмую позицию в короткой программе и соответственно в предпоследнюю группу. На подтанцовку и разогрев публики перед главным действом.

Каскад с акселем Рика выполнила в финале великолепно, набрав за связку 15,06, но с сольного акселя она все-таки упала. Это не помешало японке получить солидную страховку в виде почти рекордного для нее результата (152,59). Иначе говоря, было сделано все возможное (усилиями как арбитров, так и самой Кихиры в том числе), чтобы Рика могла сохранить за собой шанс на медаль. А там – кто ж знает, как все могло пойти в сильнейшей разминке?

Сложнее всего было в этот момент поверить, что Медведева, которой предстояло открыть заключительную группу, окажется способна принять этот вызов. На тренировках она выглядела великолепно, но в день финала и без того сумасшедшее давление на спортсменку осложнилось небольшой, но очень болезненной проблемой травматического характера. К тому же по ходу сезона у Жени было слишком много неудач, способных напрочь вытеснить из памяти воспоминания о тех временах, когда фигуристка мало что умела соревноваться, как никто другой, но и обожала это делать.

«Знаете, я почти никогда не хожу на чемпионатах мира на тренировки, - сказал мне в автобусе по пути на каток президент российской федераци по фигурному катанию, олимпийский чемпион в танцах на льду Александр Горшков. – Это бессмысленно – пытаться понять, сидя на тренировочном катке, как могут развиваться события в соревнованиях. Я столько раз в своей жизни видел, как люди фантастически катались все дни до старта – и проваливали финал. И наоборот. Так что даже знать не хочу, что там у девочек делается».

Тон, которым была произнесена последняя фраза, прекрасно демонстрировал, что на самом деле творится в душе у президента ФФККР в ожидании главного для России финала. И совершенно невозможно было представить, как переживет четыре минуты катания дочери  оставшаяся в Канаде мама Медведевой Жанна, когда-то давно запретившая себе даже смотреть трансляции.
А Женя просто взяла и вернула всем нам прежнюю себя. Уверенную, по-спортивному злую, сумевшую со своим новым тренерским штабом  с дважды вице-чемпионом Олимпийских игр Брайаном Орсером во главе менее чем за год сделать то, что весь мир считал невозможным. И даже «починить» безнадежное ребро на когда-то неправильно выученном лутце.

После того, как Загитова выиграла в Сайтаме короткую программу и оторвалась от ближайшей преследовательницы Каори Сакамото на 5,22, двукратная чемпионка мира Ирина Слуцкая высказалась в комментарии в том ключе, что золото уже лежит у Алины в кармане. На словах это, конечно же, было так:  от единственно (как казалось после того выступления) опасной соперницы -  Кихиры – олимпийскую чемпионку отделяли 11,18, а это более чем солидный запас, когда фигурист в форме. Одновременно с этим все слишком хорошо помнили как прошлогодний чемпионат мира в Милане, где Загитова развалила произвольную в хлам, оставшись пятой, так и январский чемпионат Европы, завершившийся для фигуристки подобным ужасающе-ошибочным прокатом.

Собрать спортсменку, заставить ее выбросить все ненужные мысли из головы и в единственно нужный момент сезона (а, возможно, и всей карьеры) выдать максимум – чисто тренерская задача. Которую сначала с ювелирной точностью реализовала Тутберидзе, а затем и Загитова, отправленная на лед прицельным шлепком тренера по попе. Для пущей уверенности.

Это был триумф – окончательный и бесповоротный. В произвольной программе Алина выиграла у Кихиры почти три балла, оставив за собой таким образом обе программы. Результат Медведевой она превзошла на 13,70, и это тоже было важно – чтобы окончательно развеять всяческие сомнения у тех, кто считал не совсем заслуженной ее победу в Пхенчхане.

Под занавес чемпионата случилось то, что, наверное, никто не мог предполагать: когда на табло уже горела фактически олимпийская расстановка двух российских спортсменок с Загитовой – на первом месте и Медведевой – на втором, этот российский тандем был нахально разорван невесомым казахстанским воробушком – Турсынбаевой.  Спортсменка вошла в историю сразу в нескольких категориях, став первой женщиной, успешно выполнившей в соревнованиях четверной сальхов и первой спортсменкой своей страны, завоевавшей медаль мирового первенства. Выиграть у Медведевой качеством проката она не смогла, но запаса в 1,73, созданного в короткой программе, фигуристке хватило для того, чтобы обойти двукратную чемпионку мира по общей сумме баллов.

И это, как ни крути, был совместный успех тренерского штаба Орсера, под руководством которого Турсынбаева несколько лет каталась в Канаде и выросла в фигуристку топ-класса, и команды Тутберидзе, сумевшей упаковать все технические умения крошечной Элизабет в умопомрачительно идущую ей «упаковку». 

 

 

 


 

 

 

 

© Елена Вайцеховская, 2003
Размещение материалов на других сайтах возможно со ссылкой на авторство и www.velena.ru