Елена Вайцеховская о спорте и его звездах. Интервью, очерки и комментарии разных лет
Главная
От автора
Вокруг спорта
Комментарии
Водные виды спорта
Гимнастика
Единоборства
Игры
Легкая атлетика
Лыжный спорт
Технические виды
Фигурное катание
Футбол
Хоккей
Олимпийские игры
От А до Я...
Материалы по годам...
Translations
Авторский раздел
COOLинария
Telegram
Блог

Фигурное катание - Чемпионат мира - 2018 (Милан, Италия)
Брайан Орсер:
«НА МОЕЙ КУХНЕ НЕТ МЕСТА ДЛЯ ВТОРОГО ПОВАРА»
Брайан Орсер и Юдзуру Ханю
Фото © Александр Вильф
Брайан Орсер и Юдзуру Ханю

22 марта 2018

Серебряный медалист двух Олимпийских игр Брайан Орсер впервые за много лет приехал на чемпионат мира без двух основных спортсменов – двукратного олимпийского чемпиона Юдзуру Ханю и двукратного чемпиона мира Хавьера Фернандеса – привез в Милан выступающую за Казахстан Элизабет Турсынбаеву и канадку Габриэль Дэйлмен. В интервью специальному корреспонденту РИА Новости Елене Вайцеховской тренер рассказал, почему не является сторонником того, чтобы в женском одиночном катании был повышен возрастной лимит, рассказал о намерениях Хавьера Фернандеса и выразил надежду на то, что Юдзуру Ханю не уйдет со льда.

- Брайан, я внимательно смотрела за тем, как каталась Турсынбаева, и была честно говоря, удивлена тем, насколько она изменилась за последний сезон – стала быстрее, мощнее, если это слово вообще применимо к девушке столь хрупкого телосложения.

- Приятно, что вы это заметили. На то, чтобы добиться такого качества катания у нас ушло немало времени и терпения, но я с самого начала понимал, что процесс не будет быстрым. Проблема Элизабет в том, что она маленькая. Очень маленькая. Я имею в виду не возраст, а чисто внешние данные. Для того, чтобы не выглядеть на льду юниоркой, соревнуясь с такими фигуристками, как Габриэль (Дэйлмен), Кейтлин (Осмонд) или Мэрайя Белл, моей спортсменке приходится выполнять чертову прорву дополнительной работы. И все равно по оценкам я порой вижу, что Турсынбаеву продолжают воспринимать как маленькую девочку.

В этом году, как мне кажется, наметился некоторый перелом. Элизабет стала выглядеть на льду более независимо, стала гораздо более ответственно осознавать то, что делает, и это тоже проявляется в ее катании. Если коротко – она взрослеет. И мы продолжаем работать дальше.

- Турсынбаева почти на три года старше Алины Загитовой, хотя выглядит, как ее ровесница. Вы могли бы сравнить этих двух спорстменок? В чем на ваш взгляд заключается разница между ними, если не считать того, что Алина – олимпийская чемпионка, а Элизабет пока еще не занимала призовых мест?

- Прежде всего хочу сказать, что я большой фанат российских девушек. На мой взгляд все они – совершенно потрясающие. Но если говорить о прогрессе в катании, как таковом, то есть о «коньке», он, на мой взгляд, более очевиден у Турсынбаевой. Она фантастична в этом аспекте – скользит очень быстро и как бы сама по себе, не прилагая к этому никаких видимых усилий.

Главная особенность катания Турсынбаевой, а заодно и ее отличие от многих других одиночниц заключается в том, что она скользит абсолютно бесшумно. Это отмечают все, кто видел ее катание вживую. Ни звука, ни шелеста, словно коньки едут не по льду, а по маслу. Но все это тоже результат длительной работы, причем ничуть не менее тяжелой, чем прыжки. Элизабет тренируется у меня уже около пяти лет, и все это время я уделяю ее скольжению очень большое внимание.

