Елена Вайцеховская о спорте и его звездах. Интервью, очерки и комментарии разных лет
Главная
От автора
Вокруг спорта
Комментарии
Водные виды спорта
Гимнастика
Единоборства
Игры
Легкая атлетика
Лыжный спорт
Технические виды
Фигурное катание
Футбол
Хоккей
Олимпийские игры
От А до Я...
Материалы по годам...
Translations
Авторский раздел
COOLинария
Telegram
Блог

Фигурное катание - «Гран-при» 2018/2019 (Хиросима, Япония)
СВОБОДНЫЙ ТАНЦПОЛ
Елизавета Туктамышева
Фото © Reuters
Елизавета Туктамышева

8 ноября 2018

Во вторник трехкратные чемпионы мира в танцах на льду Габриэла Пападакис и Гийом Сизерон объявили о том, что пропустят этап Гран-при в Хиросиме, где предполагался дебют французского дуэта в новом сезоне. Специальный корреспондент РИА Новости Елена Вайцеховская рассуждает в блоге редакции о том, как сильно изменилась иерархия в танцах на льду после Олимпийских игр в Пхенчхане, и кто выиграл от того, что сильнейший дуэт мира пропускает Гран-при.

Кто-то, возможно, уже не вспомнит, но год назад на место в шестерке Гран-при не претендовала ни одна из российских танцевальных пар включая шестикратных чемпионов России и чемпионов Европы-2013 Екатерину Боброву/Дмитрия Соловьева, которые при  равном количестве очков уступили по сумме баллов американскому дуэту Мэдисон Хаббелл/Закарию Донохью.

Тогда я написала в одном из репортажей: «Если первый дуэт России уступает третьей паре США, значит, что-то в российской танцевальной жизни пошло совсем наперекосяк».

Хаббелл и Донохью достаточно стремительно рванули вверх. Они выиграли чемпионат США, стали четвертыми на Играх в Пхенчхане и вторыми на мировом первенстве в Милане. Как раз на том чемпионате Пападакис и Сизерон в третий раз за карьеру стали чемпионами, установив мировой рекорд по сумме набранных баллов: 207,20, а так же в коротком (83,73) и произвольном (123,47) танцах. Иначе говоря, французы хоть и не сумели отвоевать в Пхенчхане золото у канадцев Тессы Вирчу/Скотта Моира, но дверью, закрывая сезон, хлопнули знатно. 

Российские танцы представляли собой на тот момент достаточно бледную картину: Боброва и Соловьев остались на Олимпийских играх пятыми и в Милан они вообще не поехали, Степанова/Букин  финишировали седьмыми. Еще одна яркая российская пара Виктория Синицина/Никита Кацалапов из-за травмы партнера не отобрались на главные старты и в связи с этим были вынуждены пропустить основную часть сезона.

Пападакис и Сизерон отказались от поездки на этап Гран-при в Хиросиму из-за травмы партнера. Незначительной, но, как написал Гийом на своей страничке в соцсетях, достаточной для того, чтобы лечащий врач посчитал длительный перелет в Японию «ненужным риском». Вот фигуристы и решили: если травма может помешать выступить в полную силу, значит, от выступления нужно отказаться. При этом Габриэла и Гийом по-прежнему намереваются выступить в Гренобле на заключительном из шести этапов, и в этом есть как минусы для российских танцоров, так и плюсы.

Участвуя в турнире, трехкратные чемпионы мира наверняка отберут очки у Синициной и Кацалапова, а это вполне может осложнить российскому дуэту путь в финал: помимо французов, в участниках на этом этапе значатся довольно опасные в плане конкуренции канадцы Пайпер Гиллес/Пол Порье. С другой стороны, для Вики и Никиты это выступление может стать превосходной возможностью сравнить себя с истинными лидерами в очной борьбе: никакой заочный пересчет результатов такой возможности не предоставляет.

Поясню на цифрах. Гросмейстерский рубеж в 200 баллов в этом сезоне сумели преодолеть всего два дуэта – Хаббелл/Донохью и Степанова/Букин. Синицина и Кацалапов идут в общем зачете четвертыми - 196,42: в личном противостоянии с чемпионами США на этапе Гран-при в Канаде подопечные Александра Жулина проиграли более пяти баллов, но есть нюанс: свое преимущество Хаббелл и Донохью завоевали в ритм-танце, в то время как произвольный танец остался за россиянами. Другими словами, в части произвольного катания Синицина и Кацалапов с результатом 120,51 абсолютно сопоставимы с лидерами (122,39 имеет американский дуэт, 121,91 у Степановой/Букина, 120,4 у канадцев Кейтлин Уивер/Эндрю Поже).  

