Елена Вайцеховская о спорте и его звездах. Интервью, очерки и комментарии разных лет
Главная
От автора
Вокруг спорта
Комментарии
Водные виды спорта
Гимнастика
Единоборства
Игры
Легкая атлетика
Лыжный спорт
Технические виды
Фигурное катание
Футбол
Хоккей
Олимпийские игры
От А до Я...
Материалы по годам...
Translations
Авторский раздел
COOLинария
Telegram
Блог

Фигурное катание - Чемпионат мира - 2018 (Милан, Италия)
МИРОВАЯ КОРОНА САВЧЕНКО И МАССО
Алена Савченко и Бруно Массо
Фото © Reuters
Алена Савченко и Бруно Массо

22 марта 2018

Олимпийские чемпионы Пхенчхана Алена Савченко и Бруно Массо завоевали в четверг медаль, которой недоставало в их совместной коллекции: выиграли чемпионат мира установив два мировых рекорда – по общей сумме баллов и в произвольной программе. Серебряная медаль у действующих чемпионов Европы Евгении Тарасовой/Владимира Морозова, бронза у французов Ванессы Джеймс/Моргана Сипре. Два других российских дуэта финишировали четвертым и восьмым, благодаря  общему итогу Россия стала единственной страной, которая заработала на следующий сезон три максимальных квоты.

После того, как в среду спортивные пары закончили короткую программу и вперед с достаточно серьезным отрывом вырвались немецкая и российская пары, я попросила прокомментировать турнир двукратного олимпийского чемпиона Артура Дмитриева.

- Если Алена Савченко и Бруно Массо прокатаются хорошо, обыграть их будет, конечно же, непросто, но Женя и Володя могут это сделать. Для этого требуется лишь одно: кататься чисто, - сказал двукратный олимпийский чемпион. И уже иронично добавил:

- Сейчас вообще для того, чтобы побеждать, нужно кататься чисто. Я, наверное, был последним, кто выигрывал Олимпиаду с ошибкой.

Артур в свое время вошел в историю фигурного катания как спортсмен, дважды побеждавший на Олимпиадах с двумя разными партнершами. Но вот парадокс: в Альбервилле, где Дмитриев завоевал золотые награды, катаясь с Натальей Мишкутенок, удержаться от ошибки российской паре не удалось: Наташа прыгнула на две ноги тройной тулуп. Это не помешало спортсменам победить (про этот случай собственно, Дмитриев и вспоминал), но всего лишь два года спустя, катаясь на Играх в Лиллехаммере, Артур и Наташа при абсолютно безупречном исполнении своих программ остались вторыми. Золото было выиграно легендарными олимпийскими чемпионами Калгари Екатериной Гордеевой и Сергеем Гриньковым.

Четыре года спустя на Ирах в Нагано Дмитриев выступал с Оксаной Казаковой и одержал вторую олимпийскую победу. Но интересен тот период был не столько этим, сколько тем, что, едва завершив сезон, пара стала пробовать невиданный по тем временам элемент – четверной выброс. И даже несколько раз удачно исполнила его в профессиональных турнирах.

В Милане Артур сказал:

- Я совершенно не уверен, что Савченко и Массо сумеют прокатать произвольную программу так же чисто, как это было на Олимпиаде, хотя нередко после олимпийской победы кататься на чемпионате мира становится легче.  Если честно, я не верил, что Алена и Бруно сумеют победить в Пхенчхане. Сравнил бы их победу с той, что одержали в Сочи Татьяна Волосожар и Максим Траньков – те тоже катались без каких-то суперсложных элементов. Немцы действительно были на Играх лучше всех, но мне кажется, что именно на то, как они побеждают, многие задумались о том, что нужно кататься сложнее. Только тогда у пары с таким катанием можно выиграть.

За исключением предвкушаемой дуэли Савченко/Массо и Тарасовой/Морозова турнир спортивных пар получился не то, чтобы бесцветным, но вне всякого сомнения странным. Достаточно сказать, что в отсутствие в Милане вице-чемпионов Игр-2018 Суй Вэнцзин/Хан Цуня две оставшиеся китайские пары не сумели удержать три квоты на чемпионат мира следующего сезона. Для страны, спортсмены которой на последних пяти Олимпиадах завоевали в парном катании шесть медалей, и где этот вид фигурного катания считается для государства стратегическим, подобный результат – совсем не то, чем следовало бы гордиться.