- После того, как на Играх в Пхенчхане Алина Загитова опередила двукратную чемпионку мира Евгению Медведеву, а спустя некоторое время на тот же уровень результатов вышла выступающая в юниорах 13-летняя Александра Трусова с двумя четверными прыжками, многие заговорили о том, что работа с девушками старше 17-ти лет в одиночном катании просто теряет смысл.

- Кейтлин Осмонд и Габи Дэйлмен – те самые примеры, которые опровергают подобную точку зрения. Они обе потрясающе прыгают, а в том, что касается скольжения и умения преподнести себя на льду я бы поставил их на одну доску с Каролиной Костнер. Если фигурист по-настоящему любит кататься как те спортсменки, чьи имена я назвал, работа с ними никогда не будет для тренера бессмысленной. Кто бы ни выигрывал золотую медаль Олимпийских игр в женском одиночном катании – а история, согласитесь, знает немало не слишком предсказуемых побед, суть этого вида, его соль всегда будут составлять такие спортсменки, как Кейтлин, Габи и Каролина. Точно так же как в мои времена, если сейчас в них вернуться мыслями, сутью и образцом женского катания была Катарина Витт. Для меня, например, имеет огромное значение, чтобы в финале Олимпиад и чемпионатов мира в сильнейшей группе выступали такие спортсменки.

- Вы бы хотели, чтобы Международный союз конькобежцев повысил возрастной ценз для фигуристок, выступающих во взрослых соревнованиях?

- Нет. Меня вполне устраивает нынешнее положение вещей. Несмотря на то, что Юдзуру Ханю, катаясь у меня в группе, выиграл две Олимпиады подряд, а до этого была Юна Ким, медали никогда не были для меня первостепенной задачей. Я вкладывал в каждого из этих атлетов все свои знания, но стремился прежде всего к тому, чтобы они оставались здоровыми людьми, и чтобы фигурное катание доставляло им удовольствие. Только тогда человек способен полюбить тренировки. Точно так же я считаю зоной своей тренерской ответственности все то, что происходит с моим спортсменом после того, как он оставил спорт. Чтобы он не уходил со льда полностью опустошенным, с мыслью, что все вложенные усилия пошли прахом, если вдруг не удалось выиграть ту или иную медаль.

- Означает ли сказанное, что вы никогда не согласились бы работать с ребенком, который не любит кататься?

- Тренерская работа как раз в том и заключается, чтобы научить спортсмена правильно относиться к тому, что он делает.

- Я не просто так задала вам этот вопрос. Знаю, что после выступления в Сочи Юлии Липницкой огромное количество родителей, руководствуясь исключительно своими амбициями, потащило маленьких девочек на каток, чтобы сделать из них чемпионок. Вам приходилось сталкиваться с подобным?

- Конечно. В этом отношении тренер часто попадает между молотом и наковальней. С одной стороны – родители, которые искренне полагают, что лучше знают, что их ребенку нужно, а на самом деле пытаются реализовать через него собственные амбиции, с другой стороны сам спортсмен и мои представления о том, как должна быть выстроена работа конкретно с этим фигуристом. Взять Юну Ким и ее маму. Многие почему-то считают, что между мной и Мии-Хи постоянно возникали проблемы, хотя на самом деле их не было в принципе. Мии-Хи делала все от нее зависящее, чтобы Юна тренировалась, восстанавливалась и была в прекрасной форме – в этом отношении я всегда знал, что могу полностью на нее положиться. И сейчас могу сказать, хоть мы и прекратили сотрудничать с Юной вскоре после Ванкувера, что вклад мамы в ее олимпийскую победу огромен, его невозможно переоценить. Мии-Хи никогда не позволяла себе вмешиваться в мою работу, никогда не стремилась на чем-то настоять. При этом я четко видел: первое время после приезда ко мне в Торонто Юна Ким постоянно внутренне преодолевала себя. То есть вся ее жизнь была постоянным преодолением ради того, чтобы быть «правильной» в глазах мамы. Но когда она каталась на Олимпиаде в Ванкувере, я видел уже совершенно другую Ким. Которой нравится то, что она делает, которая хочет кататься и получает от этого непередаваемые эмоции. Скажу больше: я очень горжусь именно тем, что сумел развернуть сознание спортсменки в эту сторону. Сейчас у меня катаются другие спортсмены, с родителями которых возникают как раз те проблемы, о которых вы сказали. И я в глубине души понимаю, что никогда не стану мириться с ситуациями, если родители начнут мне объяснять, как именно я должен тренировать их детей.