Но вся эта статистика говорит не о том, кто сильнее, а лишь о том, что преследовать Пападакис и Сизерона сильнейшие представители «остального мира» станут с приблизительно равных позиций. Но если Хаббелл и Донохью смогут включиться в очное соперничество с французами не ранее, чем на мартовском чемпионате мира, а Степанова и Букин – в январе на первенстве Европы, то  Синициной и Кацалапову эта возможность может выпасть значительно раньше. Если, конечно же, Пападакис и Сизерону не придет в голову проигнорировать вслед за японским еще и домашний этап.

Новые программы Пападакис и Сизерона пока остаются для всех секретом, в то время, как постановки двух сильнейших российских дуэтов в этом сезоне как никогда удачны. Французам в этом плане вообще непросто: они упорно придерживаются в своем творчестве единожды выбранного стиля и, поскольку стиль этот доведен почти до абсолютного совершенства, сделать хотя бы крошечный шажок вперед паре гораздо тяжелее, чем тем, кто ее догоняет. Поэтому и интересно увидеть, насколько ощутимой окажется разница.

Для Никиты Кацалапова возможность показать программы в условиях высокой конкуренции представляется особенно важной: так уж повелось, что успех этого дуэта зависит прежде всего от умения партнера концентрироваться, не допускать нелепых ошибок, подобно той, что случилась с Синициной и Кацалаповым в самом начале прошлого сезона на второстепенном турнире в Минске: в короткой программе Никита от переизбытка эмоций сначала подсек партнершу в дорожке шагов, затем уронил ее с поддержки и упал сам. Собственно, и не столь давнее выступление в канадском Лавале дало основания предполагать, что короткий ритмический танец и необходимость предельно четко контролировать каждый свой шаг и жест даются танцорам сложнее, нежели  не столь зажатая рамками требований произвольная программа.

В чью пользу сложится в этом сезоне внутрироссийская конкуренция? Этот вопрос тоже пока остается открытым, несмотря на очень впечатляющую победу Степановой и Букина на этапе Гран-при в Хельсинки. Для Саши и Ивана все пока складывается несколько более благоприятным образом, чем для их соперников: второй из своих этапов им предстоит провести в Москве в ранге однозначных фаворитов. Это довольно сильно увеличивает шанс пары не просто отобраться в финал, но войти туда с первым результатом, чему тоже поспособствовали Пападакис и Сизерон, отказавшись от запланированного старта.  Другими словами, у россиян появилась возможность сделать то, чего в фигурном катании не случалось уже очень много лет: в последний раз танцоры оказывались в числе призеров в декабре 2008-го на этапе Гран-при в Корее – Оксана Домнина и Максим Шабалин заняли там второе место.

Сколько танцевальных пар от России пройдет в финал серии? Парадокс в том, что их может оказаться не две (что само по себе грандиозный успех в сравнении с прошлым сезоном), а три. После того, как Пападакис и Сизерон снялись с пробега, освободив всем остальным чемпионский танцпол, главными бенефициарами стали выступающие за Россию Тиффани Загорски/Джонатан Гурейро – на предстоящем этапе в Хиросиме они станут одними из фаворитов и, если сумеют победить, а это вполне реально, то вполне могут рассчитывать на место в финальной шестерке. 

Сейчас же самое время вспомнить слова олимпийского чемпиона в танцах на льду Геннадия Карпоносова:

«Сейчас в танцах освободились места. Если мы не сумеем их за собой застолбить, значит, просто потеряем очередные три или четыре года, пока не подрастут юниоры и не изменится соотношение сил. И опять начнутся разговоры о том, что не «тот» судья, не «тот» технический специалист – и так далее. Я абсолютно уверен в том, что французская пара не остановится и не будет стоять на месте несмотря на то, что практически достигла своего максимума. Но с тем, что у других фигуристов нет шансов бороться с французами, я тоже не соглашусь. Просто для этого нужно, чтобы кто-то сумел выдать максимум и совершить психологический рывок»
 

© Елена Вайцеховская, 2003
Размещение материалов на других сайтах возможно со ссылкой на авторство и www.velena.ru