- Мне кажется, что в следующем олимпийском цикле будут выигрывать пары, уже накопившие определенный опыт, но при этом не исключаю, что эту стену начнут прорывать более молодые. А они наверняка начнут появляться в большом количестве, поскольку во всем мире очень сильно вырос уровень одиночного катания, - сказал Дмитриев. . Эти новые пары начнут прыгать каскады 3-3, делать сложные тройные прыжки – лутцы, флипы, риттбергеры, интересные каскады, которые прыгаются через ойлер. Не уверен, правда, что массовым явлением могут стать четверные подкрутки и выбросы: эти элементы в разное время пытались делать многие, но у всех этот процесс идет по-разному. У тех же китайских пар четверные выбросы не пошли, а они на моей памяти делают их уже дет двадцать. Для меня это показатель того, что китайцы в парном катании чего-то все-таки не знают, несмотря на все свои успехи.

Прорыв из разряда тех, о которых говорил двукратный олимпийский чемпион, в Милане совершили итальянцы. Но не Валентина Маркей/Онджей Хотарек, которые уже четвертый год входят  в первую пятерку европейских пар, а их соотечественники Николь Делла Моника/Маттео Гуаризе, начинавшие когда-то скатываться под руководством олимпийского чемпиона Олега Васильева, причем партнер в этом дуэте пришел в парное катание не из одиночников, а из роликовых коньков.

Итальянцам не хватило 0,31, чтобы выиграть произвольный прокат у канадцев Кирстен Мур-Тайэрс/Майкла Маринаро, но по сумме двух программ по итогу выступления первых трех групп они вышли в лидеры.

Никакой избыточной сложности финалисты не демонстрировали – в амплуа камикадзе, рискующих выполнять наиболее травмоопасный четверной выброс в этом сезоне выступали только канадцы Меган Дюамель/Эрик Редфорд и французы Ванесса Джеймс/Морган Сипре, но первые завершили сезон досрочно, а вторые убрали чересчур рискованный элемент из программы после того, как он не получился на Олимпиаде. Возможно напрасно: с тройного выброса Ванесса очень жестко упала.

- Четверные выбросы требуют совпадения очень многих параметров и прежде всего – надежности партнера, чтобы он одинаково бросал партнершу, а это умеют не все, кто катается в паре. - сказал Дмитриев, комментируя прокат. - Соответственно, не все партнерши верят в то, что партнер сумеет правильно бросить. От работы партнера в этом элементе зависит очень многое. Когда мы осваивали четверной выброс-тулуп после Игр в Нагано с Оксаной Казаковой, она верила мне настолько, что шла на этот элемент без какого бы то ни было страха, хотя делать этот элемент на лонже боялась. Точно знала: я поставлю ее ровно на четыре оборота.

Набранных французами баллов хватило, чтобы пара обошла бронзовых призеров чемпионата Европы Наталью Забияко и Александра Энберта, но позиция второй из российских пар была достаточно высока, чтобы еще до выступления двух пар-лидеров понимать: Россия заработала в этом виде программы три максимальные квоты на следующий сезон. Более того, стала единственной из стран-участниц, кому это удалось.

Некоторое время назад легендарный американский фигурист Дик Баттон, выигравший в середине прошлого века золотые медали в мужском одиночном катании на двух Олимпиадах подряд, сказал:

- Хороший одиночник должен быть эгоистом. Он должен быть уверен в том, что он – пуп земли. И вести себя, как пуп земли, выходя на лед перед зрителями. При этом каждый зритель должен чувствовать, что спортсмен катается для него. Парные виды программы – совершенно другое дело. Самое сильное впечатление всегда производят дуэты, которые катаются друг для друга и вообще не отвлекаются на болельщиков. Тогда у всех тех, кто смотрит за выступлением со стороны, возникает невероятное чувство. Словно они прикоснулись к чему-то очень интимному, личному и пронзительному.  Для меня это самое сложное в парном фигурном катании и самый большой его секрет.
Савченко и Массо катались именно так, как описал Баттон. Они только начали прокат, и почти сразу стало понятно, что дуэли, которую предвкушали российские болельщики, в Милане не состоится. Потому что превзойти такой уровень вдохновения и мастерства невозможно, даже имея в арсенале четверной подкрут.  Примерно как пытаться выиграть у волшебника: в решающий момент он достанет палочку – и тебя не станет.

Артур Дмитриев отчасти оказался прав: Савченко и Массо не прокатались так, как в Пхенчхане. Они сделали это гораздо лучше и вдохновеннее.

Технически нет никакой нужды перечислять элементы чемпионов. Да и тех, кто им проиграл – тоже. На Играх в Пхенчхане Женя Тарасова сказала в отношени и их с Владимиром произвольной программы, что эта постановка способна «прозвучать» и захватить зал только в случае абсолютно безошибочного исполнения. В Милане программа в очередной раз не прозвучала: партнер сдвоил первый прыжок, затем ошибся во втором, после чего из не самой удачной изначально постановки окончательно ушло настроение и кураж. На серебро этого проката хватило. На то, чтобы им восхищаться – нет.

 

 


 

 

 

 

© Елена Вайцеховская, 2003
Размещение материалов на других сайтах возможно со ссылкой на авторство и www.velena.ru