- Как же известная поговорка о том, что музыку заказывает тот, кто платит?

- Со мной это не работает. Скорее, я просто начну расставаться с кем-то из спортсменов, но на моей «кухне» никогда не будет места для второго повара. Понимаете, о чем я?

-  Вы уже успели обговорить с Ханю и Фернандесом их планы на будущее?

- Да. Юдзуру пока не принял никакого решения, попросил дать ему время. Я сам был в таком положении, поэтому знаю, что спортсмена ни в коем случае нельзя торопить. Это же касается и Хавьера (Фернандеса). Я согласился с решением Хави не ехать в Милан и вообще больше никогда не принимать участия в мировых первенствах, но при этом он сообщил мне, что хотел бы выступить как минимум в одном чемпионате Европы. Не готов сказать вам сейчас, будет идея реализована, или нет, но я всегда поддержу Фернандеса в любом его начинании – он великий спортсмен и выдающаяся по человеческим качествам личность. Что до Юдзуру, я готов сидеть и ждать его решения столько, сколько понадобится.

- Какой-то крайний срок для принятия решения вы обговорили?

- Никакого дедлайна нет, и я с самого начала был против того, чтобы устанавливать какие-то рамки. Спортсмен должен чувствовать себя абсолютно свободным, принимая решение относительно своей дальнейшей судьбы. Естественно, я задал Ханю вопрос, когда можно ориентировочно ожидать от него какого-то заявления. Он сказал, что не уверен, что вообще хочет делать какие-то заявления в обозримом будущем.

- А как считаете вы, ему стоило бы остаться еще на четыре года?

- Он уникальный спортсмен и я уверен, многое мог бы еще дать фигурному катанию. В том числе еще более высоко поднять планку существующих рекордов. Но мяч сейчас на его стороне. Все, что остается мне – это терпеливо ждать решения.

- Что это за чувство – быть на чемпионате мира без Юдзуру и Хави?

- Это ужасно на самом деле. У меня в группе корейский мальчик, который прекрасно выступил на Олимпийских играх и по всем параметрам должен стать заметной фигурой в мужском одиночном катани и. Но корейская федерация связывает с ним четыре следующих года и не посчитала нужным отправить его в Милан. Я никак не привыкну к тому, что мне не нужно ходить на мужские тренировки. Это такое классное чувство, когда стоишь у борта в окружении большого количества людей и понимать, что все эти люди смотрят не столько на своих спортсменов, сколько на то, как катаются и что делают Юзу и Хави. Я только сейчас понял, как мне этого не хватает. Даже несмотря на то, что у нас получился очень тяжелый, насыщенный и непредсказуемый сезон.

- Что именно вы считаете непредсказуемым?

- Все. Второе олимпийское золото Ханю в том числе. Я понятия не имел, как все пойдет на Олимпийских играх. Все крутилось не вокруг его выступления, а вокруг его лодыжки. Я постоянно держал в голове, что он не должен остаться без ног до того, как завершится сезон. Поверьте, если бы врачи дали нам зеленый свет в отношении чемпионата мира, Юдзуру обязательно приехал бы в Милан – не в его правилах отказываться от стартов. Но перерыв между двумя соревнованиями оказался слишком мал, чтобы успеть восстановиться без риска для дальнейшей карьеры, в каком бы виде она не продолжалась. Возможно, как раз поэтому Ханю не спешит с решением насчет дальнейшей карьеры – хочет сначала основательно вылечить ногу. Как только это произойдет, он сможет кататься еще очень долго.


 

 

 

 

© Елена Вайцеховская, 2003
Размещение материалов на других сайтах возможно со ссылкой на авторство и www.velena.ru