|
Фото © Александр Вильф
Александра Степанова и Иван Букин |
7 декабря 2018
После исполнения ритмического танца три российских дуэта занимают третье, четвертое и пятое места. Лидируют американцы Мэдисон Хаббел/Закари Донохью.
Восемь лет назад, когда Тесса Вирчу и Скотт Моир выиграли в Ванкувере Олимпийские игры, их тренер Марина Зуева, которая тогда работала совместно с Игорем Шпильбандом, сказала:
«В наши планы входит кататься долго».
Повод для радости у тренеров был двойной: серебряные медали достались еще одной из паре – Мэрил Дэвис и Чарли Уайту, которые вплоть до тех Игр не выигрывали в своей карьере вообще ничего.
Кроме финала Гран-при, который в самом конце 2009-го проходил в Токио.
В последующие годы танцоры наверстывали упущенное. Финал Гран-при они выиграли еще четыре раза подряд. В общей сложности одержали пять побед, причем в четырех случаях оставляли позади себя Тессу и Скотта. Дважды – и тоже в очной борьбе с канадцами – выигрывали золото чемпионата мира. Стали первыми на Играх в Сочи и только после этого оставили любительский лед.
То решение выглядело логичным: если Вирчу и Моиром всю их карьеру двигал прежде всего невероятный природный талант, то двигателем американского дуэта была прежде всего мотивация, дикое спортивное честолюбие. Как только оно оказалось удовлетворено, спорт потерял для Мэрил и Чарли львиную долю своей привлекательности. Так по крайней мере это выглядело со стороны.
Если же рассуждать о том, какой из этих двух дуэтов внес в современные танцы наибольший вклад, я бы, несмотря на феерический перечень титулов Вирчу/Моира, назвала американцев. Им удалось доказать, что стать первым в мире можно даже тогда, когда вроде бы и не имеешь для этого никаких выдающихся данных.
Было бы серьезной ошибкой полагать, что американским танцорам просто повезло попасть в некий тренд. Их успех складывался порой из таких мелочей, на которые большинство тренеров даже не обращает внимания. Но именно это позволило Дэвис/Уайту всего за год совершить грандиозный по танцевальным меркам скачок: от четвертого места на чемпионате мира до серебряной олимпийской медали.
Результаты российских танцоров на протяжении многих лет оставляли неизменный простор для вопроса: «Что мы делаем не так?» Отчасти ответ дал олимпийский чемпион 1980 года, ныне – старший тренер российской сборной Геннадий Карпоносов, заметив, что первостепенной задачей для любой из российских пар как-то незаметно стало стремление во чтобы то ни стало обыграть конкурентов внутри страны, в то время как думать нужно совсем о другом – о том, чтобы быть лучшими в мире.
В Ванкувере-2018 настал именно тот момент, когда озвученная Карпоносовым задача выйти в лидеры мировых танцев приобрела совершенно реальные черты. С точки зрения конкуренции, турнир, конечно же, получился льготным: лишь отсутствие сразу нескольких сильных дуэтов во главе с трехкратными чемпионами мира Габриэлой Пападакис и Гийомом Сизероном открыло «честолюбивым дублерам» простор для маневра. Но было очень интересно, какая из российских пар сумеет реализовать выпавший шанс наиболее эффективно.
«Для меня самое сложное в работе с танцорами - найти золотую середину, баланс между техникой и артистизмом, - сказал в Ванкувере Игорь Шпильбанд, сформулировав простыми словами самую суть спортивного танца. Противостояние в Ванкувере Александры Степановой/Ивана Букина и Виктории Синициной/Никиты Кацалапова собственно и было противостоянием этих двух ипостасей: возведенной в степень техники – у одних, и лирического драматизма – у других.
Интересно, что всего год назад ни о каком реальном соперничестве между этими дуэтами не шло и речи: Синицина и Кацалапов не сумели отобраться на главные старты и фактически пропустили вторую половину сезона в то время как Саша и Иван впервые в карьере стали призерами чемпионата Европы. Собственно, и в этом сезоне разница, казалось бы, очевидна: Степанова/Букин выиграли два этапа Гран-при и отобрались в финал с максимально возможным результатом в то время как Синицина и Кацалапов на своих этапах дважды были вторыми. О равенстве сил свидетельствовал лишь результат: на момент начала танцевальных состязаний в Ванкувере личные рекорды дуэтов были фактически равными: 200,78 и 200,38.
Известный танцевальный тренер Олег Эпштейн, рассуждая о сильных и слабых сторонах двух российских дуэтов заметил, что в катании Кацалапова ему больше всего не хватает абсолютной эмоциональной раскрепощенности, которая когда-то отличала совсем юного Никиту. Вот только стоило добавить, что чрезмерные эмоции неоднократно играли с фигуристом злую шутку, оборачиваясь или падениями, или грубыми срывами элементов. И уж точно им было не место в пятницу в ритм-танце, где паре Александра Жулина предстояло выйти на лед под первым стартовым номером.
Фигуристы катались предельно осторожно, но найти золотую середину им в этот раз не удалось. Вика с Никитой фактически повторили свой лучший результат, набрав 77,33, но это была неудача: вращательная поддержка дуэта была оценена вторым уровнем сложности из-за того, что Кацалапов недокрутил положенные обороты.
Дальше пошла простая арифметика, мало того, что личные рекорды сразу трех пар были выше (79,17 у Степановой/Букина, 80,49 у Мэдисон Хаббел/Закария Донохью и 77,36 у Шарлен Гиньяр/Марко Фаббри), так американцы и итальянцы сумели эти результаты улучшить. И прогнозируемо оказались как впереди Синициной и Кацалапова, так и Степановой/Букина, которые оказались в этом поединке недостаточно конкурентоспособны. Не удалось превзойти личный рекорд и третьему российскому дуэту Тиффани Загорски/Джонатану Гурейро.
В совокупности все это означало, что планы на мировое танцевальное господство России временно придется отложить.
|